«Круглые столы»

«Законодательное обеспечение экологической безопасности при геологическом изучении и использовании недр»

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета Федерации, представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию и других федеральных органов исполнительной власти, представителей АО «Росгеология», горнодобывающих (нефтегазодобывающих) компаний, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций обсуждение проблем законодательного обеспечения экологической безопасности при геологическом изучении и использовании недр, участники «круглого стола» отмечают следующее. 
Профильные комитеты Совета Федерации обсуждали проблемы обеспечения экологической безопасности в процессе геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых в рамках десятков парламентских мероприятий, проводимых с 1994 года по 2017 год, выступая инициаторами внесения необходимых изменений в законодательство Российской Федерации о недрах и соответствующие нормативные правовые акты (постановления Правительства РФ, приказы Минприроды России и др.).
Вопросы экологической безопасности при геологическом изучении и использовании недр можно разделить на три группы:

1) экология человека при геологическом изучении недр в части неблагоприятного воздействия окружающей среды на геологический персонал, включая экстремальные климатические условия (температура и скорость движения воздуха, снежные заносы, ливни и т. д.), опасные природные явления (наводнения, сели, осыпи, камнепады и т. п.), передвижение в опасных таежных, горных, пустынных, тундровых и заболоченных районах, преодоление водных преград и сплав по рекам, наличие опасных биологических объектов (животных, пресмыкающихся, насекомых, бактерий, вирусов, грибков и т. п.), а также наличие опасных и вредных производственных факторов (механических, физических и химических) и отсутствие нормальных бытовых и санитарно-медицинских условий;

2) экология человека при разработке месторождений полезных ископаемых в части условий труда рабочих и специалистов, занятых на горных работах в карьерах и шахтах, и защиты местного населения от неблагоприятного воздействия производственных факторов;

3) охраны окружающей природной среды в части минимизации нарушения почвенного слоя, растительности, водных объектов, воздействия на прилегающие территории, а также рекультивации земель после завершения геологоразведочных или горных работ.

На этапе регионального геологического изучения недр геолог практически не наносит вреда окружающей среде. Наоборот экстремальные условия среды вредят здоровью и прочим условиям жизни геологического персонала.
На поисковом этапе уже начинается незначительное влияние самого производства работ на окружающую среду путем проходки, как правило, открытых горных выработок и бурения неглубоких скважин.
Существенное воздействие на недра и на окружающую среду начинается с этапа разведки.
В настоящее время 60–70 процентов геологоразведочных работ на территории Российской Федерации выполняются с участием иностранных компаний, которые уделяют особое внимание безопасности и охране труда.
С экологией человека в сфере геологического изучения недр тесно связаны вопросы безопасности и охраны труда, наиболее высокие требования к которым выдвигаются в российских предприятиях при проведении геологоразведочных работ за рубежом или по контрактам с иностранными заказчиками, а также иностранных предприятиях, работающих на территории России.
В настоящее время основным законом, регулирующим вопросы геологического изучения и пользования недрами является Закон Российской Федерации «О недрах», в котором вопросы обеспечения экологической безопасности прямо или косвенно указаны в преамбуле и следующих статьях: 

1 – 10, 10.1, 12, 13.1, 14, 15, 18, 20, 21.1, 22, 22.1, 23, 23.2, 23.3, 24, 25.1, 26, 29, 33, 35, 36.2, 37, 38, 43, 49, 51, то есть в 35 статьях из 68 действующих, что составляет более половины.

