Парламентские слушания

«Актуальные задачи развития моногородов»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провёл парламентские слушания на тему «Актуальные задачи развития моногородов». На повестке обсуждения были, в частности, вопросы реализации приоритетной государственной программы «Комплексное развитие моногородов».

Рекомендации

Участники парламентских слушаний, проведенных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 24 марта 2017 года с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей органов местного самоуправления, научных и общественных организаций, а также хозяйствующих субъектов, обсудив актуальные задачи развития моногородов, отмечают следующее.

В настоящее время в Российской Федерации в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) проживает около 13,5 миллионов человек, что составляет почти десятую часть населения страны.

В условиях финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов, повлиявшего на деятельность многих градообразующих предприятий, проблемы моногородов усугубились, стала очевидна необходимость разработки мер, направленных на укрепление и развитие этих муниципальных образований.

По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации[1] в моногородах в последние годы наблюдается значительное ухудшение как демографической ситуации, так и ситуации на рынке труда.

По состоянию на 1 июля 2016 года общая численность населения моногородов сократилась на 13,7 процента к уровню 1 января 2014 года и составила 13 509,3 тыс. человек; численность экономически активного населения сократилась на 15,1 процента и составила 7 294,11 тыс. человек.

Численность занятого населения в моногородах на 1 июля 2016 года сократилась по сравнению с 1 января 2014 года на 17,2 процента и составила 5 738,1 тыс. человек.

За период с 2014 года по первое полугодие 2016 года отмечен рост на 27 процентов численности граждан (на 1 июля 2016 года – 126,3 тыс. человек), состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости. При этом отмечается сокращение на 19,3 процента количества вакансий, заявленных работодателями (по состоянию на 1 июля 2016 года – 119,3 тыс. единиц).

В 71 моногороде уровень регистрируемой безработицы превышает среднероссийский показатель в два и более раза.

Среди основных факторов, влияющих на развитие кризисной ситуации в моногородах, можно выделить прекращение градообразующим предприятием хозяйственной деятельности; масштабное сокращение производства из‑за неблагоприятной конъюнктуры (низкая рыночная цена продукции или низкая конкурентоспособность из‑за технологической отсталости производства) на внутреннем и внешнем рынках; нахождение предприятия в процессе банкротства; низкая загрузка мощностей, в том числе гособоронзаказом.[2]

По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, которым проводится ежеквартальный мониторинг состояния градообразующих предприятий, расположенных в моногородах, на предмет оценки их текущего состояния, перспектив и возможного негативного влияния на общее состояние моногорода, из 319 российских моногородов в 227 моногородах расположены градообразующие предприятия, находящиеся в сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Из них к кризисным отнесены 47 предприятий, существует возможность ухудшения ситуации в 58, стабильными остаются 122 предприятия.

Впервые на государственном уровне имеющуюся проблему кризисного состояния моногородов и необходимости ее решения обозначил Президент Российской Федерации В.В.Путин. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года он отметил, что нормализация ситуации в моногородах – особое и очень важное направление, подчеркнул, что это задача и органов власти всех уровней, и руководства предприятий, в таких городах и поселках надо создать условия для применения способностей людей в самых разных сферах, а также стимулы для частных инвестиций.

Исполнение данного поручения Президента Российской Федерации по стабилизации ситуации в моногородах, в первую очередь, требовало проведения системных мероприятий по выработке единых критериев отнесения муниципальных образований к монопрофильным. В результате продолжительной работы данные критерии были выработаны, а также был утвержден соответствующий перечень моногородов, который сегодня включает 319 моногородов и подлежит актуализации один раз в год.[3]

Утверждены три категории моногородов в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения. В первую категорию включены моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением, в которую сегодня входят 100 муниципальных образований. Во вторую категорию вошли 148 городов, имеющих риски ухудшения социально-экономического положения. И, наконец, в третью категорию входят города со стабильной социально-экономической ситуацией, которых сегодня 71.

В 2014 году Президентом Российской Федерации В.В.Путиным была поставлена стратегическая задача – диверсифицировать экономику моногородов, сделать ее более устойчивой, создать условия для привлечения инвестиций, для развития бизнеса и появления новых рабочих мест[4].

В целях повышения инвестиционной привлекательности экономически слабых моногородов были созданы два эффективных инструментария.

Первым инструментарием является созданная в 2014 году Внешэкономбанком некоммерческая организация «Фонд развития моногородов», основная деятельность которой направлена на софинансирование расходов регионов и муниципалитетов по созданию объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для запуска новых инвестиционных проектов в моногородах, а также организация финансирования инвестиционных проектов и формирование команд, управляющих проектами развития моногородов, включая организацию их обучения.

По состоянию на 1 марта 2017 года Фондом развития моногородов с субъектами Российской Федерации заключены 57 генеральных соглашений о сотрудничестве в отношении 64 моногородов, 18 соглашений о софинансировании мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в моногородах.[5]

Второй инструментарий – возможность создания на территории моногородов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с сопутствующим предоставлением льгот по налогам и обязательным платежам во внебюджетные фонды.

В частности, ставка налога на прибыль для резидентов ТОСЭР установлена не более 5 процентов первые пять лет (с момента получения первой прибыли), далее – не менее 10 процентов в течение следующих 5 лет; ставки налогов на имущество и землю – 0 процентов. Размер тарифа по обязательным платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации снижен до 6 процентов, в Фонд социального страхования Российской Федерации – до 1,5 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – до 0,1 процентов (льготы предоставляются на 10 лет с возможностью продления еще на 5 лет).

Примечательно, что первоначально возможность создания ТОСЭР была предоставлена не всем моногородам, а только тем, которые находятся в первой категории – категории кризисных.

