«Круглые столы»

«Актуальные задачи модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и перспективы»

26 октября 2017 года Комитет провел заседание «круглого стола» на тему «Актуальные задачи модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и перспективы».

В ходе «круглого стола» рассматривались актуальные проблемы модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов жилищно-коммунального хозяйства, обсуждались предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере, в частности, были затронуты вопросы привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, развития форм государственно-частного партнерства, совершенствования правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения, а также перспективы формирования постоянно действующей системы ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ «КРУГЛОГО СТОЛА»

на тему «Актуальные задачи модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и перспективы»

26 октября 2017 года
ул. Б.Дмитровка, дом 26, комн. 808 (а)
11:00

Регламент:
Вступительное слово – 5 минут
Доклады – до 10 минут
Выступления – до 3 минут

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Чернецкий Аркадий Михайлович – первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

ДОКЛАДЫ

Солнцева Елена Павловна – директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Тема «Актуальные задачи модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечения инвестиций в отрасль»

Глазачев Алексей Владимирович – начальник инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за ходом реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Счетной палаты Российской Федерации

Тема «Основные проблемы, выявленные Счетной палатой Российской Федерации по итогам проведенного в 2017 году контрольного мероприятия по вопросам использования средств федерального бюджета, направленных на содействие развитию объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, находящихся в региональной (муниципальной) собственности, а также хода реализации приоритетного проекта „Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг“

Братухин Павел Владимирович – заместитель руководителя дирекции по работе с муниципальными проектами – начальник отдела финансирования муниципальных проектов акционерного коммерческого банка «Российский капитал»

Тема «Государственная поддержка для увеличения объема инвестиций в ЖКХ (по итогам деятельности Рабочей группы экспертов по разработке Концепции улучшения инвестиционного климата в ЖКХ РФ на 2018–2025 годы)»

Сердюк Ольга Владимировна – заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Тема «Опыт Фонда ЖКХ по предоставлению государственной поддержки на реализацию проектов в сферах тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами и предложения по дальнейшим шагам модернизации ЖКХ»

Бесшапов Павел Евгеньевич – директор по инвестициям закрытого акционерного общества «Лидер»

Тема «Механизмы привлечения долгосрочных инвестиций в коммунальную инфраструктуру»

 ВЫСТУПЛЕНИЯ

 Кравченко Владимир Казимирович – член Комитета Совета Федерации по экономической политике

Тема «Аварийное жилье: региональный аспект»

Шаль Сергей Вернерович — заместитель губернатора Челябинской области

Тема «Роль государственной поддержки в повышении инвестиционной привлекательности отрасли жилищно-коммунального хозяйства»

Гилев Михаил Сергеевич – директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области

Тема «Проблемы привлечения частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры в малых городах»

Архипов Денис Николаевич – заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области

Тема «Концессионные соглашения в населенных пунктах с населением менее 30 тысяч человек»

Журавлев Сергей Александрович – заместитель руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области

Тема «Основные задачи и актуальные проблемы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

Серегин Глеб Сергеевич — директор департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области

Тема «Модернизация систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории Владимирской области»

Плахотников Алексей Михайлович – глава города Котовска Тамбовской области

Тема «Опыт реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры в Тамбовской области: основные проблемы и роль государственной поддержки в их решении»

Довлатова Елена Владимировна – исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения

Тема «Модернизация объектов и систем водопроводно-канализационного хозяйства России»

Рыжов Александр Борисович – руководитель аппарата Комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса

Тема «О необходимости продолжения поддержки модернизации систем коммунальной инфраструктуры Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Макрушин Алексей Вячеславович — исполнительный директор Ассоциации организаций и специалистов в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства «Развитие»

Тема «О новых механизмах защиты инвестиций в жилищно-коммунальном хозяйстве»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Чернецкий Аркадий Михайлович – первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Принятие проекта рекомендаций заседания «круглого стола» на тему «Актуальные задачи модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и перспективы»

 

 

Рекомендации

Участники «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера 26 октября 2017 года с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ведущих российских экспертов в области жилищно-коммунального хозяйства, представителей кредитных организаций, осуществляющих кредитование проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обсудив проблемы и перспективы решения задач по модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства, отмечают следующее.

