Парламентские слушания

«Новые подходы к привлечению инвестиций в регионы в рамках решения задач пространственного развития»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 289 от 31 октября 2022 года)

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Новые подходы к привлечению инвестиций в регионы в рамках решения задач пространственного развития» (далее – парламентские слушания). В парламентских слушаниях приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, эксперты.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

В настоящее время перед Российской Федерацией стоят значительные вызовы, в числе которых последствия пандемии COVID-19, беспрецедентное санкционное давление со стороны недружественных иностранных государств, необходимость структурной перестройки экономики и переориентации логистических цепочек и ряд других.

В существующих условиях особое значение приобретает обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р, в числе основных направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, называет совершенствование существующих и создание новых институтов развития, в том числе особых режимов ведения предпринимательской деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько инструментов развития территорий, в том числе территории опережающего социально-экономического развития (в частности, в Дальневосточном федеральном округе, монопрофильных муниципальных образованиях, закрытых административно-территориальных образованиях), свободный порт Владивосток, свободная экономическая зона, особые экономические зоны, а также промышленные технопарки, индустриальные (промышленные) парки, промышленные кластеры, территориальные инновационные кластеры, инновационные научно-технологические центры и другие.

Все указанные инструменты развития достигают целей прежде всего за счет привлечения на территорию инвесторов для реализации как правило новых проектов по созданию производств, разработке и коммерциализации новых идей и открытий, развитию инфраструктурных объектов.

Основным механизмом привлечения инвесторов является предоставление налоговых льгот и административных преференций, связанных с арендой земельных участков, упрощением градостроительных процедур, льготным подключением к инфраструктуре.

При этом налоговые льготы в рамках инструментов развития территорий в основном схожи и дают преференции по одним и тем же налогам, различаясь размером ставок и сроком предоставления в зависимости от целей, для достижения которых создавался тот или иной инструмент развития.

Таким образом, по мнению участников парламентских слушаний, в настоящее время приоритетным направлением развития действующих преференциальных режимов является упорядочение правил применения механизмов развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, унификация процедур их создания, функционирования и оценки эффективности при наличии дифференциации мер поддержки инвесторов в зависимости от специфики территории (геостратегические территории, моногорода, закрытые административно-территориальные образования, исторические поселения и иные территории) и целей применения инструментов развития.

Возможно выделить две основные группы режимов с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности:

«территориально-ориентированные» режимы (территории опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе, монопрофильных муниципальных образованиях, закрытых административно-территориальных образованиях, свободный порт Владивосток, свободная экономическая зона) – инструменты, направленные на ускоренное развитие отдельно взятых территорий и предоставляющие инвестору максимально широкий круг преференций, для обеспечения перераспределения инвестиционных потоков на геостратегические территории, снижения миграции рабочей силы из таких территорий, а также сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижения внутрирегиональных социально-экономических различий;

режимы отраслевого характера (особые экономические зоны, промышленные технопарки, индустриальные (промышленные) парки, промышленные кластеры, территориальные инновационные кластеры, инновационные научно-технологические центры и другие) – режимы, направленные на развитие различных отраслей экономики и предоставляющие инвесторам те преференции, которые смогут помочь ему сократить срок начала операционной стадии проекта и выхода на самоокупаемость. При этом эффект от применения таких режимов будет достигаться не за счет максимальной концентрации инвесторов на определенном участке территории, а за счет масштабирования их количества. Названные режимы могут быть созданы в большинстве субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также исходя из анализа практики функционирования инструментов развития территорий и информации, полученной от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод о наличии следующих вопросов и актуальных задач в рассматриваемой сфере, требующих решения:

— согласование целей функционирования территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности и стратегических целей развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации;

— упрощение процедур создания и функционирования территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, получения статуса резидента территорий;

— упорядочение применения налоговых льгот в отношении резидентов территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, в частности, льгот по страховым взносам для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях и (или) разработка мер поддержки, альтернативных пониженному размеру налогов и страховых взносов;

— совершенствование механизмов государственной поддержки проектов по созданию инфраструктуры территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

— совершенствование методик оценки эффективности территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

— оптимизация деятельности управляющих компаний, осуществляющих функции по управлению территориями с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

— расширение участия органов местного самоуправления в решении вопросов создания и функционирования территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности.

Заслушав и обсудив выступления, рассмотрев представленные материалы, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, направленных на совершенствование функционирования территорий опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток, особых экономических зон, свободной экономической зоны, а также промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров, территориальных инновационных кластеров, инновационных научно-технологических центров и иных инструментов поддержки промышленной и инновационной деятельности.

2. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о совершенствовании механизмов развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, предусматривая:

упорядочение правил применения механизмов развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, включая определение критериев дифференциации мер поддержки в зависимости от специфики территории (геостратегические территории, моногорода, закрытые административно-территориальные образования, исторические поселения и иные территории);

согласование целей функционирования территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности и стратегических целей развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов Российской Федерации, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации;

учет вопросов экологического развития при принятии решений о создании территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

расширение участия органов местного самоуправления в решении вопросов создания и функционирования территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

упрощение процедур получения статуса резидента территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности;

упрощение процедур изменения границ территорий опережающего социально-экономического развития;

2) рассмотреть вопрос об отмене поручения, в соответствии с которым Министерством экономического развития Российской Федерации не принимаются к рассмотрению предложения о создании новых территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях;

2) рассмотреть вопрос о расширении перечня критериев оценки созданных до 1 января 2022 года территорий опережающего социально-экономического развития (за исключением территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа) в целях продления до 31 декабря 2024 года включительно периода, в течение которого плательщики страховых взносов, приобретая статус резидента такой территории опережающего социально-экономического развития, получают право на применение пониженных тарифов страховых взносов, и (или) о применении в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития мер поддержки, альтернативных пониженному размеру страховых взносов;

