Парламентские слушания

«Импортозамещение в Российской Федерации: проблемы и их решения»

Комитет Совета Федерации по экономической провел парламентские слушания, целью которых стало обобщение положительного опыта субъектов Российской Федерации в части реализации программ импортозамещеиня и подготовка рекомендаций Правительству РФ для выработки единой государственной политики в этой сфере. (Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 24 мая 2016 года (Протокол № 106)


Участники парламентских слушаний, состоявшихся под председательством заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.В. Бушмина, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители крупных производственных предприятий и научно-исследовательских институтов, отмечают следующее.

Импортозамещение как тип экономической стратегии, направленной на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых товаров и технологий продуктами национального производства, реализуется с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции за счет стимулирования модернизации производства, роста его эффективности и освоения новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью.

В настоящее время реализация государственной политики в части импортозамещения усложнена такими сдерживающими факторами, как высокая степень износа и устаревания производственного оборудования, недостаточный уровень доступа предприятий к инновационной и инвестиционной инфраструктуре, низкий уровень конкурентоспособности, большая энергоемкость производства, высокая доля потребления импортных промежуточных товаров, кадровый дефицит. Наряду с этим, стремление к обеспечению экономической независимости и безопасности страны, сохранению и укреплению положительного сальдо внешнеторгового баланса обусловили существенные изменения концентрации внешнеторговых связей в пределах межстрановых союзов и ассоциаций.

Глубина и острота этих проблем требует использования системного подхода к их решению на основе анализа структуры существующей экономической системы при учете цивилизационной специфики национальной экономики. Государственное управление этим процессом должно базироваться на принципе совмещения стратегии импортозамещения с долгосрочной концепцией преобразования отраслевой и региональной структуры российской экономики, приоритетами реформирования структуры производства и системы управления с учетом общих для всех органов государственной власти подходов, правил и требований.

Сложившаяся геополитическая ситуация требует сосредоточить внимание на стратегически важных первостепенных мерах, предотвращающих угрозы нанесения ущерба жизнеобеспечению и безопасности государства и общества, а также прямо влияющих на сохранение социальной стабильности в обществе. Основными направлениями являются обеспечение продовольственной и лекарственной безопасности, выпуск отечественных медицинских изделий, оборудования для легкой промышленности, а также политика импортозамещения в сфере технологий, программного обеспечения, в производственном секторе, станкоинструментальной отрасли.

Выделенные приоритеты обуславливают выработку механизмов поддержки российских производителей, направленных на сохранение действующих высокотехнологичных предприятий, содействие производствам с большим научным и производственным потенциалом, формирование специализированных мер государственной помощи предприятиям, организующим производство новых видов продукции в соответствии с отраслевыми планами по импортозамещению.

Важнейшей задачей выступает инвестиционная поддержка предприятий. Отсутствие доступа к финансированию, высокие требования к залоговому обеспечению и существенная процентная ставка банков представляют собой барьеры, препятствующие участию производителей в реализации политики импортозамещения. Образование Фонда развития промышленности, а также введение таких инструментов, как специальные инвестиционные контракты, субсидирование процентов по кредитам, субсидирование части затрат на НИОКР, финансирование через институты развития, предоставление государственных гарантий в качестве обеспечения по кредитам призваны привлечь частных инвесторов к вложению средств в модернизацию предприятий, созданию высокопроизводительных рабочих мест и организацию производства инноваций.

Экономическая политика в сфере импортозамещения имеет своей целью восстановление роли и места промышленности в качестве базовой компоненты экономики страны на основе передового технологического уклада путем решения комплекса взаимосвязанных экономических и организационных мероприятий. Реализация поставленных задач требует от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Российской академии наук, бизнеса и экспертного сообщества максимально скоординированных действий с Федеральным собранием Российской Федерации в части законодательного обеспечения этой деятельности.

С учетом изложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить принятие проектов федеральных законов:

№ 801288–6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в части уменьшения ставки налога на прибыль организаций для участников региональных инвестиционных проектов с учетом поправок, поступивших от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

№ 222564–6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона „О развитии сельского хозяйства“ в части введения нового направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

2. Правительству Российской Федерации:

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации обобщить все предложения по импортозамещению, поступившие из регионов страны, а также министерств и ведомств, и с учетом финансовой составляющей доложить Правительству Российской Федерации для принятия решения по их выполнению во временном факторе;

обеспечить своевременную подготовку и утверждение Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации для определения долгосрочных целей, приоритетов и основных задач, механизмов и практических мер государственной социально-экономической политики. Привлечь к обсуждению Стратегии максимально широкий круг экспертов, представителей бизнес-сообщества, научных кругов и институтов гражданского общества;

ускорить разработку Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, разрабатываемой с учетом потенциальных возможностей реиндустриализации экономики субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

обеспечить принятие Стратегии развития государственной политики обеспечения качества и безопасности пищевой продукции до 2030 года, направленной на создание механизмов стимулирования производителей к выпуску новой продукции, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, совершенствование кадровой политики, продвижение ценностей здорового питания, совершенствование нормативной базы;

разработать единую методику долгосрочного прогнозирования потребностей системы здравоохранения в медицинских изделиях и лекарственных средствах. На основе прогноза обеспечить утверждение долгосрочных планов развития медицинской и фармацевтической промышленности с выделением приоритетов по локализации производственных и лечебных технологий;

продолжить работу по развитию кооперации в сфере импортозамещения между федеральными органами государственной власти, институтами инновационного развития и бизнес сообществом, придавая особое значение созданию технологических цепочек на базе современных инновационных технологий;

сформировать систему специализированных мер государственной поддержки предприятиям, организующим производство новых видов продукции в соответствии с отраслевыми планами по импортозамещению, предусмотрев развитие сервисной сети обслуживания произведенной отечественными предприятиями продукции;

рассмотреть вопрос о распространении мер государственной поддержки импортозамещения на более широкий перечень основных видов продукции, в которых нуждаются крупные инфраструктурные компании;

разработать единую федеральную методику координации региональных планов по импортозамещению с планами по импортозамещению, утвержденными приказами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

выработать механизмы институционального улучшения предпринимательского климата и повышения заинтересованности бизнеса в инвестиционной и инновационной деятельности инструментами налоговой и ценовой политики;

разработать комплекс мер, направленных на интенсификацию научно-исследовательской, опытно-конструкторской и внедренческой деятельности с целью обеспечения опережающих темпов развития станкоинструментальной отрасли и создания собственной производственной базы;

рассмотреть вопрос о разработке унифицированных требований по локализации производства оборудования и технологий, ввозимых на территорию Российской Федерации, предусмотрев законодательное определение понятия «локализация производства»; разработку единых методических подходов к оценке степени локализации производства в различных отраслях промышленности; возможность формирования долгосрочных государственных заказов, объединяющих потребности в локализуемой продукции нескольких отраслей промышленности; а также возможность регулирования таможенных пошлин на комплектующие локальных производств;

разработать порядок и критерии предоставления льгот предприятиям со значительной степенью локализации производства, осуществляющих выпуск импортозамещающей продукции. С целью стимулирования процессов импортозамещения рассмотреть целесообразность внедрения системы налогового поощрения (налоговых вычетов вплоть до нулевой ставки налогообложения по ряду региональных налогов для предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию с локализацией 100 % или близкой к максимальной) для предприятий с высокой степенью локализации производства;

разработать государственную программу импортозамещения, в которой определить приоритетные направления развития различных сегментов в IT-отрасли, а также мероприятия по тестированию и отбору информационно-программных и информационно-технических средств для последующего их внедрения во всех органах государственной власти;

рассмотреть целесообразность установления заградительных таможенных пошлин на зарубежные аналоги продукции, производимой отечественными предприятиями, с учетом установленных ВТО ограничений, при одновременном снижении пошлин на оборудование и комплектующие, применяемые при развитии импортозамещающих производств;

