Парламентские слушания

«Совершенствование законодательства, регулирующего применение цифровых технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 239 от 23 декабря 2020 года)

Участники парламентских слушаний, проведенных Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, обсудив вопросы совершенствования законодательства, регулирующего применение цифровых технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отмечают следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (пункт 11) перед Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

В целях обеспечения ускоренного развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, проведения научных исследований в области искусственного интеллекта, повышения доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, совершенствования системы подготовки кадров в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» сформирован федеральный проект «Искусственный интеллект», реализация которого планируется с 2021 года.

По предложению Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации[1] осуществляется разработка нового федерального проекта «Цифровой регион», направленного на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике, социальной сфере, сфере государственного и муниципального управления в субъектах Российской Федерации.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время возможно только при помощи передовых информационных технологий, внедрения цифровизации и цифровой трансформации в городскую и коммунальную инфраструктуру.

Масштабная цифровизация жилищно-коммунального хозяйства сформирует условия для обеспечения перехода этой сферы из дотационной в инвестиционно-привлекательную отрасль экономики. Внедрение и совершенствование процедур проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в форме заочного голосования с использованием информационных систем повысит активность и ответственность собственников при принятии решений по управлению домами. Информационная открытость и доступность данных о техническом состоянии жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры, сферы управления объектами жилой недвижимостью повысит эффективность привлечения инвестиций в проекты модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства, создаст предпосылки для роста числа заключаемых концессионных соглашений и, как следствие, снизит бюджетные расходы в эту отрасль экономики.

Для достижения этой цели необходимо решить целый комплекс задач в различных областях жилищно-коммунального хозяйства, направленных на повышение их эффективности за счет внедрения цифровых технологий. Проект объединенной Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года[2] (далее – проект Стратегии) для обеспечения цифровизации сферы жилищно-коммунального хозяйства предусматривает необходимость решения следующих задач:

1) по трансформации процессов исполнения административных процедур в государственном и муниципальном управлении отраслью жилищно-коммунального хозяйства;

2) по формированию единого цифрового пространства для повышения эффективности работы организаций в отрасли жилищно-коммунального хозяйства;

3) по цифровизации деятельности управляющих, ресурсоснабжающих организаций и технических заказчиков;

4) по внедрению цифровых инструментов в сфере жилищно-коммунального хозяйства для граждан, в том числе на базе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства;

5) по внедрению технологий «Умный город».

В настоящее время на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти ведется активная работа по внедрению цифровых технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы и проекты в сфере цифровой экономики.

Возможности современных цифровых технологий (единые информационные ресурсы, цифровые платформы, эталонные данные, электронный документооборот, порталы информирования, смарт-карты, центры обработки данных, энергосберегающие технологии, системы расчетов, системы прогнозирования, системы производства и потребления и другие) позволяют существенным образом модернизировать отношения субъектов жилищно-коммунального хозяйства. Однако для внедрения данных технологий необходимо наличие соответствующей технологической инфраструктуры (приборов учета потребления, сетевой инфраструктуры сбора данных, информационно-измерительных, расчетных систем, центров обработки данных, центров обработки вызовов, порталов жилищно-коммунального хозяйства, документооборота с муниципальными, региональными и государственными информационными системами и т. п.). При этом такая инфраструктура должна отвечать требованиям надежности, производительности, масштабируемости, защищенности, доступности и удобства пользования, а формируемая нормативная правовая база должна стимулировать ресурсоснабжающие, управляющие и сервисные организации жилищно-коммунального хозяйства к внедрению современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий, обеспечивать приоритет использования решений отечественных производителей. Однако технологическая неподготовленность некоторых регионов, муниципалитетов к выполнению новых требований сдерживает реализацию положений ряда федеральных законов

Необходимость развития безопасных информационных систем и инновационных технологических решений в сфере эксплуатации и управления жилищным фондом, ускорения процесса интеллектуализации городского хозяйства подтвердилась в период пандемии новой коронавирусной инфекции, спровоцировавшей рост неплатежей за жилищные и коммунальные услуги, нарушение взаимодействия потребителей и управляющих организаций, а также обострение кадровых проблем.

