«Круглые столы»

«Об актуальных вопросах развития агропромышленного комплекса Нечерноземной зоны Российской Федерации»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «Об актуальных вопросах развития агропромышленного комплекса Нечерноземной зоны Российской Федерации», участники «круглого стола» отмечают следующее.
В соответствии с «Общероссийским классификатором экономических регионов. ОК 024–95», утвержденным постановлением Госстандарта России от 27 декабря 1995 года № 640 (ред. от 28.09.2016), к Нечерноземной зоне Российской Федерации относятся 32 субъекта Российской Федерации, в том числе республики Карелия, Коми, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Пермский край, Архангельская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Калининградская, Ивановская, Калужская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Псковская, Рязанская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.
Общая площадь Нечерноземной зоны Российской Федерации составляет 2411,2 тыс. кв. км. В Нечерноземной зоне имеется 36,8 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 25,9 млн. га пашни. Численность населения составляет около 44 млн. человек, из них сельского – 10,5 млн. человек.
Нечерноземная зона Российской Федерации отличается разнообразием почвенно-климатических условий в связи с ее большой протяженностью с запада на восток и с севера на юг. Почвы Нечерноземной зоны Российской Федерации отличаются разнообразием, имеют небольшую мощность пахотного слоя, содержат мало гумуса и питательных веществ, имеют повышенную кислотность. При этом следует отметить, что Нечерноземная зона Российской Федерации получила название по преобладающему типу почв как противопоставление Черноземью.
Природно-климатические условия зоны благоприятны для развития животноводства, особенно молочного и мясного скотоводства, а также позволяют выращивать высокие урожаи зерновых культур (кроме кукурузы), зернобобовых (гороха, вики яровой, люпина), картофеля и овощей, льна-долгунца, сахарной свеклы (в южной и юго-восточной части зоны). Климатические условия особенно благоприятны для возделывания кормовых трав, малотребовательных к теплу. В целом развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны Российской Федерации способствует хорошая увлажненность, почти полное отсутствие засухи. Вместе с тем почвы бедны гумусом, но при проведении правильной мелиорации могут давать хорошие урожаи указанных сельскохозяйственных культур. Наличие крупных городов и промышленных центров определяет специфику сельскохозяйственного производства в Нечерноземной зоне Российской Федерации, основная цель которого – обеспечение городского населения, главным образом, свежими продуктами питания (картофель, овощи, фрукты, мясо, молоко).
В 2016 году хозяйствами всех категорий Нечерноземной зоны Российской Федерации произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 1279,5 млрд. рублей (22,7% общероссийского производства), из них продукции растениеводства – 579,8 млрд. рублей, продукции животноводства – 699,7 млрд. рублей. Наибольшие объемы сельскохозяйственного производства приходятся на Московскую (7,6% общего производства в зоне), Ленинградскую (7,0%), Брянскую (6,1%), Свердловскую (6,0%), Нижегородскую (5,8%) области. Наивысший рост производства продукции сельского хозяйства отмечен в Псковской (119,3%), Орловской (109,3%), Брянской (108,5%) и Тверской (108,2%) областях. В то же время в ряде регионов Нечерноземной зоны Российской Федерации произошло снижение объемов сельскохозяйственного производства.
В 2016 году в Нечерноземной зоне Российской Федерации собрано зерна 14,8 млн. тонн (102,8% к 2015 году), картофеля – около 11,0 млн. тонн (90,2%), овощей – 3,3 млн. тонн (99,2%). Нечерноземная зона Российской Федерации занимает ведущее место в стране по производству льнопродукции. В 2016 году валовой сбор волокна льна-долгунца составил 25,4 тыс. тонн (91,2% к 2015 году) или 61,7% общероссийского производства.
В Нечерноземной зоне Российской Федерации произведено также 3,9 млн. тонн (106,0% к 2015 году) скота и птицы на убой в живой массе, 9,2 млн. тонн (101,3%) молока, 17,4 млрд. штук (101,5%) яиц. Производство в субъектах Нечерноземной зоны скота и птицы на убой составляет 28% общего по Российской Федерации, молока и яиц – соответственно 30% и 40%.
Самообеспеченность регионов Нечерноземной зоны Российской Федерации зерном в 2016 году составила 86,7%, мясом – 81,2%, молоком – 82,4%, картофелем – 107,9%, овощами – 97,7%.