Особая роль жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающего жизненно важные потребности населения, предопределяет необходимость в постоянном развитии и модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства. Однако сложившаяся в отрасли ситуация, связанная с нарастанием объемов аварийного жилищного фонда, высоким уровнем удельных расходов топливно-энергетических ресурсов, высокой степенью изношенности и технологической деградации систем и объектов коммунальной инфраструктуры, отсутствием достаточного финансирования проектов по модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, требует выработки долгосрочных механизмов поддержки, развития и повышения инвестиционной привлекательности проектов и программ в этой области.

В этих целях на федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач, связанных с модернизацией жилищного фонда, инфраструктуры, объектов жилищно-коммунального хозяйства, и повышения их энергоэффективности.

Однако существующего объема инвестиций для решения поставленных задач явно недостаточно. По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности коммунального комплекса составляют не менее 500 млрд. рублей, из которых более 200 млрд. рублей требуются для сферы теплоснабжения, 100 млрд. рублей – для сферы водоснабжения, более 100 млрд. рублей – для сферы водоотведения[1].

Таким образом, в целях увеличения притока инвестиций в отрасль за последние несколько лет были проведены преобразования – создана нормативно-правовая база для дальнейшего развития отрасли, сделаны шаги в повышении ее эффективности и реализации инвестиционного потенциала, в том числе закреплены гарантии возврата вложенных инвестором средств, сформирована система долгосрочного тарифного регулирования, определен порядок согласования и утверждения инвестиционных программ, утверждены перечни показателей надежности, качества и энергетической эффективности в указанных сферах, гарантировано сохранение экономии, достигнутой, в том числе за счет использования энергосберегающих технологий, введено понятие расчетной предпринимательской прибыли.

Следует отметить, что основным инструментом привлечения частного бизнеса в жилищно-коммунальное хозяйство в настоящее время остается концессия, при которой объекты коммунального комплекса, являясь собственностью государства или муниципального образования, переходят в управление частному оператору. Для увеличения количества передачи объектов отрасли в концессию и объемов внебюджетного (в том числе заемного) финансирования инвестиционных проектов проведена работа по совершенствованию концессионного законодательства. Среди законодательных новаций 2017 года следует отметить вступление в силу положений, предусматривающих обязательное участие субъекта Российской Федерации в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения, возможность учета при установлении концессионной платы долговых денежных обязательств унитарных предприятий, имущество которых передается в концессию. Кроме того, установлена возможность передачи концедентом концессионеру недвижимого имущества, права на которое не были зарегистрированы, с обязательством концессионера по обеспечению кадастрового учета незарегистрированной недвижимости и регистрации прав концедента на нее.

Участники «круглого стола» отметили, что практика передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и проведение их модернизации показывает рост эффективности коммунальных предприятий, сопровождается снижением числа аварий и претензий потребителей, приводит к экономии бюджетных средств.

Так, на территории Владимирской области в настоящее время заключено 26 концессионных соглашений с объемом привлеченных инвестиций в размере 12,6 млрд. рублей и со средним сроком окупаемости до 25 лет. Итогом реализации проектов по модернизации объектов теплоснабжения явилось закрытие 55 нерентабельных котельных, перевод на газ 49 котельных и строительство 90 новых котельных, достижение экономии потребления энергоносителей: газа в 1 млн. м3/год и электроэнергии в 2 млн. кВт/ч в год.

Позитивным примером реализации концессионных соглашений при оказании государственной поддержки с участием средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства следует отметить строительство теплоэлектростанции города Котовска Тамбовской области, а также строительство двух станций водоочистки. Итогом реализации этих проектов явилось сокращение расходов бюджета на 16%, снижение стоимости услуг по электроснабжению до 50%, водоснабжению и водоотведению – до 15%, газоснабжению – до 5%.