Задача по повышению эффективности сферы жилищно-коммунального хозяйства за счет внедрения цифровых технологий требует решения ряда проблем законодательного и организационного характера, в числе которых следует отметить следующие:

недостаточная обеспеченность потребителей коммунальных ресурсов услугами связи, доступными, в том числе по цене услугами информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

низкая эффективность работы государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) в части решения задачи по автоматизации и централизации информационных потоков;

отсутствие единых требований к ГИС ЖКХ, а также к региональным и иным информационным системам в части проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах в форме заочного голосования с использованием информационной системы;

наличие возможности внедрения в системы ГИС ЖКХ, а также региональные и иные информационные системы программных закладок, позволяющих осуществлять несанкционированное программное воздействие на указанные системы в части возможности доступа в личные кабинеты лиц, не являющихся собственниками помещений в конкретном многоквартирном доме, в целях осуществления ими заочного голосования с использованием информационных систем;

отсутствие возможности осуществления доступа негосударственных информационных систем в единую систему идентификации и аутентификации для авторизации собственников помещений в многоквартирном доме и их представителей в целях проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах в форме заочного голосования с использованием информационной системы;

низкое качество и разобщенность данных (показателей) в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, отсутствие единых требований по их описанию и размещению в информационных системах;

отсутствие доступного информационного ресурса, содержащего полные, достоверные и актуальные данные о состоянии жилищного фонда, об объеме и качестве произведенных и потребленных жилищных и коммунальных услуг, о потребителях таких услуг;

отсутствие единой информационной системы технического учета жилищного фонда, что не позволяет обеспечить должный уровень контроля за техническим состоянием жилищного фонда, прогнозировать объемы финансирования, необходимого для решения задачи ликвидации аварийного жилищного фонда и комплексного развития территорий, обеспечивать своевременность и качество капитального ремонта многоквартирных домов;

отсутствие широкого внедрения интеллектуальных систем учета производства и потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном секторе экономики;

необходимость развития и расширения применения механизмов управляемого объема потребления коммунальных ресурсов, позволяющих снижать нагрузку на коммунальные сети в «пиковые часы» и уменьшать потери ресурсоснабжающих организаций;

отсутствие единой информационной системы, содержащей данные о собственниках, нанимателях и арендаторах жилых помещений, что не позволяет нормализовать договорные отношения, обеспечить корректность начислений и сократить объем задолженности за услуги жилищно-коммунального хозяйства;

размещение недостоверных сведений о помещениях в многоквартирных домах и их собственниках в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;

неприменение информационных технологий управляющими организациями и компаниями при работе с обращениями граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, что снижает оперативность и эффективность такой работы и увеличивает нагрузку на органы государственной власти и местного самоуправления;

низкий потенциал тиражирования успешных региональных и муниципальных практик в области цифровизации жилищно-коммунального хозяйства;

Участники парламентских слушаний, отмечая необходимость дальнейшего совершенствования правовых, организационных и финансовых механизмов, используемых в целях повышения эффективности сферы жилищно-коммунального хозяйства за счет внедрения цифровых технологий, рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

ускорить разработку федерального проекта «Цифровой регион»;

организовать разработку комплекса мер (»дорожной карты») по использованию национальной системы управления данными и государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в качестве ключевых систем для обеспечения цифровой трансформации жилищно-коммунального хозяйства;

организовать разработку комплекса мер (»дорожной карты») экономического стимулирования для обеспечения внедрения интеллектуальных систем учета (сбора и передачи) данных по производству и потреблению коммунальных ресурсов в жилищно-коммунальном секторе экономики;

принять меры по недопущению размещения недостоверных сведений о помещениях в многоквартирных домах и их собственниках в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