При этом большинство статей регулируют вопросы охраны окружающей среды и защиты местного населения от негативного воздействия, несколько статей затрагивают вопросы промышленной безопасности рабочих, занятых в горном производстве, и лишь одна статья (об оружии) регулирует защиту геологов на полевых работах от нападения хищных животных.
Одновременно на предприятиях вопросы оценки условий труда регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426 «О специальной оценке условий труда» и соответствующим приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н «Об утверждении методики снижения класса, (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом», которые формируют условия для установления компенсаций, льгот и пенсионного обеспечения, особенно для работников с вредными, тяжелыми условиями труда. Отметим, что по данным предприятий-респондентов геологической отрасли, в них на работах с вредными и тяжелыми условиями труда всего занято почти 14 процентов работников, а непосредственно на геологоразведочных работах более 23 процентов, из них практически все рабочие места относятся к классам 2 и 3 по степени вредности или опасности.
Подчеркивая принципиальную важность правового обеспечения экологической безопасности при геологическом изучении и использовании недр, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

Правительству Российской Федерации:

1. Включить в План законопроектных работ Правительства Российской Федерации на 2017–2018 гг. разработку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов о внесении изменений:

1.1. В Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»:

— в статью 8 «Организация проведения специальной оценки условий труда» пункта 4 «Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда» в части отмены предельного 5-летнего срока ее проведения. При определении периодичности проведения оценки условий труда руководствоваться положениями статьи 17 «Проведение внеплановой специальной оценки условий труда», в которой определены причины для осуществления оценки условий труда (ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получение работодателем предписания государственного инспектора труда; замена производственного оборудования; изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и (или) сырья, а также средств индивидуальной и коллективной защиты; произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание).

1.2. В Трудовой кодекс Российской Федерации:

— рассмотреть возможность решения вопроса о конкретизации минимального финансирования охраны труда на отраслевом уровне с его регламентированием в Отраслевых соглашениях при участии профсоюзных организаций.

1.3. В Налоговый кодекс Российской Федерации в части внедрения механизмов экономического стимулирования геологоразведочных работ, проводимых на глубокопогруженные горизонты (5,0–10,0 км);

1.4. В Закон Российской Федерации «О недрах» и Федеральный закон
«О континентальном шельфе Российской Федерации»:

— о распространении полномочий Правительства Российской Федерации в отношении континентального шельфа на акватории территориального моря и внутренних морей Российской Федерации; в части предоставления права пользования участками недр, расположенными в пределах территориального моря и внутренних морей Российской Федерации с целью геологического изучения;

— в части уточнения критериев отнесения месторождений полезных ископаемых к участкам недр федерального значения, а также повышение порогового значения по запасам месторождений, относящихся к месторождениям федерального значения:

а) исключить участки недр в акваториях внутреннего и территориального морей;

б) по газу увеличить запасы до 100 млрд.м3;

в) учитывать в расчетах только технологические извлекаемые запасы промышленных категорий, не ниже С1.

2. Ускорить рассмотрение и внесение проекта Федерального Закона
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), отразив положения, устанавливающие:

 — финансирование мероприятий по охране труда в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);

— необходимость осуществления дифференциации требований к минимальным размерам затрат на охрану труда по видам экономической деятельности и уточнение понятия суммы затрат на производство продукции.

3. Ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке рекультивации и консервации земель» с закреплением принципа, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель, избегая избыточных и недостижимых требований к рекультивации.

4. Разработать систему экономического стимулирования или финансового поощрения, например, в части льгот по страховым взносам или налогообложению работодателей и работников за эффективную работу по безопасности и охране туда.

5. Рассмотреть возможность конкретизации и упрощения нормативных документов по определению профессиональных рисков с учетом специфики видов деятельности и отраслей экономики России.

6. При разработке проектов федеральных законов и нормативных правовых актов принимать во внимание необходимость установления особых режимов природопользования в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе через законодательное определение и закрепление принципа «нулевого сброса» при освоении углеводородных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации.

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

7. Внести изменения в Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (ред. от 25.04.2014) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2010 N 18364) в части проработки инструментария расчета размер вреда, причиненного почвам, в результате нарушения почвенного покрова, снятии плодородного слоя почвы (Росприроднадзор), а также учета затрат на рекультивацию земель, выполненную недропользователем, в составе возмещения вреда, нанесенного окружающей среде.