Для решения задачи модернизации систем коммунальной инфраструктуры правительство Нижегородской области и Внешэкономбанк создали Нижегородскую областную коммунальную компанию, в зоне деятельности которой находятся 200 тысяч человек. В настоящее время компанией заключены концессионные соглашения на сумму 1 млрд. рублей, на рассмотрении находятся концессионные соглашения объемом 5 млрд. рублей.

Позитивная практика реализации концессионных соглашений в жилищно-коммунальном хозяйстве складывается и на территории Челябинской области. Начиная с 2011 года, в регионе модернизировано 164 котельных на общую сумму 4,5 млрд. рублей, из которых 2 млрд. рублей являются частными инвестициями. Итогом проведенных мероприятий явилось уменьшение годовых убытков на сумму 360 млн. рублей.

На территории Тюменской области 80% населения получают услуги в рамках заключенных договоров концессии и долгосрочной аренды. В 2017 году идет реализация 9 концессионных соглашений с объемом инвестиций 3,5 млрд. рублей, в том числе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также к концу года планируется заключить концессионное соглашение в сфере водоснабжения и водоотведения объемом 22 млрд. рублей.

Представитель Воронежской области проинформировал участников о реализации крупных концессионных соглашений в сфере водоснабжения (объем инвестиций 2,5 млрд. рублей) и сфере обращения с отходами – строительство мусоросортировочного завода в Воронежском межмуниципальном кластере (объем инвестиций 561 млн. рублей). При этом была отмечена необходимость создания условий для привлечения инвестиций в сетевое хозяйство, поскольку в настоящее время из 2,5 млрд. рублей инвестиций только один объект включает в себя замену сетей на сумму 450 млн. рублей. Фактическая перекладка сетей в области – менее 1% в год.

Наряду с этим, представителем Счетной палаты Российской Федерации были приведены примеры, когда в связи с отсутствием определения источников финансирования не завершена реализация инвестиционных проектов, начатых еще в период СССР, 90-е годы, 2000-е годы. К таким проектам относятся объекты водоснабжения и водоотведения в республике Дагестан (1991 год), Кировской области (2002 год), городе Хабаровске (2006 год).

Наряду с позитивной практикой применения концессионных соглашений в жилищно-коммунальном хозяйстве участниками «круглого стола» были обозначены проблемы реализации Федерального закона от 21 июля 2015 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от решения которых зависит, в том числе, рост количества заключаемых концессионных соглашений и объема привлекаемых инвестиций.

Несмотря на выстроенную систему законодательного регулирования концессионных отношений между органами публичной власти и инвесторами, ее применение осложняется наличием высоких рисков как для концедента, так и для концессионера. Низкая активность потенциальных инвесторов в конкурсах на заключение концессионных соглашений обусловлена такими причинами, как:

отсутствие гарантий для концессионера в части стабильности налоговых, тарифных и неналоговых платежей;

увеличение количества проверок концессионеров надзорными и контролирующими органами, сопровождающееся наложением административных штрафов на концессионера без учета особенностей реализации концессионного соглашения (этапов проведения реконструкции, модернизации, капитального ремонта), степени опасности и разумных сроков устранения выявленного нарушения;

наличие возможности передачи в рамках концессионного соглашения не только имущества государственного и (или) муниципального унитарного предприятия (учреждения), но и долговых денежных обязательств по оплате труда, энергетических ресурсов, обязательств по кредитным договорам, по уплате налогов и сборов;

отказ в выдаче лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов концессионерам, не являющимся собственниками имущества, в рамках концессионного соглашения;

установление экономически необоснованных тарифов;

изменение в процессе реализации концессионного соглашения основных показателей проекта – объема полезного отпуска энергетического ресурса, уровня собираемости платы с потребителей;

проблема в получении концессионером возмещения налога на добавленную стоимость в рамках инвестиционной программы;

проблема в принятии решений пенсионными фондами об инвестировании в объекты жилищно-коммунального хозяйства;

низкая рентабельность предприятий водоснабжения;

низкий уровень ответственности единственного инвестора, с которым концессионное соглашение заключается на территориях малых городов и сельских населенных пунктов;

влияние отраслевой принадлежности на реализацию проекта.