принять меры по повышению эффективности работы государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства;

обеспечить установление единых требований к ГИС ЖКХ, а также к региональным и иным информационным системам в части проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах в форме заочного голосования с использованием информационной системы;

разработать комплекс мер, направленных на недопущение внедрения в системы ГИС ЖКХ, региональные и иные информационные системы программных закладок, позволяющих осуществлять несанкционированное программное воздействие на указанные системы в части доступа в личные кабинеты лиц, не являющихся собственниками помещений в конкретном многоквартирном доме, в целях осуществления ими заочного голосования с использованием информационных систем;

обеспечить реализацию равенства прав граждан, установленных жилищным законодательством, по выбору и использованию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, региональной информационной системы и иных информационных систем для проведения первого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

принять меры для формирования достоверной и актуальной информации о техническом состоянии жилищного фонда, содержащейся в электронном паспорте многоквартирного дома, размещаемом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с целью доступности к данным заинтересованных лиц;

рассмотреть вопрос о формировании единой информационной системы, содержащей данные о собственниках, нанимателях и арендаторах помещений в многоквартирных домах с возможностью ее актуализации в оперативном режиме и обеспечению доступности к данным системы управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, и других заинтересованных лиц;

разработать комплекс мер, направленных на расширение практики применения ресурсоснабжающими организациями и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами:

— механизмов управляемого объема потребления коммунальных ресурсов, позволяющих снижать нагрузку на коммунальные сети в «пиковые часы» и уменьшать потери ресурсоснабжающих организаций;

— информационных технологий, обеспечивающих оперативность и повышающих эффективность работы с обращениями граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

3. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

ускорить реализацию мероприятий, направленных на обеспечение потребителей коммунальных ресурсов услугами связи, доступными, в том числе по цене услугами информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

принять меры, направленные на обеспечение интеграции национальной системы управления данными и государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с региональными информационными системами;

предусмотреть в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» следующие дополнительные функции:

— предоставления гражданам услуги по информированию о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

— голосования при прохождении гражданином регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) по вопросам повестки дня общего собрания собственников при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием установленного перечня государственных и негосударственных информационных систем с подтверждением в автоматическом режиме информации о праве собственности в соответствии с данными из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН);

— бессрочного хранения электронных образов протоколов общих собраний собственников помещений в органах государственного жилищного надзора.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

определить систему мер, направленных на обеспечение производства на отечественных предприятиях качественных конкурентоспособных приборов учета коммунальных ресурсов, в том числе являющихся компонентами автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, производимых и потребляемых в жилищно-коммунальном секторе экономики.

5. Федеральной антимонопольной службе:

разработать меры, направленные на обеспечение возможности получения через информационные системы объективной информации, необходимой для регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, повышение доступности понятной для потребителей жилищно-коммунальных услуг информации о тарифах жилищно-коммунального комплекса.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

рассмотреть возможность создания региональных проектов информационных систем жилищного самоуправления с учетом опыта успешной практики города Москвы по созданию электронного сервиса «Электронный дом» и информационной системы «Активный гражданин»;

при реализации региональных проектов информационных систем жилищного самоуправления предусмотреть возможность осуществления общественного контроля за размещением информации об итогах голосования и решениях, принятых общим собранием собственников помещений при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

предусмотреть возможность осуществления мониторинга правоприменительной практики проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием региональных проектов информационных систем в части вынесения на голосование общего собрания собственников вопросов, связанных с существенным пересмотром условий оказания услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с целью исключения недобросовестной конкуренции на рынке управления жилищным фондом или возможных необоснованных злоупотреблений правом на прекращение договора управления многоквартирным домом.



[1] Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создан в соответствии с постановлением Совета Федерации от 11 апреля 2018 года № 116-СФ.

[2] Проект объединенной Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года (письмо статс-секретаря – заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Т.Ю. Костаревой от 7 июля 2020 года № 25969-ТК/02).