«Круглые столы»

«Северный завоз: совершенствование механизмов государственной поддержки»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 262 от 17 ноября 2021 года)


 Участники «круглого стола» на тему «Северный завоз: совершенствование механизмов государственной поддержки» (далее – «круглый стол»), проведенного 13 октября 2021 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, отмечают следующее.

Северный завоз является важной составляющей жизнеобеспечения и развития территорий, отнесенных к районам Крайнего Севера.

Необходимость специального регулирования поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вызвана специфическими особенностями таких территорий, в том числе невозможностью собственного производства необходимой для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики продукции.

Эксперты отмечают, что на современном этапе система осуществления северного завоза требует усиления координации органов публичной власти и межведомственного взаимодействия[1]. Транспортировка грузов в районы Крайнего Севера осуществляется неэффективно. С ликвидацией централизованных поставок продукции в регионы Крайнего Севера и усилением рыночных отношений проблема северного завоза превратилась в одну из острейших экономико-социальных проблем страны[2]. Проявилась устойчивая тенденция к снижению объемов и сокращению ассортимента поставляемых товаров, что привело к существенному снижению качества продовольственного обеспечения, закрытию многих производств и другим негативным экономическим, социальным, демографическим последствиям. По сути, имело место перераспределение ответственности, а вместе с ней и источников финансирования с федерального на региональный и даже на муниципальный уровни. Субъекты Российской Федерации, полностью или частично отнесенные к районам Крайнего Севера, в подавляющем большинстве испытывают затруднения с решением вопросов северного завоза за счет собственных средств.

Например, в Республике Саха (Якутия) завоз продовольствия осуществляется за счет субсидирования транспортных затрат из государственного бюджета региона только в части продуктов, включенных в перечень социально значимых продовольственных товаров, которые составляют 10% от общих объемов потребности. Другие виды товаров реализуются по рыночным ценам (до 5–6 раз дороже), недоступным для большинства населения. Для соответствия рекомендациям Минздрава России о здоровом питании, достижения целевых показателей, повышения уровня жизни в арктических районах до среднероссийского необходимо кратно увеличить объем поставок и значительно расширить перечень завозимых товаров[3].

Вопросы осуществления северного завоза нашли свое отражение в недавно принятых стратегических документах. В частности, согласно Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике[4] создание системы государственной поддержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров в целях обеспечения доступных цен на такие товары для граждан и хозяйствующих субъектов является одной из основных задач в сфере социального развития Арктической зоны Российской Федерации.

Кроме того, Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года[5] предусмотрено создание системы государственной поддержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров как одной из мер, обеспечивающей выполнение основных задач в сфере социального развития Арктической зоны. Так, одним из направлений реализации Стратегии развития Арктической зоны в отдельных муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) предусматривается создание сети торгово-логистических центров для обеспечения завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров.

В настоящее время реализуется проект цифровой модели «Северный завоз», который направлен на решение наиболее острых проблем северного завоза — неэффективная логистика, а также отсутствие актуальной статистики в режиме реального времени. Республика Саха (Якутия) стала пилотным регионом для тестирования цифровой модели.

Внедрение проекта цифровой модели «Северный завоз» позволит обеспечить прозрачность перевозки грузов, повысить его эффективность, снизить риски, сократить стоимость доставки товаров, расширить их ассортимент, а также позволит оперативно управлять логистическими цепочками поставок социально значимых товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории.

Участники «круглого стола» считают, что для совершенствования системы обеспечения поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов требуется принятие ряда правовых, организационных и финансовых мер, и в связи с этим рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

1) об определении федерального органа исполнительной власти, отвечающего за планирование, организацию и проведение северного завоза;

2) о целесообразности разработки нормативного правового акта регулирующего отношения, связанные с досрочным завозом продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, предусматривающего определение понятия северного завоза и устанавливающего обязанности и ответственность федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления за осуществление северного завоза;

3) о разработке федеральной системы планирования и мониторинга северного завоза в целях определения потребностей в поставках продукции и обеспечения учета запасов продукции на местах;

4) о создании федерального фонда государственной финансовой поддержки завоза грузов, продукции, товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

5) о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования:

— расходных обязательств, связанных с компенсацией уплаченных юридическими лицами процентов по кредитам, взятым на закупку и доставку топлива и грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов;

— расходных обязательств, связанных с содержанием инфраструктуры, предназначенной для хранения горюче-смазочных материалов и другой продукции в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов;

— части затрат на создание продовольственных логистических центров и (или) тепличных агрокомплексов в Арктической зоне Российской Федерации;

6) о применении в целях решения проблемы кассового разрыва механизма государственных гарантий при осуществлении закупок в рамках северного завоза;

7) о создании специализированной электронной площадки, предназначенной для государственных закупок топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров, необходимых для осуществления северного завоза;

8) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» в части установления дополнительных требований к участникам закупок на право осуществления северного завоза, а также возможности проведения конкурса с ограниченным участием в случае осуществления закупок заказчиками, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

9) о создании на основе государственно-частного партнерства единого логистического оператора (либо пула операторов), осуществляющего северный завоз;

10) о возможности использования материальных ценностей государственного резерва для обеспечения северного завоза;

11) о разработке мер, направленных на снижение конечной стоимости угля и нефтепродуктов, завозимых в удаленные и труднодоступные населенные пункты в рамках осуществления северного завоза;

12) о разработке мер, направленных на возмещение ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, разницы, возникающей в связи с установленным федеральным законодательством предельным индексом роста платы за коммунальные услуги граждан (не выше 4,0% в год), в том числе путем внесения изменений в Методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670.