Таким образом, действующий механизм концессии не может в полной мере обеспечить реализацию инвестиционных программ и интересы инвестора. По оценкам экспертов, сложившаяся ситуация приводит к тому, что только 3% концессионных проектов может быть реализовано без государственной поддержки;10% — с поддержкой в виде повышения процентной ставки Центрального банка на 4%; 14% — посредством субсидирования процентной ставки; 73% — не могут быть реализованы без государственной помощи.

Решение этих вопросов возможно посредством разделения рисков концессионных соглашений между концессионером и концедентом, развития и тиражирования механизмов государственно-частного партнерства. Также следует отметить, что в рамках реализации приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг»[2] Минстроем России разработан законопроект о внесении изменений в налоговое законодательство в части исключения обязанности восстановления налога на добавленную стоимость при безвозмездной передаче органам государственной власти и органам местного самоуправления объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и водоотведения, их отдельных объектов, результатов работ по их улучшению, в том числе в случаях расторжения договора аренды и заключения концессионного соглашения с бывшим арендатором, расторжения договора аренды без последующего заключения концессионного соглашения, безвозмездной передачи органам государственной власти и органам местного самоуправления объектов коммунальной инфраструктуры без расторжения договора аренды или концессионного соглашения, а также окончания срока действия концессионного соглашения.

Участники «круглого стола» обратили внимание на проблему качества подготовки и разработки инвестиционных проектов.

Согласно информации, предоставленной государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в настоящее время отмечается низкое качество подготовки органами местного самоуправления проектов модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры, что приводит к ситуации, когда только 40% конкурсов являются успешными.

При этом в связи с ограниченностью региональных и местных бюджетов в возможностях бюджетного финансирования проектов и программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (в 2017 году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации являются 72 региона) и высокой стоимостью услуг по разработке проектов модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры установление требования к органам исполнительной власти по качеству подготовки таких проектов останется декларативным.

Решение этого вопроса возможно путем формирования на государственном уровне пула проектов, их типизации и стандартизации, что значительно снизит стоимость подготовки и разработки инвестиционных проектов и повысит их качество.

Следует отметить, что качество подготовки проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, повышения инвестиционного интереса к ним зависит также от качества проведения технического обследования объекта и предоставления инвестору реальных результатов о состоянии такого объекта. Для решения этой проблемы Минстроем России в рамках приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг»[3] подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий возможность верификации потенциальным инвестором данных о фактическом состоянии коммунальной инфраструктуры путем проведения технического обследования и устанавливающий порядок подготовки потенциальным концессионером предложений по внесению изменений в условия концессионного соглашения и конкурсную документацию по итогам проведения такого обследования.

Большое значение в обеспечении системного подхода к модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства имеет реализация в регионах Комплексов мер развития жилищно-коммунального хозяйства (»дорожных карт»). В настоящее время «дорожные карты» утверждены в 71 субъекте Российской Федерации. При этом они предусматривают реализацию всех ключевых решений, принятых на федеральном уровне и направленных на создание условий по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.

Представитель Счетной палаты Российской Федерации обратил внимание участников «круглого стола» на проблемы, выявленные в ходе проведения контрольного мероприятия по проверке использования средств, выделенных из федерального бюджета на содействие развитию коммунально-инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации, а также проверки хода реализации приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг».

В частности, было отмечено, что предоставление государственной поддержки на строительство и модернизацию систем и объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по двум разным направлениям:

Мероприятие «Содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)»;

Приоритетный проект «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг».

