Парламентские слушания

«Нормативное регулирование как ключевой институт развития цифровой экономики Российской Федерации»

Рекомендации

Участники парламентских слушаний, рассмотрев вопросы регулирования цифровой экономики Российской Федерации, отмечают, что в настоящее время ведётся активная работа по формированию её нормативно-правовой базы.

Вступили в действие Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203, и программа ’’Цифровая экономика Российской Федерации„, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р.

18 декабря 2017 года Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности утверждён План мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы ’’Цифровая экономика Российской Федерации„. В соответствии с этим Планом предстоит разработать более 50 проектов федеральных законов — законодательно закрепить информацию как объект гражданских прав, определить статус ИКТ в финансовой сфере, включая технологию распределенных реестров, точечно применять дополнительные налоговые льгот и преференции.

Эффективное развитие рынков и отраслей в цифровой экономике возможно только при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИКТ). ИКТ оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики и являются неотъемлемой частью современных управленческих систем во всех сферах управления – в бизнесе, в области обеспечения обороны и безопасности государства, государственном управлении. Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предусмотрена реформа универсальных услуг связи, в рамках которой реализуется проект устранения цифрового неравенства (УЦН), направленный на обеспечение доступности услуг связи для людей, проживающих в сельской местности и, прежде всего, в удаленных и труднодоступных районах. Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О связи» от 03.02.2014 № 9-ФЗ предусматривает создание точек доступа в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек и предоставление населению доступа к информационно-коммуникационной сети ’’Интернет„ (далее – Интернет) на скорости не менее 10 Мбит/с.

Созданы электронные торговые площадки, внедрены электронные сервисы в сфере услуг, расширяется перечень государственных услуг, предоставляемых в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)„. На территории Российской Федерации функционирует сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основу предоставляемых в МФЦ услуг составляют услуги федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, включенные в перечни, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797. Предоставление указанных услуг в МФЦ обязательно на всей территории страны.

1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», который устанавливает роль и место информационных технологий в отрасли здравоохранения, определяет правила создания новой отрасли экономики — цифрового здравоохранения. Издан приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. №965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

Участники парламентских слушаний полагают, что при дальнейшей разработке необходимой нормативной базы следует обратить внимание на следующие проблемы.

Актуальной остается проблема цифрового неравенства, выражающаяся в отсутствии в малочисленных населенных пунктах доступа к услугам подвижной радиотелефонной связи и широкополосного доступа к Интернету. Разница в уровнях доступа к информационным технологиям в различных субъектах Российской Федерации сказывается на развитии сервисов электронного правительства и сервисов в сфере бизнеса, образования и культуры, а также не позволяет в полной мере реализовать право граждан и предпринимателей на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Значительное число решений, применение которых предлагается в целях развития цифровой экономики Российской Федерации, основано на использовании технологий, оборудования и программного обеспечения, разработанных за рубежом, что в ущерб национальным интересам может создать угрозу превращения России в рынок сбыта данных продуктов с возможностью ограничения (прекращения) их поставок и технического обслуживания при отсутствии отечественных аналогов. Кроме того, большинство ресурсов, используемых в России для коммуникации и организации цифровых сервисов, также являются зарубежными. Данное обстоятельство влечет зависимость нашей страны от находящихся вне ее юрисдикции систем управления и обработки информации, несет угрозы одностороннего прекращения доступа к ним, накопления субъектами, находящимися на территории иностранных государств, существенных массивов данных, включая персональные данные граждан, сведения о субъектах экономической деятельности, иные сведения, имеющие потенциальную коммерческую ценность. Обработка указанных данных создает возможность получения информации о демографических показателях и состоянии отраслей экономики в целях ее использования в ущерб интересам Российской Федерации, получения необоснованных конкурентных преимуществ и доходов иностранными лицами.

Вместе с тем участники слушаний отмечают, что затраты на оплату труда специалистов – важная составляющая расходов на производство любой продукции. Данный вопрос особенно актуален для крупных ИТ-компаний, которые производят только интеллектуальные продукты, оказывают услуги и не осуществляют торговлю компьютерным оборудованием, поскольку в сфере разработки программного обеспечения расходы на заработную плату сотрудников могут составлять до 80% общей суммы затрат. Следовательно, доля прочих расходов организаций — разработчиков программного обеспечения (приобретение товаров, работ, услуг), в отношении которых они могут получить налоговые вычеты в соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет порядка 20% от общей суммы расходов. Таким образом, в отличие от многих других организаций, разработчики программного обеспечения могут компенсировать налоговыми вычетами лишь небольшую часть налога на добавленную стоимость.

С учетом требований к организации деятельности МФЦ осуществление приема заявлений на получение услуг по принципу «одного окна» и дальнейшее взаимодействие с оказывающими их ведомствами должно осуществляться с использованием автоматизированной информационной системы МФЦ, подключенной к системе межведомственного информационного взаимодействия. Для обеспечения соблюдения указанных требований для каждой услуги должен быть разработан собственный электронный сервис. Однако до настоящего времени большинство сервисов не разработаны или не введены в промышленную эксплуатацию. Кроме того, по ряду услуг, несмотря на то, что при их предоставлении используется разработанный электронный сервис, в соответствии с порядками и административными регламентами требуется передача документов на бумажных носителях в адрес соответствующего ведомства, предоставляющего услугу. Вышеуказанные обстоятельства существенно удлиняют сроки предоставления таких услуг, особенно в субъектах Российской Федерации с большим количеством труднодоступных населенных пунктов, МФЦ которых вынуждены передавать соответствующие пакеты документов почтовыми отправлениями. Отдельной проблемой является отсутствие унификации систем криптографической защиты информации информационных систем ряда органов государственной власти и органов местного самоуправления, влекущее несовместимость каналов связи.

Актуальным является вопрос нормативного регулирования рынка криптовалют и использования цифровых финансовых инструментов.

С учётом состоявшегося обсуждения участники парламентских слушаний рекомендуют:

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации:

при разработке и рассмотрении проектов федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в сфере цифровой экономики Российской Федерации обращать особое внимание на меры поддержки секторов экономики, осуществляющих разработку и производство высокотехнологичных продуктов, а также на использование технологий, в отношении которых подтверждена экономическая эффективность вложений.

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

Создать при Совете Федерации Совет по развитию цифровой экономики с целью координации вышеуказанной работы.

Правительству Российской Федерации:

разработать концепцию комплексного регулирования цифровой экономики;

ускорить принятие перечня показателей реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы и плана её реализации;

включить в план достижения показателей программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по направлению «Информационная безопасность» индикаторы снижения стоимостной доли закупаемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными корпорациями, компаниями с государственным участием компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования зарубежного производства в 2018–2024 годах;

включить в план достижения показателей программы по направлению ’’Информационная инфраструктура„ индикаторы внедрения российского телекоммуникационного и радиоэлектронного оборудования в отечественную инфраструктуру хранения и обработки данных в 2018–2024 годах;

разработать требования к хранению всех произведенных в Российской Федерации данных на отечественном оборудовании с учетом поэтапного снижения стоимостной доли импортных комплектующих, использованных в этом оборудовании;

подготовить предложения по внесению законодательных изменений, устанавливающих:

— преференции для компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования, средств информационной безопасности отечественного производства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе в новых секторах, формирующихся в рамках цифровой экономики;

— введение налоговых льгот для непубличного высокотехнологичного сектора экономики, включая вычеты по НДФЛ для бизнес-ангелов, а также снижения ставки налога на добавленную стоимость для организаций — разработчиков программного обеспечения, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере информационных технологий, при реализации разработанного программного обеспечения до 10 процентов либо полного освобождения таких организаций от уплаты НДС;

рассмотреть возможность расширения программы «Цифровая экономика Российской Федерации», включив в нее направление, касающееся цифровизации системы государственного управления, предусмотрев участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в решении этой задачи;

рассмотреть возможность создания реестра предложений регионов по нормативно-правовому регулированию ИКТ;

разработать концепцию развития цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, включающую положения о необходимости унификации имеющихся информационных ресурсов и об обязательном соблюдении принципа их интероперабельности;

рассмотреть возможность законодательного закрепления за органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов и органами местного самоуправления обязанности предоставлять услуги в МФЦ на основании электронного пакета документов, сформированного при обращении заявителя и заверенного уполномоченным работником МФЦ, без ожидания оригиналов на бумажных носителях;

разработать нормативные правовые акты, закрепляющие требования к операторам, оказывающим услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания на возмездной основе, использовать абонентское оборудование и программно-аппаратные системы управления операторской деятельностью, разработанные и произведенные в Российской Федерации;

проработать вопрос о подключении населенных пунктов с численностью населения до 250 человек и свыше 500 человек к сети ’’Интернет„ с применением спутниковых станций связи;

усилить контроль над своевременным перечислением средств из фонда универсального обслуживания с целью финансирования в полном объёме оказания универсальных услуг связи, включающих услугу по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием средств коллективного доступа или точек доступа в населённых пунктах с населением от 250 до 500 человек.

законодательно закрепить возможность использования фонда универсального обслуживания с учётом предложений субъектов Российской Федерации;

продолжить работу по внесению изменений в федеральные и региональные нормативные акты с целью упрощения процедуры выделения земельных участков под строительство объектов связи;

оказать содействие операторам связи во взаимодействии с МЧС России по разработке и утверждению регламента заключения договоров с организациями, подведомственными МЧС России;

ускорить разработку нормативных правовых актов, регулирующих формирование предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинских документов (как то информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства, медицинские документы (их копии), отражающие состояние здоровья пациента, и выписки из них, медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия и унифицированные формы медицинской документации) в электронном виде;

обеспечить принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 29 июля 2017 года №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья»;

продолжить работу по обеспечению медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения высокоскоростным доступом к сети Интернет;

реализовывать на территориях субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами государственной власти соответствующих субъектов пилотные проекты по направлениям программы с целью создания государственного информационного ресурса по обмену опытом между регионами в данной сфере;

рассмотреть вопрос об унификации лицензий на оказание услуг связи и сокращения срока оформления/переоформления указанных лицензий;

разработать проекты федеральных законов, предусматривающих:

— урегулирование использования в рамках единой инфраструктуры электронного правительства услуг облачных вычислений в деятельности государственных и муниципальных органов власти, подведомственных им учреждениях и предприятиях;

— урегулирование основных параметров «интернета вещей», в том числе установление принципов и порядка раскрытия данных об используемом оборудовании и его безопасном функционировании, ответственности за причинённый вред, определения перечня сведений об оконечном оборудовании, функционирующем без участия человека, устанавливаемых операторами связи и при необходимости предоставляемых заинтересованным лицам;

— урегулирование вопросов применения технологии распределенных реестров (блокчейн);

— урегулирование вопросов применения криптографии в финансовом секторе (криптовалюта).

Рекомендовать Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

осуществлять мониторинг использования органами государственной власти отечественного оборудования и программного обеспечения;

провести исследование с целью изучения возможности создания, функционирования и развития цифровой комплексной платформы с искусственным интеллектом (ИИ) для поддержки социально-экономического планирования и формирования единого цифрового пространства с учетом правового регулирования применения искусственного интеллекта в части реализации задач по обеспечению внутренней и внешней электронной торговли на основе цифрового доверия.

подготовить предложения в законодательство, направленные на:

— определение условий осуществления идентификации и аутентификации физических лиц с помощью электронной подписи, с использованием абонентского номера подвижной радиотелефонной связи, номера водительского удостоверения;

— подписания документов аналогом собственноручной подписи на электронном планшете;

— нормативное закрепление порядка проведения удаленной идентификации с использованием ЕСИА и подтверждения биометрических персональных данных (изображение лица, голос), включая использование данного механизма для дистанционного предоставления банковских услуг;

— сокращение количества аккредитованных удостоверяющих центров, выдающих квалицированные сертификаты, до пяти государственных удостоверяющих центров с установлением единой государственной пошлины;

— урегулирование процедуры установления и проверки полномочий лица, использующего электронную подпись в различных информационных системах, посредством применения распределенных полномочных сертификатов, связанных с единой (одной) квалифицированной электронной подписью;

выработать единые стандарты создания и эксплуатации государственных информационных систем, в том числе стандарты использования отечественного телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

проработать вопрос о введении возможности единого согласия на обработку персональных данных для различных целей, даваемого в отношении одного или нескольких операторов;

подготовить предложения, направленные на установление процедуры дистанционного получения согласия на обработку персональных данных.

Рекомендовать Министерству образования Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части включения в федеральные образовательные стандарты компетенций, необходимых для развития цифровой экономики;

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

аккумулировать лучшие практики в сфере развития цифровой экономики в субъектах Российской Федерации в целях их тиражирования, в том числе для обучения финансовой и компьютерной грамотности различных групп населения;

 рассмотреть возможность разработки мер поддержки операторов подвижной радиотелефонной связи, предоставляющих услуги связи на территориях субъектов Российской Федерации, в целях организации одновременного предоставления услуг подвижной радиотелефонной связи и доступа к информационно-коммуникационной сети ’’Интернет„.