«Круглые столы»

«Устранение регуляторного арбитража и развитие конкуренции на финансовом рынке»

Рекомендации

Решение

«круглого стола» на тему

«Устранение регуляторного арбитража и развитие конкуренции на финансовом рынке»

 

Совет Федерации


22 июля 2022 года

 

Заслушав выступления заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам М.М. Ульбашева, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеварова, директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации И.А. Чебескова, директора Департамента стратегического развития финансового рынка Банка России М.А. Ковригина, а также других участников заседания, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Развитие конкуренции во всех сегментах экономики, в том числе на финансовом рынке, является одним из приоритетных ориентиров современной стратегии экономического развития Российской Федерации. В свою очередь конкуренция на финансовом рынке ключевой фактор повышения его эффективности, стимулирующий финансовые институты к совершенствованию бизнес-моделей, применению инновационных решений, добросовестному поведению его участников, а также более полному удовлетворению запросов потребителей.

В последнее время Федеральным Собранием Российской Федерации совместно с Банком России, Правительством Российской Федерации, а также участниками рынка проводится активная работа по улучшению конкурентной среды на финансовом рынке. Так, в частности, Банком России продолжается реализация политики по очищению финансового рынка от недобросовестных участников; приняты и вступили в силу законы, направленные на повышение прозрачности финансовых продуктов для граждан и пресечение злоупотреблений финансовых организаций по финансовым сделкам, прежде всего с неквалифицированными инвесторами и потребителями финансовых услуг; обеспечена законодательная база и уже осуществляют деятельность финансовые маркетплейсы, успешно внедрена и функционирует система быстрых платежей; реализуются меры по установлению конкурентного допуска на основе кредитных рейтингов финансовых организаций к участию в различных государственных программах льготного финансирования (субсидирования), а также меры по повышению финансовой грамотности населения и его информированности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Вместе с тем, по экспертным оценкам финансовый рынок и, в первую очередь, превалирующий в нем сегмент банковских услуг, характеризуется недостаточным уровнем развития конкуренции.

В этой связи актуальными остаются задачи по дальнейшему формированию конкурентной среды, развитию национальной финансовой инфраструктуры, повышению доступности и качества финансовых услуг как для граждан, так и для экономических субъектов.

Большие перспективы для улучшения конкурентной среды открывают новые финансовые технологии.

Важно ускоренно реализовывать и развивать общерыночные инфраструктурные проекты, обеспечивающие с одной стороны равный доступ малых и средних участников рынка к лучшим технологическим решениям, а с другой стороны — доступ граждан и экономических субъектов к таким финансовым продуктам.

Кроме того, участники заседания обращают внимание на необходимость развития конкуренции и стимулирования не только федеральных, но и средних и небольших банков в целях обеспечения для граждан и экономических субъектов доступности финансовых продуктов и услуг в субъектах Российской Федерации на должном уровне.

Также участники «круглого стола» отмечают, что для достижения наилучших результатов в развитии конкуренции на финансовом рынке следует проводить скоординированную работу Банка России, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, а также профессиональных участников рынка.

С учетом важности для эффективного функционирования финансового сектора экономики вопросов улучшения конкурентной среды на финансовом рынке участники «круглого стола» решили:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

— предусмотреть заявительный порядок участия кредитных организаций в программах льготного финансирования (субсидирования) для случаев возмещения из федерального бюджета недополученных кредитными организациями доходов по кредитам с льготными ставками ввиду отсутствия риска потерь соответствующих бюджетных средств;

— разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

проект федерального закона, предусматривающий запрет использования чужих товарных знаков, средств индивидуализации в качестве ключевых слов в контекстной рекламе без разрешения или согласия правообладателя;

проект федерального закона, обеспечивающий гражданам возможность безбарьерного выбора банка при оплате государственных и муниципальных услуг;

проект федерального закона, предусматривающий единый налоговый вычет для граждан, которые инвестируют в долгосрочные финансовые инструменты.

2. Рекомендовать Банку России:

— продолжить работу по развитию конкуренции на финансовом рынке и обеспечению доступности финансовых услуг и капитала для граждан и экономических субъектов;

— осуществлять мониторинг рынка финансовых услуг в части удовлетворенности и доступности для населения финансовых услуг, оказываемых на территории субъектов Российской Федерации, и результаты такого мониторинга предоставлять заинтересованным органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

— сохранить возможность неквалифицированным инвесторам покупать иностранные ценные бумаги, выпущенные эмитентами из дружественных Российской Федерации юрисдикций, в целях сохранения возможности диверсификации инвестиционного портфеля и интеграции между дружественными финансовыми рынками, обязав при этом брокеров информировать клиентов о существующих рисках по указанным инвестициям;

— разработать меры, направленные на исключение возможности использования санкционного арбитража на финансовом рынке, негативно влияющего на конкуренцию;

— рассмотреть вопрос о временном смягчении требований по обязательным нормативам и установлении индивидуальных значений для кредитных организаций, оказавшихся под внешним санкционным давлением, а также для головной кредитной организации банковской группы, в состав которой входит банк, находящийся в процессе финансового оздоровления.

3. Рекомендовать Банку России совместно с Правительством Российской Федерации:

— разработать прозрачную процедуру рефинансирования ипотечных кредитов в целях обеспечения удобного и простого процесса перехода заемщика от одного банка к другому, предлагающему лучшие условия по ипотечному кредиту;

— разработать порядок перечисления социальных выплат на банковские счета граждан по их выбору;

— рассмотреть вопрос целесообразности нормативного определения статуса регионально значимого банка с возможностью оказания таким банкам в условиях кризиса государственной поддержки.

4. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 159708–8 «О внесении изменений в часть 3 статьи 10 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», уточняющий срок внесения сведений о заключении договора финансовой аренды (лизинга) в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;

№ 160987–8 «О внесении изменений в статьи 29 и 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», предусматривающий возможность осуществления перевода денежных средств в размере до 1,4 млн рублей ежемесячно физическим лицом между своими счетами в разных кредитных организациях без взимания комиссионного вознаграждения.

5. Рекомендовать участникам финансового рынка применять лучшие практики повышения финансовой культуры и грамотности потребителей финансовых услуг с целью развития конкуренции и принятия ответственности гражданами за свои финансовые решения.