Потребление мяса на душу населения превышает рекомендуемую рациональную норму (73 кг) в 14 регионах Нечерноземной зоны Российской Федерации, потребление молока превышает норму (235 кг) в 12 регионах. Больше рекомендуемых норм в регионах Нечерноземной зоны Российской Федерации потребляется сахара, хлебных продуктов, картофеля (кроме отдельных регионов), в то же время потребление овощей практически во всех регионах ниже рациональной нормы на 5,8% — 42,9%. 
В 2016 году в Нечерноземной зоне Российской Федерации осуществляли деятельность 5869 сельскохозяйственных организаций, получавших государственную поддержку из федерального бюджета. Рентабельность от всей деятельности с учетом субсидий в Нечерноземной зоне Российской Федерации составила в 2016 году 12% (на уровне 2015 года). Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в их общем числе в зоне увеличилась по сравнению с 2015 годом на 1,7 процентных пункта и составила 78,9% (в Российской Федерации доля прибыльных организаций увеличилась с 84,8% до 87,4%). Без государственной поддержки некоторые сельскохозяйственные товаропроизводители Нечерноземной зоны Российской Федерации становятся убыточными.
В 2016 году сельскохозяйственным товаропроизводителям Нечерноземной зоны Российской Федерации доведены лимиты бюджетных обязательств (с учетом остатков средств федерального бюджета на 1 января 2016 года, потребность в которых подтверждена) на общую сумму 46,2 млрд. рублей, из которых получателям направлено 45,1 млрд. рублей (97,7%). В соответствии с заключенными соглашениями в бюджетах субъектов Российской Федерации указанной зоны на государственную поддержку сельского хозяйства в 2016 году предусмотрено 16,6 млрд. рублей, из которых, по данным отчетности регионов, доведено получателям 16,2 млрд. рублей или 97,4% предусмотренного объема.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время на территории Нечерноземной зоны Российской Федерации субсидируется 9431 инвестиционный проект (возмещается часть затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам)) на общую сумму кредитных средств 474,2 млрд. рублей, размер выплаченных субсидий по которым составляет 99,0 млрд. рублей. Среди них 6641 проектов по технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, 1024 – по молочному скотоводству, 650 – по приобретению племенной продукции, 239 – по птицеводству, 193 – по свиноводству, 12 – по подработке, хранению, перевалке зерновых и масличных культур. При этом реализуются только 8 проектов по переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур, 5 проектов по переработке плодоовощной и ягодной продукции, 1 проект по переработке льна и льноволокна. Следует также отметить, что по состоянию на 6 марта 2017 года из регионов Нечерноземной зоны Российской Федерации направлено на рассмотрение Комиссии по координации вопросов кредитования АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 574 инвестиционных проекта на общую сумму кредитных средств 50,6 млрд. рублей.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Нечерноземной зоны Российской Федерации вырабатывают полный ассортимент социально значимых продовольственных товаров. На регионы зоны приходится значительная доля общероссийского производства основных видов продовольствия: мяса и субпродуктов – 34,4%, колбасных изделий – 42,1%, мясных полуфабрикатов – 38,1%, сыров и сырных продуктов – 37,5%, цельномолочной продукции– 37,2%, хлеба и хлебобулочных изделий – 34,1%, кондитерских изделий – 35,2%, масла сливочного – 33,2%, плодоовощных консервов – 27,9%.
Вместе с тем в агропромышленном комплексе Нечерноземной зоны Российской Федерации сохраняются закредитованность значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей, недостаточная обеспеченность техникой, высокий уровень износа основных фондов в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья и высокие потери при его хранении, значительная зависимость отечественного сельскохозяйственного производства от импорта племенного и посадочного материала, средств механизации и химизации. Имеются серьезные проблемы с проведением противоэрозионных мероприятий, наблюдаются заболачивание и зарастание полей. Кроме того, отмечается рост заболеваемости сельскохозяйственных животных бруцеллезом, сибирской язвой, африканской чумой свиней. Серьезной проблемой остается неразвитость транспортной, инженерной и социальной инфраструктур сельских территорий. Продолжает оставаться низким уровень заработной платы в сельском хозяйстве, сокращается численность сельского населения.