При этом, несмотря на идентичность мероприятий и единую цель их реализации, они не объединены между собой. Такая ситуация не позволяет в полной мере осуществлять эффективное управление данными мероприятиями, а также получать объективную информацию о влиянии государственной поддержки на общее состояние коммунальной инфраструктуры. Проблему синхронизации государственной поддержки идентичных мероприятий по разным программам поднял представитель Общественной палаты Российской Федерации. Был приведен пример моногорода Сланцы Ленинградской области, который получает государственную поддержку по направлению развития городской среды по двум программам — «Развитие моногородов» (Минэкономразвития России), «Комфортная городская среда» (Минстрой России).

Требует решения вопрос о разработке организационно-финансовых и инвестиционных схем создания и модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры, учитывающих различные финансовые возможности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частных собственников.

Также, по мнению представителя Счетной палаты Российской Федерации, требуется выработка системного подхода к решению накопившихся проблем по модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства, конкретизации приоритетов государственной политики, а также проведение оценки влияния мероприятий по модернизации систем и объектов отрасли на общее состояние жилищно-коммунального хозяйства.

Выработка единого подхода к модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса особенно актуальна для сферы водоснабжения и водоотведения, поскольку в настоящее время именно здесь отсутствует системная государственная программа действий по развитию капиталоемкой инфраструктуры.

Участниками «круглого стола» были обсуждены вопросы определения механизмов финансирования мероприятий по модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время предоставление финансовой поддержки на реализацию проектов по модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется в большей части государственной корпорацией – Фондом содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), деятельность которого продлена до 1 января 2019 года[4].

За период с 2013 года по 2015 год Фондом были профинансированы 4 региональные программы по модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры в размере 76,3 млн. рублей при общей стоимости проектов 1463,3 млн. рублей с использованием механизма субсидирования процентной ставки по кредитам и облигационным займам. С 2016 года и по первое полугодие 2017 года правлением Фонда была одобрена 51 заявка в размере 5,6 млрд. рублей, в соответствии с которыми планируется привлечь 4,6 млрд. рублей частных инвестиций.

Механизм, заложенный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры» (далее – постановление 1451), предусматривает предоставление субъектам Российской Федерации финансовых средств на субсидирование процентной ставки. При этом предоставление финансирования осуществляется только в отношении проектов, планируемых к реализации на территории населенных пунктов численностью не более 250 тысяч человек, в объеме 60% от стоимости проекта, не превышающей 300 млн. рублей. Однако в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 997 «О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» данный механизм применяется только в отношении проектов, заявки по которым были одобрены правлением государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 15 марта 2017 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 997 «О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 997) был введен новый механизм, предусматривающий предоставление финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки посредством предоставления кредитов. По замыслу разработчиков, в этом случае у субъектов Российской Федерации появляются стимулы к привлечению частных инвестиций в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры, а также обеспечивается стоимость заемных средств инвестора, привлеченных на их реализацию, по ставке, не превышающей 5%.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие в настоящее время практики использования механизма постановления № 997, участники «круглого стола» обратили внимание на ряд проблем, возникающих при его реализации:

введение нового механизма удорожает проект в 1,5 раза;

применение «кредитной линии» целесообразно для проектов с минимальными рисками, поскольку в таких проектах есть точные нормы рентабельности (крупные объекты теплоснабжения);

применение данного механизма исключает возможность оказания государственной поддержки для малых предприятий водохозяйственного комплекса, поскольку кредиты в банках на предлагаемых условиях могут получить только крупные монополисты, такие как «Мосводоканал», «Водоканал Санкт-Петербурга», «Росводоканал»;

не предусматривается участие концессионеров, не являющихся ресурсоснабжающими организациями, и осуществляющих деятельность по строительству и модернизации объектов по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

предлагаемым механизмом не предусмотрены варианты оказания финансовой поддержки тем концессионерам, которые ранее уже начали вкладывать инвестиции в строительство или модернизацию системы или объекта коммунальной инфраструктуры;

применение механизма экономически нецелесообразно для малых населенных пунктов, а также территорий Арктической зоны, где создание (модернизация) объектов коммунальной инфраструктуры посредством кредитования приводит к удорожанию всего проекта и не гарантирует возвратность средств.