Принятый 3 июля 2016 года Федеральный закон № 252-ФЗ[6] с 1 января 2017 года предоставил возможность создания ТОСЭР во всех моногородах, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

В настоящее время территории опережающего социально-экономического развития созданы в 15 моногородах.[7]

13 июля 2016 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам работа по улучшению ситуации в моногородах была выделена в числе наиболее значимых направлений стратегического развития государства.

30 ноября 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» (далее — Программа).

Основной целью Программы является снижение зависимости моногородов от деятельности градообразующих предприятий путем создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью самих градообразующих предприятий, и, как следствие, снижение количества самих моногородов, а также улучшение качества городской среды в моногородах путем реализации во всех моногородах мероприятий «Пять шагов благоустройства».

Указанные цели планируется достичь посредством реализации таких мероприятий, как разработка и реализация программ развития моногородов (паспорт программ развития во всех 319 моногородах должен быть утвержден к 1 июня 2017 года); создание территорий опережающего социально-экономического развития (в 100 моногородах к 24 декабря 2018 года); реализация мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов (в 15 моногородах в течение 2017–2018 годов); реализация инвестиционных проектов в моногородах (в период 2016–2018 годов в 150 моногородах); корректировка действующего законодательства в целях создания необходимых для реализации программы условий; формирование и обучение команд, управляющих проектами развития моногородов (к 24 ноября 2017 года команды должны быть сформированы и обучены в 319 моногородах); проведение рейтинга глав российских моногородов (разработка и утверждение методологии рейтинга, первые результаты 3 июня 2017 года, далее – ежегодно); разработка и сопровождение программы повышения качества среды моногородов (реализация не менее пяти мероприятий качественного изменения объектов городской среды в 319 моногородах к 28 февраля 2018 года[8]); реализация совместных мероприятий в рамках приоритетных программ и проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года (приоритетные программы и проекты: «Безопасные и качественные дороги», «Электронное здравоохранение», «Рабочие кадры для передовых технологий», «Современная образовательная среда», «Индивидуальное и малое предпринимательство (ИМП)», «Формирование комфортной городской среды»).

Участники парламентских слушаний, положительно оценивая меры по диверсификации экономики моногородов, созданию в них условий для привлечения инвестиций и развитию бизнеса, а также появлению новых рабочих мест, считают необходимым принятие ряда дополнительных мер в этой сфере, в связи с чем рекомендуют:

 1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть необходимость создания при Правительстве Российской Федерации межведомственного органа, координирующего решения и деятельность федеральных министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития моногородов;

ускорить внесение изменений в Правила создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 614, в части распространения указанных Правил на все категории моногородов;

рассмотреть возможность уменьшения требований к минимальному объему капитальных вложений резидента территории опережающего социально-экономического развития в реализацию инвестиционного проекта и количеству создаваемых им рабочих мест в течение первого года деятельности, установленных Требованиями к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 614;

рассмотреть возможность распространения действия предусмотренных статьей 24 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» особенностей осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на создаваемые на территориях монопрофильных муниципальных образований территории опережающего социально-экономического развития в целях ограничения количества проводимых на указанных территориях проверок;

рассмотреть возможность распространения механизма территории опережающего социально-экономического развития за пределы монопрофильного муниципального образования в рамках территории единого производственного комплекса;

предусмотреть на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в моногородах не менее 10 процентов от общего объема средств, выделяемых в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства;

рассмотреть возможность введения дополнительных мер по обеспечению доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территориях моногородов.

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

согласовать региональные стратегии социально-экономического развития с программами развития моногородов;

в рамках деятельности региональных проектных офисов обеспечить контроль и содействие в реализации программ развития моногородов, включая достижение целевых показателей эффективности программ.

3. Органам местного самоуправления монопрофильных муниципальных образований:

при формировании программ развития моногородов предусмотреть конкретные мероприятия, позволяющие достичь плановых значений основных показателей программы по созданию рабочих мест (в том числе временных), не связанных с деятельностью градообразующих предприятий;

активизировать совместную работу с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по включению мероприятий, направленных на поддержку и развитие монопрофильных муниципальных образований, в государственные программы субъектов Российской Федерации;

обеспечить на постоянной основе информирование населения монопрофильных муниципальных образований о реализуемых мероприятиях в рамках приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов»;

совместно с региональными проектными офисами внедрять в работу современные методы управления, в том числе проектный подход.

[1] Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.11.2016г. № 16–2/10П-7028.

[2] Письмо Счетной палаты Российской Федерации от 12 января 2017 года № О1-18/08–01.

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 709; распоряжение Правительств Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р.

[4] Совещание по вопросам обеспечения стабильного развития моногородов. 28 апреля 2014 года, Петрозаводск.

[5] Письмо Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» от 13.03.2017 г. № 32–27/390200.

[6] Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации“ и Федеральный закон „О свободном порте Владивосток“.

[7] г. Набережные Челны Республики Татарстан, г. Гуково Ростовской области, г. Усолье-Сибирское Иркутской области, г. Юрга и г. Анжеро-Судженск Кемеровской области, г. Краснокаменск Забайкальского края, пгт Надвоицы Республики Карелия, г. Краснотурьинск Свердловской области, г. Тольятти Самарской области, г. Белебей и г. Кумертау Республики Башкортостан. В 2017 году ТОСЭР созданы также в Бакале, Кировске, Дорогобуже, Емве.

[8] 5 объектов: 1) самое оживленное городское общественное пространство, 2) центр досуга молодежи, 3) объект культурного наследия и местные достопримечательности, 4) объект социальной инфраструктуры, 5) заброшенные и неэффективно используемые территории, в первую очередь, простаивающие промышленные предприятия.