«Круглые столы»

О внедрении и использовании информационных систем в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасной среды жизнедеятельности

Место проведения: в режиме видео-конференц-связи
(ул. Б. Дмитровка, д. 26, Москва зал 802 «кр.»)

Дата: 18 ноября 2021 года.
Время: 10.30 – 12.00.

1. Открытие совещания.

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

2. Доклад по теме совещания.

БОНДАР Александр Иванович, Директор Департамента образовательной и научно-технической деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3. Выступления по теме совещания:

а) ГЕЛЛЕР Анатолий Яковлевич, заместитель руководителя федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

б) ПАНЮШИН Денис Борисович, заместитель начальника Управления информационных технологий Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерство внутренних дел Российской Федерации;

в) ПЕРМИНОВ Алексей Михайлович, заместитель начальника управления информационных технологий Главного управления связи Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;

г) ГУРЗОВ Константин Александрович, директор Департамента развития облачных сервисов и управления данными Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

д) КИПКАЕВ Олег Вячеславович, начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере информационных технологий и защиты информации Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

4. Обсуждение выступлений, ответы на вопросы.

5. Принятие итогового документа.

6. Заключительное слово.

БОНДАРЕВ Виктор Николаевич, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Список приглашенных участников «круглого стола», проводимого Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности на тему «О внедрении и использовании информационных систем в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасной среды жизнедеятельности „

18 ноября 2021 г., 10.30 по видео-конференц-связи

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности

1.

БОНДАРЕВ
Виктор Николаевич

председатель Комитета

2.

КОЖИН
Владимир Игоревич

первый заместитель председателя Комитета

3.

МАРТЫНОВ
Сергей Александрович

первый заместитель председателя Комитета

4.

РАКИТИН
Александр Васильевич

первый заместитель председателя Комитета

5.

АРЕНИН
Сергей Петрович

заместитель председателя Комитета

6.

ВАЛЯЕВ
Юрий Константинович

заместитель председателя Комитета

7.

БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Сергей Вячеславович

член Комитета

8.

КАЗАНОКОВ
Крым Олиевич

член Комитета

9.

КОЛБИН
Сергей Николаевич

член Комитета

10

МАМСУРОВ
Таймураз Дзамбекович

член Комитета

11.

МУРАТОВ
Сергей Николаевич

член Комитета

12.

ПАВЛОВА
Маргарита Николаевна

член Комитета

13.

ПЕРМИНОВ
Дмитрий Сергеевич

член Комитета

14.

УСАТЮК
Валерий Петрович

член Комитета

15.

ЯРОШУК
Александр Георгиевич

член Комитета

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

 

16.

ОЮН
Дина Ивановна

член Комитета

 

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

 

17.

БОНДАР
Александр Иванович

директор Департамента образовательной и научно-технической деятельности

 

18.

МИШУРНЫЙ
Андрей Викторович

руководитель проектного офиса АО «Объединенная приборостроительная компания» Государственной корпорации «Ростех»

 

19.

ЯКИМЮК
Оксана Валериевна

 

генеральный конструктор АПК ТС «Безопасный город»

 

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

 

20.

ГУРЗОВ
Константин Александрович

директор Департамента развития

облачных сервисов и управления данными

 

21.

БУРЛАКОВ
Павел Иванович

руководитель проекта федерального государственного бюджетного учреждения «Центр экспертизы и координации информатизации»

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации

 

22.

ПАНЮШИН
Денис Борисович

заместитель начальника Управления информационных технологий Департамента информационных технологий, связи и защиты информации

 

23.

ЗАВАРЗАЕВА
Татьяна Петровна

ведущий эксперт Управления правовой информации

Договорно-правового департамента

 

24.

НИКОЛАЕНКО
Елена Алексеевна

старший эксперт Административно-правового управления Договорно-правового департамента

 

Федеральная служба войск национальной гвардии
Российской Федерации

 

25.

ПЕРМИНОВ
Алексей Михайлович

заместитель начальника управления информационных технологий Главного управления связи

 

26.

КАЙДАЛОВ
Александр Викторович

и. о. начальника отдела информационно-правового обеспечения Договорно-правового департамента

 

Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору

 

27.

ГЕЛЛЕР
Анатолий Яковлевич

заместитель руководителя

 

28.

ТАРЧУКОВ
Андрей Евгеньевич

 и. о. начальника Управления информатизации Ростехнадзора

 

Генеральная прокуратура Российской Федерации

 

29.

КИПКАЕВ
Олег Вячеславович

начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере информационных технологий и защиты информации

 

30.

ЛОБАНОВ
Сергей Николаевич

старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества

 








 

Рекомендации

Заслушав информацию о внедрении и использовании информационных систем в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасной среды жизнедеятельности, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности отмечает следующее.