Кроме этого, Минстроем России совместно с публичным акционерным обществом «Сбербанк» завершена работа по формированию типового (»коробочного») тиражируемого кредитного решения, предусматривающего стандартизацию параметров заемного финансирования концессионных проектов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что позволит концессионерам привлекать на эти цели долгосрочные кредиты по ставке, превышающей ключевую ставку Банка России на 3–4 процентных пункта. В этом случае банк выдает кредит сроком на 15 лет для всех концессионеров в сфере жилищно-коммунального хозяйства на всей территории страны.

Предполагается, что типовое тиражируемое кредитное решение будет использоваться регионами и инвесторами для подготовки, финансирования и сопровождения региональных и муниципальных проектов государственно-частного партнерства, повысит уровень подготовки проектов концессионных соглашений в целях их максимальной открытости и понятности для банков и позволит инвесторам привлекать дополнительное финансирование на принципиально новых условиях.

Разработка механизмов финансирования мероприятий по модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры в настоящее время проводится Минстроем России, Минэкономразвития России, государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака[5].

Минстроем России, Минэкономразвития России, государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства поддержана необходимость создания государственного специализированного института развития, деятельность которого будет направлена на сопровождение и поддержку проектов модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства (далее – Институт развития ЖКХ).

При этом целью создания Института развития ЖКХ является внедрение новых механизмов государственной поддержки развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, улучшения инвестиционного климата в отрасли, сбалансированного распределения рисков между инвесторами и государством, а также формирование условий, стимулирующих институциональных инвесторов к эффективному и надежному размещению капитала в сфере коммунального хозяйства.

Рабочей группой при наблюдательном совете государственной корпорации – Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства был разработан проект «Концепции улучшения инвестиционного климата в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018–2025 годы» (далее – концепция), согласно которому в отрасли должен быть создан государственный финансовый институт развития в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – государственный финансовый институт развития), деятельность которого будет направлена на решение комплекса поставленных перед отраслью задач: ликвидация аварийного жилищного фонда, модернизация систем и объектов коммунальной инфраструктуры, повышение уровня энергосбережения и энергетической эффективности отрасли. При этом, согласно концепции, при осуществлении сопровождения и поддержки проектов модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства должен соблюдаться принцип дифференциации.

В этой связи концепция выделяет три группы проектов в зависимости от степени необходимости предоставления государственной поддержки:

1 группа – крупные инфраструктурные проекты, не нуждающиеся в государственной поддержке и реализуемые, как правило, в городах с высокой численностью населения;

2 группа – проекты, в которых на начальном этапе концессионные риски разделяются между государством и инвестором посредством применения института государственных гарантий, субсидированных кредитов, участия государства в уставном капитале ресурсоснабжающих организаций в период реализации проекта, в дальнейшем выводятся в рыночное поле посредством долгосрочного привлечения инвестиций со стороны крупных институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний, крупных банков) через институты секьюритизации проектов, выпуска облигационных займов.

3 группа – социально значимые проекты, не окупаемые на рыночных условиях и нуждающиеся в максимальной государственной поддержке.

Концепция предусматривает, что деятельность государственного финансового института развития позволит:

1) расширить перечень используемых финансовых инструментов для оказания государственной поддержки по подготовке и реализации проектов с учетом их дифференциации;

2) объединять на условиях субординирования кредит банка (краткосрочный, дорогой) и заем института развития (долгосрочный, дешевый);

3) предусмотреть организационно-техническую поддержку разработки и реализации проектов;

4) сформулировать новые подходы к созданию системы поддержки, в том числе подход по разделению рисков между государством и инвестором;

5) внедрить современные информационные технологии при осуществлении формирования пула проектов, их стандартизации и типизации, а также контроля за их реализацией.

