Парламентские слушания

«О мерах по стимулированию жилищного строительства в субъектах Российской Федерации»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике,
местному самоуправлению
и делам Севера
(протокол № 267 от 24 января 2022 года

Участники парламентских слушаний, проведенных 16 декабря 2021 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, единого института развития в жилищной сфере (акционерного общества «ДОМ.РФ»), а также профессионального строительного сообщества, обсудив вопрос жилищного строительства в регионах, а также достаточность и эффективность принимаемых на федеральном уровне мер, направленных на его стимулирование, отмечают следующее.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год установлено в качестве ключевого целевого показателя в сфере жилищного строительства в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год также является одной из стратегических целей реализации национального проекта «Жилье и городская среда»[1].

В рамках реализации указанной цели, по словам Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина, до 2030 года должно быть построено более 1 миллиарда квадратных метров жилья, то есть 26 процентов всего жилищного фонда России. Каждый пятый метр в стране должен быть новым.

За десять месяцев 2021 года введено 72,5 млн. квадратных метров жилья, что на 30,3% больше аналогичного периода 2020 года, из которых 40,8 млн. квадратных метров жилья приходится на индивидуальное жилищное строительство (+40,1% к показателю прошлого года).

По итогам 2022 года планируется ввод не менее 90 млн. квадратных метров жилья[2].

В целях стимулирования жилищного строительства в регионах Правительством Российской Федерации на системной основе проводится значительная работа, охватывающая как корректировку действующего законодательства, регламентирующего строительный процесс (в частности, внесение изменений, предусматривающих сокращение инвестиционно-строительного цикла, цифровизацию строительной отрасли, переход на проектное финансирование деятельности застройщиков, создание единого механизма комплексного развития территорий), так и внедрение мер государственной поддержки строительного сектора (утверждение «инфраструктурного меню», механизмы которого направлены на обеспечение земельных участков, в том числе предназначенных под жилищное строительство, необходимыми объектами инфраструктуры[3]; реализация мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (программа «Стимул»); реализация ряда специальных ипотечных программ, предусматривающих предоставление отдельным категориям граждан ставки по кредиту значительно ниже рыночной[4]; реализация ряда программ поддержки застройщиков[5]).

Своевременное внедрение и реализация отдельных из указанных выше мероприятий позволила строительной отрасли успешно пройти наиболее экономически сложный период, связанный с распространением коронавирусной инфекции, а также создать необходимый правовой задел, направленный на поступательное наращивание объемов жилищного строительства в будущем.

Отмечая положительный эффект от проводимой Правительством Российской Федерации работы по стимулированию жилищного строительства в субъектах Федерации, регионами, а также профессиональным строительным сообществом выделяется ряд проблем, препятствующих увеличению на системной основе объемов жилищного строительства, среди которых можно выделить следующие:

— некоторые недостатки недавно введенного в Градостроительный кодекс Российской Федерации нового механизма комплексного развития территорий, в частности:

проблемность реализации проектов комплексного развития территорий в границах зон охраны объектов культурного наследия;

отсутствие механизмов поддержки застройщиков, реализующих проекты комплексного развития территорий, в том числе по расселению ими ветхих многоквартирных домов, а также высокие предпринимательские риски застройщиков, связанные с возможностью исключения многоквартирного дома из решения о комплексном развитии территории жилой застройки на основании решения, принятого на общем собрании собственников помещений в таком многоквартирном доме уже после заключения с застройщиком договора о комплексном развитии территории жилой застройки;

действующее правило о предоставлении из федерального бюджета финансовой поддержки на мероприятия по расселению многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года, только после расселения в полном объеме многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года;

отсутствие возможности реализации проектов комплексного развития территории жилой застройки в отношении территории, полностью занятой ветхими объектами индивидуального жилищного строительства;

— низкая доступность проектного финансирования для небольших региональных застройщиков, что привело к фактическому отсутствию строительства нового жилья в ряде субъектов Российской Федерации (например, в Чукотском и Ненецком автономных округах, Еврейской автономной области), а также в отдельных городах (например, в Белово Кемеровской области, в Георгиевске Ставропольского края);

— продолжающийся рост цен на строительные материалы, оказывающий негативное влияние на себестоимость строительства;

— отсутствие в регионах обеспеченных необходимой инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, а также недостаточность бюджетных средств, выделяемых в целях обеспечения указанных земельных участков необходимой инфраструктурой.