Для решения имеющихся проблем требуется осуществление комплекса мер, направленных на создание условий для дальнейшего развития производства сельскохозяйственной продукции, ориентированного на обеспечение населения, в том числе мегаполисов и крупных промышленных центров, картофелем и овощами, молоком и молочными продуктами, мясом и мясопродуктами, яйцами. Особое внимание в регионах Нечерноземной зоны Российской Федерации следует уделить мерам, направленным на развитие льноводства и тепличного овощеводства, овцеводства, на расширение площадей под овсом, ячменем, кормовыми культурами. При этом важное значение имеет осуществление мероприятий по технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, по развитию племенного дела и семеноводства, по мелиорации земель путем их осушения и орошения, внесения удобрений, известкования почв, эффективной борьбы с эрозией, раскорчевки древесно-кустарниковой растительности, укрупнения полей и улучшения их формы. Особого внимания заслуживает осуществление мер, касающихся улучшения условий жизни сельского населения.
Необходимо учитывать, что решение проблем, имеющихся в агропромышленном комплексе Нечерноземной зоны Российской Федерации, требует осуществления комплекса мер и не может быть осуществлено усилиями отдельных регионов.
 С учетом вышеизложенного участники заседания предлагают:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
разработать и утвердить Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Нечерноземной зоны Российской Федерации на период до 2030 года;
рассмотреть возможность внесения изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы (далее – Государственная программа), предусматривающих включение в Государственную программу отдельной подпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса Нечерноземной зоны Российской Федерации».
2. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
проанализировать ход реализации мероприятий по достижению показателей (индикаторов) Государственной программы в регионах Нечерноземной зоны Российской Федерации, разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности мер государственной поддержки развития сельского хозяйства в Нечерноземной зоне Российской Федерации и прежде всего молочного и мясного скотоводства, в том числе на увеличение размера грантовой поддержки семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров, занятых в сфере молочного и мясного скотоводства, а также мероприятий, направленых на повышение эффективности борьбы с инфекционными заболеваниями сельскохозяйственных животных;
рассмотреть возможность расширения применения повышающих коэффициентов, связанных с экономико-географическими особенностями регионов, при распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации Нечерноземной зоны Российской Федерации, направленных на государственную поддержку сельского хозяйства;
в разрабатываемой программе развития льноводства особое внимание уделить Нечерноземной зоне, осуществить дополнительные меры государственной поддержки развития льняного комплекса и овощеводства в Нечерноземной зоне Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о государственной поддержке проведения агрохимических работ по восстановлению почв для повышения их плодородия (известкование, фосфоритование), осушительных и других мелиоративных работ в Нечерноземной зоне Российской Федерации и о подготовке соответствующих предложений о внесении соответствующих изменений в федеральную целевую программу «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 – 2020 годы»;
разработать комплекс мер, направленных на привлечение трудовых ресурсов в сельское хозяйство Нечерноземной зоны Российской Федерации, в том числе рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года»;
внести в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 467-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2016 года № 2524-р, утвердившего перечень продукции для целей части 1 статьи 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», необходимые изменения в Государственную программу в части, касающейся развития льготного кредитования организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, в доходе которых доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год;
подготовить уточненные прогнозные балансы продовольственных ресурсов на период до 2020 года в регионах Нечерноземной зоны Российской Федерации с учетом продолжения осуществления импортозамещения в агропромышленном комплексе и обеспечения продовольственной безопасности.
3. Предложить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с АО «Росагролизинг» подготовить предложения по усилению государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Нечерноземной зоны Российской Федерации в приобретении и передаче им в лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и оборудования, выращенного в России скота специализированных мясных пород.
4. Предложить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации подготовить, утвердить и направить в регионы Нечерноземной зоны Российской Федерации методические рекомендации по разработке программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, учитывающие специфику агропромышленного производства в указанной зоне.
5. Рекомендовать АО «Россельхозбанк» осуществить меры, направленные на кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса Нечерноземной зоны Российской Федерации, в том числе на кредитование инвестиционных проектов по созданию и модернизации плодохранилищ, картофелехранилищ (овощехранилищ), тепличных комплексов, объектов по переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур, плодоовощной и ягодной продукции, льна и льноволокна, а также на кредитование малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
6. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации Нечерноземной зоны Российской Федерации:
разработать и реализовать комплекс дополнительных мер по обеспечению населения качественной пищевой продукцией из водных биологических ресурсов прежде всего за счет оказания дополнительных мер поддержки и стимулирования развития аквакультуры;
обеспечить вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации».