«Круглые столы»

«О мерах по снижению нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства: региональный аспект»

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Коротков провел заседание «круглого стола», участники которого обсудили вопросы внедрения контрольно-кассовой техники, передающей информацию в режиме «онлайн» в налоговые органы, а также компенсационные меры в целях снижения нагрузки на субъекты предпринимательства в районах Крайнего Севере и приравненных к ним местностях.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 23 мая 2017 года (Протокол № 124)

Задачей «круглого стола» стало обсуждение специфики внедрения контрольно-кассовой техники, передающей информацию о платежах в адрес налоговых органов в электронном виде в режиме онлайн, субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), осуществляющими торговлю с использованием торговых автоматов, а также возможности применения различных компенсационных мер с целью снижения нагрузки на МСП, связанной с необходимостью обеспечения установленных законодательством гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Цель проведения «круглого стола» – выработка совместных рекомендаций, направленных на создание благоприятных условий развития МСП в сфере автоматизированной торговли, а также с учётом региональной специфики, обусловленной ведением деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Участники «круглого стола» отметили.

В 2016 году был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 290-ФЗ), который внёс изменения в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) и установил механизм поэтапного перехода организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими расчетов за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги наличными деньгами или с использованием электронных средств платежа (далее — расчёты) на применение контрольно-кассовой техники (далее — ККТ), передающей информацию о расчётах в адрес налоговых органов в электронном виде в режиме онлайн.

В соответствии с частью 11 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, с 1 июля 2018 года обязаны будут применять контрольно-кассовую технику. Участники «круглого стола» отметили, что в настоящее время отсутствует опыт применения контрольно-кассовой техники при торговле через автоматы на территории Российской Федерации. Реализация указанной нормы затруднительна для предпринимательского сообщества, осуществляющего деятельность в области автоматизированной торговли, поскольку отсутствует оборудование, полностью соответствующее требованию о применении онлайн-касс и технически применимое к любым моделям торговых автоматов. Пролонгация вступления в силу указанной нормы позволит подготовить вендинговой отрасли технические решения для торговых автоматов, провести их тестирование, а также реализовать полезный срок использования механических автоматов. Одновременно в ходе заседания отмечалось, что Федеральный закон № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона № 290-ФЗ) не исключал торговые автоматы из сферы применения ККТ и только с принятием Федерального закона № 290-ФЗ такое освобождение до 1 июля 2018 года было закреплено на законодательном уровне.

Участники «круглого стола» отметили проблему увеличения административных расходов индивидуальных предпринимателей в связи с переходом на применение новой ККТ и возникающую в связи с этим необходимость компенсационных мер в виде соответствующих налоговых вычетов. Одновременно обратили внимание, что в целях соблюдения законодательства о конкуренции, целесообразно предусмотреть возможность получения указанных налоговых выплат иными МСП осуществляющими деятельность в вендинговой отрасли.

Главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520–1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к которым относятся районный коэффициент к заработной плате, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в северных районах, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная рабочая неделя для женщин, компенсация один раз в два года расходов работника на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и ряд других.

В соответствии со статьей 4 указанного Закона Российской Федерации гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя. Эти расходы в значительной степени увеличивают нагрузку на МСП, работающих в северных регионах, и ставят их в неравное конкурентное положение с бизнесом в других районах страны.

В ходе заседания «круглого стола» отмечалось, что никаких мер, компенсирующих такие дополнительные расходы МСП, законодательством не предусмотрено, за исключением освобождения от налогообложения расходов на обеспечение некоторых северных гарантий и компенсаций.

Участники «круглого стола» обратили внимание на необходимость включения в федеральное законодательство мер, направленных на компенсацию повышенных затрат МСП, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Участники «круглого стола» отметили актуальность рассмотренной проблематики и высокую значимость мероприятий, направленных на создание благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Обсудив вышеизложенные вопросы, участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность продления до 1 июля 2021 года переходного периода для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю с использованием торговых автоматов, вступления в силу требования о применении ККТ, одновременно предусмотрев проведение «пилотных проектов» в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года;

проработать вопрос о предоставлении возможности применения в определённых торговых автоматах оборудования, позволяющего передавать необходимые данные налоговым органам без выдачи кассового чека на бумажном носителе и (или) в электронной форме;

подготовить изменение в законодательство Российской Федерации об исключении обязанности применения ККТ при осуществлении расчётов, совершаемых исключительно монетой Банка России, при условии продажи единицы товара, стоимость которого не превышает ста рублей;

разработать и внедрить систему компенсационных мер с целью снижения нагрузки на МСП, связанной с необходимостью обеспечения установленных законодательством гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе:

а) подготовить предложения по снижению страховых взносов для МСП, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере, компенсирующим их расходы на обеспечение установленных федеральным законодательством гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

б) изучить возможность замены социальным налоговым вычетом компенсацию один раз в два года расходов работника на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно с учетом компенсаций выпадающих в связи с этим доходов региональных бюджетов;

в) разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от налогообложения по налогу на доходы физических лиц выплат на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом компенсаций выпадающих в связи с этим доходов региональных бюджетов;

г) рассмотреть вопрос о применении для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей повышенных территориальных коэффициентов при распределении федеральных субсидий на софинансирование реализации мероприятий региональных программ поддержки МСП, аналогично механизму, применяемому в Дальневосточном федеральном округе.

Министерству экономического развития Российской Федерации:

— создать межведомственную рабочую группу с участием представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке компенсационных мер, направленных на снижение нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, связанной с обеспечением установленных законодательством гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Федеральной налоговой службе совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике:

— в рамках действующих организационных структур рассмотреть отдельные вопросы внедрения ККТ, в частности в вендинговой отрасли.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

ускорить принятие проекта федерального закона № 18416–7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 263 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017 – 2019 годов», внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 2 ноября 2016 года Правительством Российской Федерации, обеспечивающего налоговый вычет индивидуальным предпринимателям, применяющим специальные налоговые режимы, в части понесённых расходов на приобретение ККТ, а также предусмотреть возможность предоставления указанной выплаты иным субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим вендинговую торговлю;

— ускорить рассмотрение и поддержать проект федерального закона № 110014–7 «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (об увеличении срока перехода на применение ККТ нового образца для налогоплательщиков ЕНВД и ПСН), внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 27 февраля 2017 года Архангельским областным Собранием депутатов.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям:

провести анализ эффективности реализации региональных нормативных правовых актов по вопросам государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с целью решения вопроса о необходимости их совершенствования;

— рассмотреть вопрос выделения дополнительного финансирования из средств региональных бюджетов для субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в рамках региональных программ;

— предусмотреть дополнительную капитализацию региональных микрофинансовых организаций с целью увеличения числа потенциальных получателей соответствующих мер поддержки;

— активизировать информирование субъектов малого и среднего предпринимательства, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о возможностях получения поддержки в рамках региональных программ, а также о возможности получения поддержки в акционерном обществе «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;

— оказывать органам местного самоуправления методическую и организационную помощь в обеспечении эффективного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.