разработать механизмы замещения действующих импортных автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) и оборудования для систем безопасности на критически важных объектах и введение запрета на приобретение импортных АСУ ТП и оборудования для систем безопасности на критически важных объектах при наличии отечественных аналогов;

Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть возможность предоставления из федерального бюджета дополнительной субсидии Фонду развития промышленности (ФРП) в целях реализации программы софинансирования с региональными фондами развития промышленности (РФРП);

Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть возможность предоставления из федерального бюджета дополнительной субсидии Фонду развития промышленности (ФРП) в целях расширения финансирования программы ФРП «Создание серийных производств станкоинструментальной продукции», направленной на создание продукции гражданского назначения, соответствующей принципам наилучших доступных технологий, с импортозамещающим или экспортным потенциалом, в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328;

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть целесообразность разработки совместной программы софинансирования проектов пищевой промышленности, которая будет реализовываться Фондом развития промышленности (ФРП); Министерству финансов Российской Федерации определить источники финансирования совместной программы;

обеспечить включение отрасли тяжелого и нефтегазового машиностроения в перечень неотложных мероприятий по поддержке отдельных отраслей экономики, утвержденный Планом действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году (утв. Правительством РФ 1 марта 2016г.);

рассмотреть возможность увеличения ввозных пошлин на импортное горношахтное оборудование, аналоги которого производятся в Российской Федерации; а также проработать вопрос введения субсидирования процентной ставки по кредитам, взятым угольными компаниями на приобретение горношахтного оборудования российских производителей;

Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать государственную программу кадровой поддержки промышленных предприятий с целью:

—восстановить традиции постоянного взаимодействия и практического сотрудничества между профильными государственными университетами и промышленными предприятиями в части организации и обеспечения обязательной производственной практики;

—сформировать механизм планирования подготовки инженерно-технических и инженерно-экономических кадров для стратегических отраслей промышленности и системообразующих предприятий этих отраслей, на основе которого университетам, осуществляющим их подготовку, предусмотреть выделение необходимого количества бюджетных мест;

—внедрить инструменты государственного образовательного кредита, с введением обязанности выпускников отработать по освоенной в университете специальности не менее 2 лет;

—определить критерии установления дополнительных социальных льгот и гарантий для начинающих работать на промышленных предприятиях молодых специалистов;

—развить информационные возможности популяризации и повышения престижа работы в промышленности с привлечением средств массовой информации;

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации создать единую базу вакансий в промышленной сфере для трудоустройства выпускников профильных технических и технологических университетов, предоставив свободный доступ к ней как молодым специалистам, так и работодателям;

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по внесению изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы по оказанию дополнительной государственной поддержки:

—развития селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров, включая проведение научно-исследовательских работ в растениеводстве и животноводстве;

—развития зернового комплекса Российской Федерации на 2017–2025 годы и на перспективу до 2030 года;

—финансирования мероприятий по увеличению производства молока, молочных продуктов и мяса говядины;

—реализации мероприятий кадрового обеспечения агропромышленного комплекса;

—финансирования мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года».

3. Центральному банку Российской Федерации:

ввести пониженные коэффициенты риска по ссудам, выданным на реализацию проектов модернизации производства и расширения бизнеса в части пополнения основных средств оборудованием отечественного производства (при наличии документального подтверждения), и льготы по созданию резервов на потери по таким ссудам в случае ухудшения финансового состояния заёмщика;

проработать вопрос о смягчении денежной политики и повышении монетизации национальной экономики.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

включить задачи поддержки импортозамещения в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в качестве приоритетных, предусмотрев широкий охват сфер жизни общества, в том числе вопросы технологий, права, развития государственных институтов и безопасности;

обеспечить согласованность и взаимоувязку региональных планов с федеральными отраслевыми планами и документами стратегического планирования при их разработке;

5. Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, высшие органы исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.