2. Министерству транспорта Российской Федерации:

1) рассмотреть вопросы:

— о законодательном закреплении понятия «зимние автомобильные дороги (зимники)» и разработке механизма финансирования создания таких дорог за счет субсидий из федерального бюджета;

— о создании мультимодальных транспортных узлов северного завоза;

2) принять необходимые меры по обеспечению своевременного и полного выполнения мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры рек Крайнего Севера, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы России», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, в том числе направленных на ликвидацию ограничивающих пропускную способность участков внутренних водных путей рек Енисей, Обь, верховья реки Лены, обновление обслуживающего (технического) флота, модернизацию береговых производственных объектов и сооружений.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации подготовить предложения по внесению изменений в часть 7 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части увеличения сроков оплаты за поставленную продукцию для хозяйствующих субъектов, осуществляющих северный завоз.

4. Министерству финансов Российской Федерации:

1) проработать совместно с Федеральным агентством по государственным резервам вопрос о возможности применения механизма «обратного трансферта», реализуемого посредством предоставления субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 1381 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях восполнения материальных ценностей, выпущенных из государственного материального резерва для обеспечения северного завоза;

2) подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления возможности осуществления государственными унитарными предприятиями закупок товаров, работ, услуг для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов

5. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Федеральным агентством по государственным резервам при участии заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти организовать и провести на площадке Минвостокразвития России мероприятие, посвященное вопросу участия Росрезерва в осуществлении государственной поддержки субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, в рамках выполнения пункта 50 единого плана мероприятий по реализации основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 года № 996-р.

6. Федеральному агентству по государственным резервам совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации проработать вопрос строительства в г. Якутске и п. Тикси комбинатов Росрезерва в целях обеспечения населения продовольственными товарами, нефтепродуктами и товарами для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, органам местного самоуправления:

1) проводить на регулярной основе анализ потребности в товарах первой необходимости, наличия запасов продуктов питания и топлива на соответствующих территориях;

2) проработать вопрос об участии организаций, использующих гражданские суда для нужд северного завоза, в отборе заявок на право получения субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 года № 502;

3) учитывать следующие лучшие региональные практики осуществления северного завоза:

— расширение списка завозимых по схеме северного завоза товаров (включая продукцию производственно-технического назначения: стальные трубы, бойлеры, радиаторы, насосы, арматура, генераторы, провода, электроды, кровельные материалы, цемент). Включение в перечень услуг, оказываемых в рамках северного завоза, услуг по перевозке грузовым автомобильным транспортом, транспортной обработке грузов и их хранению, а также услуг внутреннего водного, морского и воздушного транспорта (Республика Саха (Якутия);

— поддержка объектов речной инфраструктуры. Между Министерством промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми и федеральным бюджетным учреждением «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» ежегодно заключается контракт (по конкурсу), предусматривающий проведение работ по обеспечению сохранности судоходной обстановки на участке р. Печора от п. Усть-Илыч до г. Вуктыл, р. Цильма с. Трусово — устье и р. Уса г. Усинск – устье (протяженность – 366 км). В рамках работы по контракту осуществляются пассажирские перевозки в Усинском районе и обеспечивается доставка топлива по реке Печора в труднодоступные населенные пункты (Республики Коми);

— контроль за качеством поставляемых энергоресурсов, используемый в ряде регионов. Механизм контроля осуществляется через централизованную закупку услуги по проверке качества приобретаемых энергоресурсов. Данная мера обеспечивает более объективный контроль за закупками, ориентируя поставщиков на поставку топлива хорошего качества. При этом снижаются затраты на осуществление контроля качества на уровне муниципалитетов;

— сокращение затрат на закупку товаров и топлива в рамках мероприятий северного завоза через закупку одним лотом. В 2020 году поставка всех видов энергетических ресурсов (уголь, дрова, нефтепродукты) в Ненецком автономном округе передана одной компании – акционерному обществу «Ненецкая нефтяная компания». Заказ оформлялся как закупка одним лотом, что обеспечило снижение цены как за счет масштаба закупки, так и за счет оптимизации поставок в рамках работы одной логистической компании. Власти региона отмечают, что им удобнее работать с одним подрядчиком, т. к. это снижает трансакционные издержки, связанные с контролем и взаимодействием по контракту: контроль качества, решение оперативных вопросов, обеспечение гарантий соблюдения сроков поставок (Ненецкий автономный округ);

— использование альтернативной генерации в отдаленных населенных пунктах. В населенных пунктах Мурманской области, которые ранее снабжались по программе северного завоза, установили ветрогенераторы и солнечные батареи. Теперь в поселки завозят только топливо для дизель-генераторов, которые используются как резервные источники питания и для подзарядки солнечных батарей, когда им не хватает энергии солнца. Достигнуто снижение объема поставок в пять отдаленных поселков в три раза по сравнению с объемами поставок до применения альтернативных источников энергии (Мурманская область);

— замещение завоза овощей внутренним производством. В Республике Саха (Якутия) реализуется программа замещения завоза овощной продукции продукцией местного производства, целенаправленно развивается местное производство овощей (помидоры, огурцы, зелень) и картофеля. Реализация программы приведет к закрытию на 60% потребности в овощах в течение ближайшего времени. Задача производства овощей реализуется на базе строительства современных теплиц.

 



[1] Соколов Ю.И. Риски северного завоза // Проблемы анализа риска. Т. 16. 2019. № 4.

[2] Там же.

[3] По материалам «круглого стола» на тему «Северный завоз 2.0: перспективы развития и пути оптимизации», состоявшегося 22 июня 2021 года. Мероприятие было организовано Корпорацией по развитию Дальнего Востока и Арктики при участии Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Госкорпорации «Росатом».

[4] Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 года № 164.

[5] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 645.