«Круглые столы»

«О развитии инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по территориям которых проходят опорные магистрали»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 262 от 17 ноября 2021 г.)
проект

г. Москва, 21 октября 2021 года

В соответствии с пунктом 4.34 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2021 года 21 октября 2021 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел «круглый стол» на тему «О развитии инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по территориям которых проходят опорные магистрали».

В «круглом столе» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных организаций, специалисты и эксперты.

Всесторонне обсудив актуальные вопросы развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по территориям которых проходят опорные магистрали, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Ускоренная модернизация и развитие транспортной, энергетической, инженерной, коммунальной, социальной и других видов инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является необходимым условием решения задач социально-экономического развития территорий, повышения уровня жизни граждан и создания комфортных условий для их проживания.

Особенно важным представляется создание правовых и организационных условий, способствующих увеличению стимулирующего (мультипликативного) эффекта в отношении развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обусловленного созданием новых или модернизацией существующих объектов транспортной инфраструктуры, входящих в состав опорной транспортной сети.

Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года основой для обеспечения устойчивых транспортных связей между субъектами Российской Федерации, перспективными центрами экономического роста, а также для внешнеэкономических связей является опорная транспортная сеть Российской Федерации – совокупность магистральных путей сообщения и транспортных узлов.

Формирование опорной транспортной сети Российской Федерации является необходимым условием решения стратегических задач развития и достижения национальных целей развития Российской Федерации, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[1] и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», целей национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», решения задач пространственного развития Российской Федерации.

Важным элементом опорной транспортной сети Российской Федерации и транспортной системы Российской Федерации в целом является опорная сеть автомобильных дорог Российской Федерации, формирование и развитие которой будет способствовать ликвидации инфраструктурных ограничений федерального и регионального значения, и, тем самым – росту транспортной обеспеченности территорий, экономическому развитию территорий, улучшению условий жизни населения (в три этапа: базовый – 2021 год; расширенный – до 2024 года, прогрессивный – до 2035 года).

По информации Министерства транспорта Российской Федерации, по итогам формирования титульных списков автомобильных дорог, входящих в опорную сеть автомобильных дорог Российской Федерации (далее – опорная сеть автомобильных дорог), в соответствии с проектом Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и критериями включения автомобильных дорог в опорную сеть в её состав вошли 138 тыс. км автомобильных дорог, из них более 75 тыс. км – автомобильные дороги регионального значения и порядка 63 тыс. км – федерального значения. Перечни автомобильных дорог опорной сети сформированы во всех субъектах Российской Федерации.

В рамках развития опорной сети планируется включение в неё в период до 2024 года дорожной сети 105 городских агломераций, приведение которых в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние предусмотрено национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Реализация проектов развития опорной сети также обеспечит доступ к новым территориям для жилищного и промышленного строительства, оптимизацию маршрутов и снижение загруженности дорог, улучшение транспортной доступности ключевых точек входа международных транспортных коридоров.

Важно отметить необходимость обязательного учета при среднесрочном и долгосрочном планировании жилой и промышленной застройки планов по развитию опорной сети, предусматривающих строительство новых и реконструкцию существующих объектов транспортной инфраструктуры, в том числе автодорожных обходов городов с численностью населения более 100 тыс. жителей. В настоящее время в соответствии с критериями отнесения автомобильных дорог к опорной сети в неё включены автодорожные обходы многих городов, в том числе обходы городов: Абакан, Калуга, Кемерово, Нальчик, Нижний Новгород, Одинцово, Пятигорск, Тюмень, Чебоксары. Кроме того, продолжается строительство обходов городов Владикавказ, Волгоград, Калининград, Нижнекамск, Набережные Челны, Тольятти. Строительство автодорожных обходов позволит разгрузить города от транзита, обеспечит новые возможности для жилищного строительства.

Другим важным вопросом для развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является развитие железных дорог. Этот вопрос особенно актуален для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, где отмечается недостаточная провозная и пропускная способность железных дорог. Это является одним из основных факторов, сдерживающих развитие экономик указанных регионов.

В июле 2021 года Правительством Российской Федерации утверждены Правила отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также Правила предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и методика отбора указанных проектов[2].

Кроме того, действует механизм направления средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры[3].