3) рассмотреть вопрос об унификации подхода к определению видов экономической деятельности, которые вправе осуществлять резиденты территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях, предусмотрев для таких территорий опережающего социально-экономического развития, независимо от даты их создания, упрощенный порядок утверждения и изменения перечня видов экономической деятельности, при осуществлении которых на территории опережающего социально-экономического развития не действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности;

4) рассмотреть возможность установления срока действия территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях не менее 20 лет;

5) рассмотреть вопрос о продлении срока действия особой экономической зоны в Магаданской области после 1 января 2026 года и распространении особого режима осуществления предпринимательской деятельности на всю территорию Магаданской области;

6) рассмотреть возможность расширения мер государственной поддержки наукоградов и инновационных территориальных кластеров;

7) уделить приоритетное внимание скорейшему принятию:

постановления Правительства Российской Федерации, определяющего методику распределения дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации в целях частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета на 2022 год, а также на очередной финансовый год и плановый период;

постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего упрощение требований к промышленным кластерам, а также право государственных фондов развития промышленности, создаваемых субъектами Российской Федерации, выступать в качестве специализированной организации промышленного кластера.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:

1) рассмотреть вопрос об учете отраслей перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации при принятии решений о создании территорий опережающего социально-экономического развития и особых экономических зон;

2) рассмотреть вопрос о совершенствовании методик оценки эффективности территорий опережающего социально-экономического развития и особых экономических зон, предусмотрев в числе критериев их эффективности вклад в достижение национальных целей и целей, предусмотренных документами стратегического планирования Российской Федерации;

3) рассмотреть вопросы об оптимизации деятельности управляющих компаний, осуществляющих функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития и особыми экономическими зонами, в том числе путем изменения организационно-правовой формы, об установлении для их руководителей системы ключевых показателей эффективности, включая показатели, характеризующие финансовый результат деятельности управляющих компаний;

4) рассмотреть вопрос о включении в число мер поддержки резидентов территорий опережающего социально-экономического развития права на предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

1) рассмотреть возможность расширения перечня субъектов Российской Федерации, которым предоставляются субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий и проектов по созданию и (или) развитию промышленного (индустриального) парка, агропромышленного парка, технопарка или промышленного технопарка в рамках государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», предусмотрев включение в указанный перечень субъектов Российской Федерации, относящихся к геостратегическим территориям Российской Федерации;

2) рассмотреть возможность предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий и проектов по созданию инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития в закрытых административно-территориальных образованиях и монопрофильных муниципальных образованиях, а также инфраструктуры особых экономических зон;

3) рассмотреть возможность предоставления резидентам портовых особых экономических зон льгот по уплате таможенных пошлин;

4) рассмотреть вопрос о предоставлении органам государственной власти субъектов Российской Федерации права предоставлять налогоплательщикам – резидентам территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности льготы по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации;

5) рассмотреть возможность освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по передаче государственного или муниципального имущества в собственность управляющих компаний территорий опережающего социально-экономического развития и их дочерних хозяйственных обществ.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о разработке системы оценки эффективности деятельности промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков, предусматривающей критерии оценки их вклада в развитие экономики и согласованность таких критериев с целевыми показателями документов стратегического планирования Российской Федерации и национальных проектов;

2) рассмотреть возможность разработки механизма льготного кредитования предприятий обрабатывающей промышленности – участников промышленных кластеров в целях реализации проектов по производству импортозамещающей промышленной продукции.

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о расширении сферы применения института специальных инвестиционных контрактов, предусмотрев возможность реализации в рамках таких контрактов межрегиональных инвестиционных проектов;

2) рассмотреть вопрос о включении управляющих компаний особых экономических зон, промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков в число заемщиков, которым может быть предоставлен кредит по субсидируемой процентной ставке в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 года № 1570;

3) рассмотреть вопрос об упрощении процедур подтверждения соответствия промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков требованиям к таким паркам, предусмотренным Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о разработке методических рекомендаций по подготовке документов для подтверждения названного соответствия.

7. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:

рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка субсидирования ставки по кредитам, выданным резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток на реализацию инвестиционных проектов на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, предусмотрев расширение перечня приоритетных отраслей экономики, в которых в целях реализации инвестиционных проектов инвесторам предоставляется государственная поддержка в форме субсидирования процентной ставки по кредитам.

8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) активизировать внедрение системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации (»регионального инвестиционного стандарта») в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации (»Региональный инвестиционный стандарт»)»;

2) совместно с органами местного самоуправления рассмотреть вопрос о разработке и внедрении муниципальных стандартов поддержки новых инвестиционных проектов и развития предпринимательства;

3) оказывать управляющим компаниям промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков поддержку в целях обеспечения их соответствия требованиям к таким паркам, предусмотренным Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) рассмотреть вопрос о разработке мер государственной поддержки деятельности по созданию и развитию инфраструктуры промышленных технопарков, индустриальных (промышленных) парков, промышленных кластеров;

5) рассмотреть возможность оказания государственными фондами развития промышленности, создаваемыми субъектами Российской Федерации, поддержки проектам по созданию промышленных кластеров.

9. Органам местного самоуправления:

1) принять участие во внедрении системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации (»регионального инвестиционного стандарта») в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 591 «О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации (»Региональный инвестиционный стандарт»)»;

2) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о внедрении муниципальных стандартов поддержки новых инвестиционных проектов и развития предпринимательства.