«Круглые столы»

«Развитие системы особо охраняемых природных территорий как эффективный механизм сохранения и развития биологического разнообразия»

Рекомендации

Участники «круглого стола» №1 «Развитие системы особо охраняемых природных территорий как эффективный механизм сохранения и развития биологического разнообразия», состоявшегося в рамках VIII Невского международного экологического конгресса «Экологическое просвещение – чистая страна», констатируют следующее.
Одной из основных задач государственной экологической политики является задача сохранения природной среды, включая естественные экологические системы, объекты животного и растительного мира.
Государства, являясь участниками международных договоров, принимают на себя обязательства «создавать систему охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия» в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии (г. Рио‑де-Жанейро, 1992 год), а также «обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия» и «проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования» в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 1972 год) и другие обязательства в области территориальной охраны природы.
Одним из ключевых инструментов реализации государственной политики Российской Федерации по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия является развитие сети особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).
Международная концепция территориальной охраны природы предусматривает планирование не обособленных ООПТ, а создание так называемых «экологических сетей», включающих сами ООПТ и связывающие их экологических коридоры, а также другие территории с регулируемым режимом природопользования; при этом предусматривается интеграция ООПТ в социально-экономическую инфраструктуру регионов.
 Перспективным направлением сохранения биологического разнообразия и биологических ресурсов и их устойчивого использования является развитие сети биосферных резерватов ЮНЕСКО.
В России создана весьма обширная сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, в том числе охватывающая 35 государственных природных заповедников и 7 национальных парков. В 2017 году ожидается, что статус биосферных резерватов ЮНЕСКО получат ещё 3 государственных природных заповедника и 1 национальный парк, в том числе будет создан первый в России трансграничный биосферный резерват «Большой Алтай» (Россия – Казахстан).
Для более широкого развития сети биосферных резерватов в России предлагается поддержать предложения о дополнении Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» понятием «биосферный резерват», а также установить порядок осуществления зонирования биосферного резервата.
Применение в государствах-участниках МПА СНГ международной Концепции биосферных резерватов станет первым шагом к реализации новой идеологии дальнейшего развития территориальных форм охраны природы, учитывающей произошедшие экономические и социальные перемены. Это позволит расширить оборот земельных участков ООПТ с одновременным обеспечением сохранности эталонных ландшафтов и уникальных природных достопримечательностей.
В целях установления единого подхода и порядка регулирования в области особо охраняемых природных территорий, а также в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия были приняты Модельные законы «Об особо охраняемых природных территориях» (постановление МПА СНГ от 16 октября 1999 года № 14) и «О сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия» (постановление МПА СНГ от 20 мая 2016 года № 44–9).
В 2010 году на 10-й Конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии был принят «Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011–2020 годы и целевые задачи по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятые в Айти». Согласно указанному документу правительства взяли на себя обязательства установить национальные целевые задачи по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия. Как отмечается в документе, «решающее значение для успеха будет иметь привлечение различных секторов, в том числе сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, туризма, энергетики и других секторов». В этих условиях первоочередное значение приобретает эффективное взаимодействие природоохранных организаций с бизнес-сообществом.
Одной из серьезных проблем в области развития ООПТ остается недостаточное финансирование ООПТ из средств государственного бюджета, что препятствует развитию инфраструктуры и созданию условий, соответствующих высокому уровню туристического сервиса.
В целях обеспечения системного подхода к решению проблем развития системы особо охраняемых природных территорий как эффективного механизма сохранения и развития биологического разнообразия участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ рассмотреть вопрос о разработке новой редакции модельного закона «Об особо охраняемых природных территориях».

2. Министерствам и ведомствам государств — участников СНГ, ведающим вопросами охраны окружающей среды:
расширять и укреплять международное сотрудничество в целях сохранения биоразнообразия, восстановления популяций редких и исчезающих видов животных и растений;

содействовать развитию национальных и трансграничных особо охраняемых природных территорий, обеспечению соблюдения режима их особой охраны;

использовать потенциал особо охраняемых природных территорий для развития экологического туризма и экологического просвещения.

3. Правительству Российской Федерации продолжить работу по развитию географической сети ООПТ, развитию на ООПТ познавательного экологического туризма и созданию современной инфраструктуры, включающую в себя, в том числе по:

созданию двух заповедников («Восток Финского залива» в Ленинградской области, «Васюганский» в Новосибирской и Томской областях), пяти национальных парков («Ладожские шхеры» в Республике Карелия, «Хибины» в Мурманской области, «Ленские столбы» в Республике Саха (Якутия), «Кодар» в Забайкальском крае, «Зигальга» в Челябинской области), двух государственных природных заказников федерального значения («Новосибирские острова» в Республике Саха (Якутия) и «Соловецкий архипелаг» в Архангельской области);

обеспечению дальнейшего расширения сети ООПТ в рамках реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения до 2020 года;
реализации приоритетного проекта «Дикая природа России: сохранить и увидеть»;
созданию научно-туристических многофункциональных автономных комплексов на острове Хейса архипелага Земля Франца-Иосифа и острове Северный Новой Земли, входящих в границы национального парка «Русская Арктика»;

реализации Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года;

развитию международного сотрудничества в сфере ООПТ.