На основании вышеизложенного, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о продлении срока реализации льготной ипотеки (истекает 1 июля 2022 года), оператором которой является акционерное общество «ДОМ.РФ», в целях обеспечения поддержания спроса на жилье со стороны населения на необходимом для реализации национального проекта «Жилье и городская среда» уровне;

— продолжить проработку подходов к закреплению возможности внедрения механизма поэтапного раскрытия счетов эскроу в рамках проектного финансирования банками деятельности застройщиков;

— в целях совершенствования механизма комплексного развития территорий (КРТ) рассмотреть вопросы о:

разработке мер государственной поддержки застройщиков, реализующих проекты комплексного развития территорий, в том числе в целях обеспечения расселения ими ветхих многоквартирных домов, которые в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

разработке и принятии постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего включение земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на которых расположены объекты культурного наследия, в границы комплексного развития территорий в целях их сохранения за счет внебюджетных источников финансирования, а также обеспечения соответствия территории, в отношении которой заключен договор о комплексном развитии, Стандарту комплексного развития территорий, разработанному в соответствии с национальным проектом «Жилье и городская среда»;

исключении ограничения по предоставлению из федерального бюджета финансовой поддержки на мероприятия по расселению многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года, только после расселения в полном объеме многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

— в целях поддержки развития индивидуального жилищного строительства во взаимодействии с акционерным обществом «ДОМ.РФ» создать реестр типовых проектов индивидуального жилищного строительства с разработанной в качестве приложения к ним проектно-сметной документации, интегрировав реестр в информационную систему «Цифровое строительство»;

— в целях стимулирования развития арендного жилья рассмотреть вопрос о разработке мер стимулирующего характера в отношении застройщиков, реализующих проекты по строительству арендного жилья (например, безвозмездное предоставление земельных участков, кредитов по льготной ставке, налоговых преференций и так далее);

— в целях совершенствования механизма комплексного развития территорий (КРТ):

во взаимодействии с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотреть возможность упрощения порядка согласования размещения объектов капитального строительства в границах приаэродромной территории при реализации проектов комплексного развития территорий;

во взаимодействии с акционерным обществом «ДОМ.РФ» рассмотреть вопрос о возможности передачи акционерным обществом «ДОМ.РФ» уполномоченным органам государственной и муниципальной власти доли жилых помещений в объектах, полученных им в рамках реализации проектов комплексного освоения территорий (аукционов «за долю») по цене, установленной Минстроем России исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, для дальнейшего использования указанных жилых помещений в целях реализации государственных и муниципальных программ по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан;

оценить целесообразность закрепления на федеральном уровне предусмотренных пунктом 3 части 8 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации критериев, характеризующих высокий уровень износа жилых домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, соответствие которым позволяет включать земельные участки, на которых они расположены, в границы комплексного развития территории жилой застройки;

проработать вопрос о возможности включения в границы комплексного развития территории жилой застройки территорий, полностью занятых ветхими объектами индивидуального жилищного строительства;

рассмотреть вопрос о возможности исключения многоквартирного дома из решения о комплексном развитии территории жилой застройки на основании решения собственников помещений в таком многоквартирном доме, только если такое решение принято до заключения с застройщиком договора о комплексном развитии территории жилой застройки, а не до утверждения документации по планировке соответствующей территории;

оценить целесообразность установления обязательности внесения в Единый государственный реестр недвижимости в рамках вносимых в него сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним сведений о расположении объекта недвижимого имущества в границах территории комплексного развития.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— использовать при реализации проектов комплексного развития территорий механизмы развития инфраструктуры, предусмотренные разработанным Правительством Российской Федерации «инфраструктурным меню»;

— обеспечить учет положений методического документа «Стандарт комплексного развития территорий», разработанного в соответствии с федеральным проектом «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда», при разработке документов, связанных с территориальным планированием, градостроительным зонированием и благоустройством территорий;

— привести в соответствие с разработанным акционерным обществом «ДОМ.РФ» Единым стандартом сопровождения программ государственной поддержки в жилищной сфере действующие региональные программы поддержки, направленные на улучшение жилищных условий граждан, а также использовать его при разработке новых региональных мер поддержки;

— рассмотреть вопрос о передаче акционерному обществу «ДОМ.РФ» полномочий оператора региональных ипотечных программ в целях обеспечения удобства и автоматизации процессов получения услуг всеми участниками процесса за счет реализации принципа «одного окна».


[1] «Паспорт национального проекта „Жилье и городская среда“ (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года № 16).

 

[2] 8 октября 2021 года, встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным.

[3] В том числе включает такие механизмы, как инфраструктурные бюджетные кредиты; инфраструктурные облигации; предоставление средств Фонда национального благосостояния государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; выделение средств из резервного фонда на опережающее строительство, в первую очередь дорожное; выделение инфраструктурных кредитов ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру; выделение капитальных грантов на проекты государственно-частного партнерства; реструктуризация бюджетных кредитов в целях поддержки новых инвестиционных проектов.

[4] Льготная ипотека, семейная ипотека, дальневосточная ипотека, сельская ипотека, программа «Молодая семья», программа поддержки семей с детьми и т. д.

[5] Программа поддержки низкомаржинальных проектов строительства, а также программа поддержки создания (реконструкции) объектов капитального строительства путем субсидирования процентных ставок по кредитам, выданным подрядным организациям, в целях досрочного исполнения государственных (муниципальных) контрактов.