Приоритетной задачей государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является внедрение комплексных систем безопасности[1].

Обеспечивать безопасность людей призваны существующие управляющие, информационные и автоматизированные системы, использующие цифровые платформы, такие как Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – АИУС РСЧС), аппаратно-программный комплекс технических средств «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город»), включая функциональные блоки мониторинга экологической безопасности, безопасности на транспорте, городской и коммунальной инфраструктуры, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», системы структурированного мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) и другие.

Концепцией региональной информатизации[2] в сфере безопасности жизнедеятельности рекомендуется «реализовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий».

В рамках правового регулирования вопросов использования информационных систем в области обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасной среды жизнедеятельности завершается разработка:

проекта базового федерального закона о единой системе обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасности среды жизнедеятельности «Безопасный город», которым устанавливаются общие для Российской Федерации правовые и организационные основы, а также разграничение полномочий в области построения АПК «Безопасный город» на территориях субъектов и муниципальных образований Российской Федерации;

проекта указа Президента Российской Федерации, определяющего порядок создания, организационную модель, механизм финансирования деятельности, функции, задачи публично-правовой компании «Безопасный город», к компетенции которой предложено отнести вопросы интеграции, построения и внедрения на всех уровнях единой информационной среды обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасности среды жизнедеятельности.

Реализуется НИОКР[3] «Безопасный город», основной целью которой является обеспечение решения вопросов межведомственного и межуровневого взаимодействия, сквозной передачи и обработки информации в едином информационном пространстве на основе единых технических решений и стандартов для построения и развития аппаратно-программного комплекса на региональном и муниципальном уровне.

Вместе с тем одной из основных проблем цифровизации процессов обеспечения региональной и муниципальной безопасности в субъектах Российской Федерации является отсутствие единой объединяющей системы.

Задачи связующего звена может выполнить АПК «Безопасный город», который посредством интеграционной платформы позволит осуществлять передачу информации систем обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасной среды жизнедеятельности, систем мониторинга и предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных, критически важных и опасных производственных объектах в АИУС РСЧС для реагирования на них.

Не менее важным в рамках цифровизации безопасности и развития АПК «Безопасный город» является вопрос реализации единой технической политики с использованием инструментов единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех», разрабатываемой в рамках эксперимента до 31 мая 2022 года[4] с целью повышения доступности государственных услуг и функций.

В данной связи Комитет Совета Федерации по обороне
и безопасности р е ш и л:

1. Информацию о внедрении и использовании информационных систем в области обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасной среды жизнедеятельности принять к сведению. Отметить, что на федеральном уровне предпринимаются необходимые действия, направленные на реализацию вопросов построения и развития АПК «Безопасный город» в соответствии с единой технической политикой, совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы.

2. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при разработке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, подлежащих изменению, дополнению или принятию в целях реализации норм разрабатываемого проекта федерального закона о единой системе обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасности среды жизнедеятельности «Безопасный город» предусмотреть информационное взаимодействие АПК «Безопасный город» с информационными системами Ростехнадзора.

3. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

обеспечить в установленном порядке информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проводимой в рамках НИОКР «Безопасный город» работе и разрабатываемых стандартах, программно-технических решениях АПК «Безопасный город»;

провести в 2022 году мероприятия по оказанию методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по построению и развитию АПК «Безопасный город».

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжить работу по внедрению и использованию информационных систем в области обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасной среды жизнедеятельности.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривать средства на построение и развитие АПК «Безопасный город» в соответствии с формируемыми на федеральном уровне едиными подходами и стандартами обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасности среды жизнедеятельности;

в целях повышения уровня их защищенности принимать меры по дополнительному оборудованию образовательных организаций автоматизированными системами видеонаблюдения с функцией распознавания лиц;

обеспечить оснащение мест традиционного проведения публичных мероприятий с массовым пребыванием людей, а также мест компактного пребывания граждан иностранных государств системами видеонаблюдения, интегрированными в АПК «Безопасный город»,
с возможностью идентификации лиц и архивирования данных;

развивать системы мониторинга коммунальной инфраструктуры, транспортной и экологической безопасности в соответствии
с формируемыми на федеральном уровне едиными технической политикой и стандартами.

6. В целях анализа и оценки достаточности правового регулирования построения и развития АПК «Безопасный город» создать при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности рабочую группу, результаты работы которой направить в Правительство Российской Федерации.

7. Продолжить мониторинг нормативно-правового обеспечения внедрения и использования информационных систем в области обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасной среды жизнедеятельности.



[1] Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».

[2] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2769-р.

[3] Научно-исследовательская, опытно-конструкторская работа.

[4] Положение о проведении эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГОСТЕХ», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года N 1674.