Таким образом, рассматриваемые в настоящее время подходы к созданию Института развития ЖКХ предполагают его действие на постоянной основе в качестве единого центра принятия решений по обеспечению финансирования и практической реализации проектов модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства, посредством которого будет осуществляться реализация принципиально новой модели государственной поддержки развития отрасли, основанной на разделении рисков между государством и инвестором и вариативности применения различных финансовых инструментов.

Участники «круглого стола» отметили, что в жилищно-коммунальном комплексе сложилась объективная необходимость поиска и разработки новых подходов к определению механизмов оказания государственной поддержки проектов модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства, основанных на создании рациональной системы финансирования, ориентированной на постепенный переход от преобладания инструментов государственной поддержки с непосредственным использованием бюджетных средств к поступательному развитию внебюджетных форм финансирования проектов жилищно-коммунального хозяйства, с установлением правил, защищающих интересы инвесторов, внедрением лучших практик и инноваций, повышением качества управления проектами на всех уровнях, повышением эффективности расходования бюджетных расходов.

Участники «круглого стола» решили:

1. Отметить необходимость:

1.1. обеспечения непрерывности осуществления государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по ликвидации аварийного жилищного фонда, модернизации коммунальной инфраструктуры, повышению уровня энергосбережения и энергетической эффективности отрасли;

1.2. формирования постоянно действующей модели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, основанной на принципах обеспечения безопасного проживания граждан, социальной справедливости, содействия реализации законных прав граждан и предполагающей создание в этих целях специализированного муниципального жилищного фонда социального использования;

1.3. создания государственного специализированного финансового института развития в сфере жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которого будет направлена на сопровождение и поддержку реализации проектов модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть предложения государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о создании и параметрах деятельности государственного специализированного финансового института развития в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части их возможного учета при принятии решения по концепции создания специализированного института развития в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

2.2. Ускорить внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон „О концессионных соглашениях“ и „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“, направленных на повышение привлекательности проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры для частных инвесторов в рамках механизмов государственно-частного партнерства.

2.3. Ускорить принятие плана мероприятий (»дорожной карты») по развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации.

2.4. Поддержать инициативу Тюменской области об изменении институциональных подходов к внедрению института наемных домов и ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ „О концессионных соглашениях“, направленного на формирование государственного жилищного фонда наемных домов социального использования в целях его применения при расселении аварийного жилищного фонда.

2.5. Рассмотреть вопрос об оказании содействия Тюменской области в реализации на ее территории пилотного проекта по строительству наемных домов социального использования с применением механизмов концессии в целях расселения аварийного жилищного фонда.

2.6. Рассмотреть вопрос о введении практики формирования экономически обоснованных тарифов на товары и (или) услуги ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих продажу потребителям коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).

3. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

3.1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 21 июля 2015 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части установления:

возможности передавать в собственность концессионера созданное им имущество, в том числе вновь построенные объекты жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренные концессионным соглашением;

возможности концессионера привлекать (использовать) источники финансирования по концессионному соглашению под залог выручки от реализации коммунальных услуг и инвестиционной составляющей в тарифе на товары и (или) услуги, утверждаемом по концессионному соглашению, в качестве одного из механизмов обеспечения доступности привлекаемых концессионером заемных средств;

обязанности государственных (муниципальных) предприятий (организаций) по передаче органам местного самоуправления имеющихся в соответствии с действующим законодательством лицензий на осуществление определенного вида деятельности в сфере коммунального хозяйства в отношении объектов, передаваемых в управление по концессионному соглашению;

ответственности, в том числе финансовой, ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность в рамках концессионных соглашений, за исполнение основных показателей деятельности и усиления контроля за прозрачностью формирования основных показателей их деятельности;

финансовой ответственности концедента за нарушение финансовой дисциплины.

3.2. Рассмотреть возможность включения в план мероприятий (»дорожную карту») по развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации мероприятия по изменению процедуры проведения органами государственного контроля (надзора) или органами муниципального контроля проверок организаций, осуществляющих деятельность в рамках реализации концессионных соглашений по модернизации систем и объектов коммунальной инфраструктуры.