Участники «круглого стола» отметили следующие актуальные вопросы, требующие решения, и задачи в области развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований во взаимосвязи с опорной сетью автомобильных дорог Российской Федерации:

1) необходимость совершенствования организационно-правовых механизмов обеспечения взаимной согласованности проектов по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры, разрабатываемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, с мероприятиями по комплексному развитию территорий субъектов Российской Федерации;

2) необходимость проработки вопроса об осуществлении на основе единых принципов и нормативов мероприятий по содержанию и развитию автомобильных дорог опорной сети;

3) необходимость совершенствования законодательного обеспечения взаимодействия органов публичной власти при реализации национальных проектов на местном уровне, предусматривая, в частности, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти на осуществление мониторинга и контроля реализации мероприятий, осуществляемых в рамках национальных проектов на местном уровне;

4) необходимость обеспечения своевременной разработки стратегий социально-экономического развития макрорегионов как одного из ключевых условий планирования среднесрочного и долгосрочного развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

5) необходимость совершенствования механизмов учета общественного мнения и обратной связи между гражданами, общественными объединениями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, ответственными за развитие автомобильных дорог и дорожной деятельности.

Существенным фактором, затрудняющим создание и модернизацию приоритетных объектов инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, является недостаточная бюджетная обеспеченность значительной части субъектов Российской Федерации, в том числе с учетом предусмотренных объемов средств федерального бюджета на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов в 2021 году и на период 2022 – 2024 годов, что свидетельствует о необходимости разработки на федеральном уровне дополнительных мер, направленных на уменьшение дисбалансов бюджетной обеспеченности регионов.

Заслушав и обсудив выступления, рассмотрев представленные материалы, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

принять участие в разработке предложений по законодательному обеспечению реализации проектируемой Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года.

2. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о совершенствовании мер и механизмов государственной поддержки развития транспортной инфраструктуры субъектов Российской Федерации на основе принципа дифференцированного подхода к направлениям и мерам государственной поддержки социально-экономического развития территорий с учетом демографической ситуации, особенностей системы расселения, природных условий, уровня и динамики развития экономики, а также с учетом необходимости стимулирования экономических кооперационных связей, межрегионального и межмуниципального сотрудничества, способствующих сбалансированному развитию единого экономического пространства страны.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным дорожным агентством:

1) рассмотреть вопрос о подготовке предложений о совершенствовании законодательного обеспечения взаимодействия органов публичной власти при реализации национальных проектов на местном уровне, предусматривая, в частности, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти по осуществлению мониторинга и контроля реализации мероприятий, осуществляемых в рамках национальных проектов на местном уровне, а также правовые основы порядка участия муниципальных образований в реализации указанных проектов, основываясь на принципе обеспечения эффективного взаимодействия органов, составляющих единую систему публичной власти;

2) при разработке проектов стратегий социально-экономического развития Российской Федерации макрорегионов закрепить в них задачи и целевые показатели (с разбивкой на этапы) для оценки динамики и промежуточных результатов решения задач по ликвидации инфраструктурных ограничений федерального, регионального (межмуниципального) и муниципального значения, в том числе показателей, отражающих увеличение транспортной связанности центров экономического роста между собой и с другими территориями, обеспеченность транспортной инфраструктурой территорий;

3) рассмотреть вопрос о взаимоувязке мероприятий по развитию опорной транспортной сети Российской Федерации с мероприятиями по созданию обеспечивающей инфраструктуры для туристских объектов, в том числе в рамках федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»;

4) рассмотреть вопрос о подготовке методических рекомендаций по учёту планов по развитию опорной транспортной сети Российской Федерации при разработке документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации;

5) проработать вопрос о правовых механизмах обеспечения возможности заключения концессионного соглашения с двумя концедентами одновременно в целях создания объектов транспортной и иной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

4. Министерству транспорта Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о дополнении критериев оказания мер государственной поддержки по реализации инфраструктурных проектов субъектов Российской Федерации (в рамках различных механизмов поддержки) оценочным критерием наличия стимулирующего (мультипликативного) эффекта от реализации предлагаемого исполнительными органами субъекта Российской Федерации проекта, выражающегося в стимулировании развития других объектов социальной и экономической инфраструктуры субъекта Российской Федерации, муниципального образования, обусловленного прогнозируемым влиянием создаваемых или модернизируемых (либо планируемых) объектов инфраструктуры, входящих в состав опорной транспортной сети Российской Федерации;