8. Внести дополнения в акты, регламентирующие порядок заключения государственных контрактов с недропользователями в части учета, при определении сроков исполнения госконтрактов и определении цены госконтрактов, сроков и стоимости постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.

9. Отменить необходимость постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, в случае, если скважина параметрическая и подлежит ликвидации.

10. Устранить несоответствие между нормативными актами, в части необходимости проведения государственной экологической экспертизы проектов рекультивации нарушенных земель и законодательно закрепить отсутствие необходимости проведения экологической экспертизы проектов рекультивации нарушенных земель в том случае, если проект рекультивации нарушенных земель входит в состав Проекта освоения лесов и проходит Государственную экспертизу Проекта освоения лесов.

11. Рассмотреть вопрос о формировании системы управления безопасностью и охраной труда геологической отрасли на основе создания службы охраны труда в Минприроды России, отраслевого научно-методического центра по безопасности и охране труда и соответствующего отраслевого финансового фонда охраны труда.

12. Создать отраслевую нормативно-правовую базу по охране труда. Осуществить разработку и утверждение: Правил охраны труда при геологоразведочных работах, Инструкций по безопасному проведению отдельных видов геологоразведочных работ (сейсморазведочных, морских геофизических, опробовательских и т. д.), Регламентов по учету требований по безопасности и охране труда при проведении конкурсов (тендеров) по объектам геологического изучения недр, проектировании геологоразведочных работ и разработке новых технических средств и технологий (методик), Типового отраслевого положения по управлению охраной труда в геологических предприятиях.

13. Подготовить предложения по дифференциации требований по обращению с отходами производства и потребления в зависимости от класса их опасности для окружающей среды, в частности, предложения по упрощению обращения с отходами 4 (малоопасными) и 5 (практически неопасными) классов опасности, образующимися при строительстве скважин по аналогии со вскрышными породами горнодобывающих предприятий.

14. Ускорить пересмотр критериев отнесения объектов негативного воздействия на окружающую среду по категориям воздействия, учитывая реальную интенсивность такого воздействия (пример — отнесение объекта обезвреживания отходов 3 класса опасности (бочки, сжигающей промасленную ветошь) к 1 категории объектов НВОС).

Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

15. Подготовить предложения по созданию информационной системы открытого доступа для недропользователей о неблагоприятных погодных условиях, в том числе информацию об айсберговой опасности в арктических морях.

 АО «Росгеология» и Российскому геологическому обществу:

16. Обратиться в Правительство Российской Федерации с обоснованием необходимости внесения в постановление Правительства РФ от 14 апреля
2014 г. № 290 «Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» в части включения в перечень рабочих мест, рабочие места при проведении геолого-разведочных работ.

 Компаниям-недропользователям:

17. При выборе подрядчиков для выполнения работ и оказания услуг при проведении работ по геологическому изучению недр континентального шельфа РФ отдавать приоритет отечественным организациям и производителям.

Межпарламентской ассамблее государств – участников СНГ:

18. Включить в план разработку проекта модельного кодекса об экологической безопасности недр и недропользования государств – участников СНГ, ЕАЭС с обязательным творческим и финансовым участием каждой из этих стран в его подготовке, принятии и реализации.

19. Включить в план разработку проекта типового модельного соглашения об урегулировании трансграничных загрязнений воздушной и водной среды, а также иных техногенных воздействий, их последствий, которые могут возникнуть на приграничных объектах недропользования.

Федеральному Собранию Российской Федерации:

20. Считать проекты федеральных законов, направленные на решение вопросов обеспечение экологической безопасности при геологическом изучении и использовании недр, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой.

21. При рассмотрении проекта федерального закона №121034-7 о включении в состав лицензии на пользование недрами соглашения о социально-экономическом развитии региона предусмотреть формы и размеры возможного участия недропользователя в социально-экономическом развитии территории.