3.3. Рассмотреть вопрос о формировании федерального фонда компенсаций концессионерам, перед которыми не исполняются обязательства концедента в рамках концессионных соглашений, заключенных в целях осуществления строительства, реконструкции или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

3.4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части включения в качестве проекта, планируемого для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства (муниципально-частного партнерства), объектов жилищно-коммунального хозяйства вне зависимости от отраслевой принадлежности, в том числе принадлежащих государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или муниципальному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.

3.5. Рассмотреть вопрос о возможности предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления права на выбор метода привлечения частных инвестиций (концессия, аренда, акционирование) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

3.6. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части установления возможности отчуждения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а также передачи указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности.

3.7. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года, в части исключения возможности одновременного использования средств федерального бюджета на реализацию идентичных мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, предусмотренных мероприятием «Содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)» и приоритетным проектом « Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг».

3.8. Рассмотреть вопрос о возможности применения механизма оказания государственной поддержки на реализацию инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры», в отношении субъектов Российской Федерации, предоставивших на рассмотрение правления государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства соответствующие заявки после 15 марта 2017 года.

3.9. Рассмотреть вопрос о применении дифференцированного подхода при определении механизмов оказания государственной поддержки в части финансирования инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в зависимости от степени их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов, возможности привлечения крупных институциональных инвесторов, а также уровня социальной значимости реализации таких проектов на территориях муниципальных образований сельских и городских поселений.

3.10. Рассмотреть вопрос о продлении федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011–2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года № 1092, или о реализации мероприятий программы с 2018 года в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

3.11. Рассмотреть вопрос о создании экологических фондов субъектов Российской Федерации, формируемых за счет средств, поступающих в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в целях направления данных средств на строительство объектов водохозяйственного комплекса.

3.12. В целях создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, сокращения сроков окупаемости инвестиций, обеспечения государственной поддержки инвесторов, а также снижения уровня задолженности потребителей за коммунальные услуги, рассмотреть возможность внесения комплексных изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации согласно следующим предложениям:

разрешить устанавливать долгосрочные параметры регулирования тарифов для организаций, эксплуатирующих объекты коммунальной инфраструктуры в рамках концессионного соглашения, без учета ограничения роста платы населения;

ввести ограничение для роста стоимости энергоресурсов на уровне ограничения роста платы граждан либо инфляции;

ограничить ресурсную составляющую при формировании тарифа не более 50%;

установить возможность закрепления в тарифе отдельной составляющей, предусматривающей расходы концессионера на реновацию коммунальных сетей;

предусмотреть в рамках концессионных соглашений по модернизации систем и объектов теплоснабжения реализацию мероприятий по установке автономных систем теплоснабжения (автономных котельных) в многоквартирных домах;

предусмотреть дополнительные субсидии и гранты, выделяемые после ввода объекта в эксплуатацию, в размере 50% от суммы затрат на модернизацию и строительство объектов с установлением возможности их направления на погашение кредита;

предусмотреть в законодательстве прямые расчеты между концессионером и потребителями как одну из гарантий возврата средств;

предусмотреть на федеральном уровне механизм ограничения процентной ставки для реализации концессионных соглашений в коммунальной сфере на уровне инфляции (5–6%), при этом для малых городов и поселков – до 3% на срок до 30 лет;

упростить процедуру регистрации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры для органов местного самоуправления.

3.13. Предоставить в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера информацию об итогах рассмотрения предложений до 1 апреля 2018 года.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

4.1. Обеспечить незамедлительное принятие всеми субъектами Российской Федерации актуализированных Комплексов мер (»дорожных карт») развития жилищно-коммунального хозяйства.


[1] Данные представлены Минстроем России.

[2] Паспорт приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18.04.2017 N 5

[3] Паспорт приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18.04.2017 N 5

[4] Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 3 и 25 Федерального закона „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“

[5] Пункт 2 протокола совещания Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 17 апреля 2017 года № ДК-П9-107пр (письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 27 октября 2017 года № П9-56429);