2) при подготовке предложений по корректировке национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотреть во входящих в его состав федеральных проектах механизмы, обеспечивающие создание и модернизацию транспортной инфраструктуры на сельских территориях с применением критериев, учитывающих их существенные отличия от более развитых урбанизированных территорий и позволяющих реализовывать такие проекты, учитывая их важность для социального развития сельских территорий, с применением средств федеральной поддержки;

3) проработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации проекты создания:

Восточной транспортной хорды, включающей мероприятия по строительству Владивостокской кольцевой автомобильной дороги и 3 этапа строительства автомобильной дороги Владивосток – Находка – порт Восточный;

альтернативных железнодорожных маршрутов движения экспортных грузопотоков, предусматривающих отгрузку в направлении портов арктического и тихоокеанского бассейнов, в целях высвобождения провозной и пропускной способности Восточного полигона, а также обеспечения дополнительной грузовой базой Северного морского пути;

4) оказывать методическую поддержку органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления ранжирования и определения региональных инфраструктурных проектов, которые целесообразно реализовать в первоочередном (приоритетном) порядке.

5. Министерству финансов Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о разработке дополнительных мер поддержки реализации субъектами Российской Федерации транспортных инфраструктурных проектов, направленных на ускоренную ликвидацию инфраструктурных ограничений федерального, межрегионального и межмуниципального значения;

2) рассмотреть вопрос об увеличении нормативов распределения доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инверторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях укрепления бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для увеличения дорожных фондов субъектов Российской Федерации с учетом недостаточности средств бюджетов значительной части регионов для осуществления региональных полномочий по дорожной деятельности.

6. Российской академии наук во взаимодействии с профильными научными организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

разработать предложения по организации на постоянной основе мониторинга решения задачи по повышению экономической и транспортной связанности территорий Российской Федерации, уделяя приоритетное внимание геостратегическим территориям.

7Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) при подготовке направляемых в Федеральное дорожное агентство предложений о реализации в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» новых мероприятий по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения учитывать необходимость комплексного развития соответствующих территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусматривая при этом приоритетность реализации инфраструктурных проектов, при осуществлении которых прогнозируется высокий стимулирующий (мультипликативный) эффект для социального и экономического развития территорий, выражающийся в стимулировании развития социально-экономического развития по взаимосвязанным направлениям, обусловленный создаваемыми или модернизируемыми (а также планируемыми) объектами инфраструктуры, входящими в состав опорной транспортной сети Российской Федерации;

2) осуществлять проработку вопросов развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации в увязке с развитием опорной транспортной сети Российской Федерации, в том числе при подготовке документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской федерации, уделив особое внимание развитию объектов социальной инфраструктуры;

3) совершенствовать механизмы учета общественного мнения и обратной связи между гражданами, общественными объединениями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, ответственными за развитие автомобильных дорог и дорожной деятельности;

4) привлекать представителей общественности и научно-экспертного сообщества к участию в принятии решений, о создании объектов инфраструктуры субъекта Российской Федерации, которые планируется интегрировать в опорную транспортную сеть Российской Федерации.

8. Органам местного самоуправления:

1) осуществлять проработку вопросов развития инфраструктуры муниципальных образований в увязке с развитием опорной транспортной сети Российской Федерации, в том числе при подготовке документов стратегического планирования, разрабатываемых на муниципальном уровне;

2) использовать инструменты межмуниципального сотрудничества при решении вопросов развития муниципальной инфраструктуры с граничащими муниципальными образованиями, по территории которых проходит один и тот же линейный объект опорной транспортной сети Российской Федерации;

3) привлекать представителей общественности и научно-экспертного сообщества к участию в принятии решений о создании объектов инфраструктуры муниципального образования, которые планируется интегрировать в опорную транспортную сеть Российской Федерации.



[1] В редакции Указов Президента Российской Федерации от 19 июля 2018 года № 444; от 21 июля 2020 года № 474.

[2] Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года № 1189 и № 1190; «Методика отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов» (утвержденная президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, протокол от 15 июля 2021 года № 30).

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года № 1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры».