«Круглые столы»

«Креативные кластеры. Современная модель развития предпринимательства»

Заместитель Председателя Совета Федерации Евгений Бушмин и первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Алексей Майоров провели «круглый стол» «Креативные кластеры. Современная модель развития предпринимательства» (Совместно с Законодательным Собранием Ростовской области).

На мероприятии обсуждались механизмы создания и функционирования региональных производственных кластеров для малого и среднего бизнеса на примере моделей, реализуемых в субъектах Российской Федерации (Ростовская область, г. Москва, г.Санкт-Петербург), а также возможные меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в этой сфере.


Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 28 ноября 2017 года (Протокол № 137)

Участники «круглого стола», обсудив механизмы создания и функционирования региональных производственных и непроизводственных креативных кластеров (далее – кластеры) для малого бизнеса (далее – кластеры) на примере моделей, успешно реализуемых в субъектах Российской Федерации, отмечают следующее.

В настоящее время отечественный сектор креативных индустрий находится на этапе становления. По оценкам экспертов, доля занятости населения в нем составляет около 4% от общей численности трудоспособного населения страны. При этом порядка 30% приходится на малый и средний бизнес, доля самозанятых – около 2% .

В ряде субъектов Российской Федерации (Ростовская область, Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Республика Саха-Якутия, Красноярский край, Ульяновская область) креативные кластеры получают свое развитие как форма объединения на одной территории творческих организаций малого бизнеса, а также самозанятых граждан.

Как правило, креативные кластеры размещаются в промышленных зонах, неиспользуемых помещениях и включают в себя выставочные пространства, лектории и залы для обучения, специализированные магазины, шоу-румы, зоны творческой активности. Во многих кластерах начинающим предпринимателям предоставляют коворкинг-услуги. Особую популярность приобретают кластеры, размещающие на своей территории мастерские по изготовлению изделий из кожи и металла, сувениров, дизайнерской одежды, мебели.

Кластеры являются одной из форм поддержки молодежного предпринимательства и способствуют вовлечению молодежи в трудовую и экономическую деятельность. Например, в городе Ростове-на-Дону успешно функционирует Кластер Инженерный центр «Фабрика», который объединяет 54 компании. Центр оказывает молодым творческим коллективам в зависимости от их потребности поддержку в виде предоставления производственного или офисного помещений, аудитории для проведения тренингов, мастер-классов и презентаций.

В качестве успешно реализуемых проектов в данной сфере могут быть отмечены: ООО «Креативное пространство» (г. Ростов-на-Дону), ООО «Флакон Икс» (г. Москва), креативный кластер «InterLOFT» (г. Санкт-Петербург), кластер «FREEDOM TEAM»(г. Санкт-Петербург), АО «Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области» и другие.

В некоторых случаях креативные пространства формируются по инициативе или при активной поддержке органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При содействии Администрации Красноярского края реализован проект «Каменка», на базе КГБУ «Красноярский краевой Дворец Молодежи», в котором задействовано 56 сотрудника. Культурное пространство объединило 10 основных резидентов, в том числе: студия Лонгбордов, Сибирский ювелирный центр, проект «Бесплатные велосипеды», мастерская открытого доступа «ФабЛаб», мастерская изделий ручной работы Rozibuz.

Администрацией города Ростова-на-Дону в составе муниципального центра развития предпринимательства «Новый Ростов» создан коворкинг «Под крышей» для организации рабочих мест и проведения мероприятий начинающими предпринимателями и гражданами, желающими организовать собственное дело. На сегодняшний коворкинг «Под крышей» объединяет порядка 25 резидентов.

По мнению участников «круглого стола» инфраструктуру креативной индустрии формируют также образовательные организации, финансовые учреждения, Центры инжиниринга, промышленного дизайна, рекламные агентства и т. д.

Вместе с тем, для дальнейшего развития кластерной индустрии в субъектах Российской Федерации необходимо совершенствование нормативного правового регулирования в данной сфере, определение понятийного аппарата; создание условий для обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства и самозанятых граждан к офисной и производственной инфраструктуре и специализированному оборудованию; активное участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в выработке мер поддержки малого предпринимательства творческой направленности, предусматривающих льготную арендную ставку либо субсидирование процентной ставки по кредитам, доступные кредиты, консультирование по вопросам ведения бизнеса; формирование региональных и муниципальных стратегий развития креативной индустрии и продолжение популяризации работы творческих площадок.

Участники «круглого стола», отмечая необходимость распространения имеющегося опыта по развитию креативных кластеров в субъектах Российской Федерации, предложили:

1. Принять к сведению информацию об опыте работы кластеров в субъектах Российской Федерации.

2. Федеральным органам исполнительной власти в рамках своей компетенции рассмотреть вопросы:

1) совершенствования нормативного правового регулирования институтов развития территорий в части функционирования креативных кластеров, в том числе в рамках инновационных, промышленных, индустриальных кластеров и технопарков;

2) разработки мер стимулирования развития креативных кластеров в рамках соответствующих государственных программ, направленных на поддержку малого предпринимательства и самозанятых граждан, а также финансирования приоритетных мероприятий кластерной индустрии.

3.Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

1) оказать содействие по развитию креативных кластеров на основе имеющего отечественного и зарубежного опыта;

2) включить в приоритетные проекты по развитию малого и среднего предпринимательства меры поддержки креативных кластеров;

3) использовать базу образовательных организаций, финансовых учреждений, Центров инжиниринга, промышленного дизайна, рекламных агентств и т. д. для создания креативных кластеров;

4.Палате молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть на очередном заседании вопрос о практике деятельности производственных и непроизводственных креативных кластеров в субъектах Российской Федерации и о перспективах их развития.

5. Акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» рассмотреть возможность создания механизмов финансовой поддержки креативных кластеров в субъектах Российской Федерации.

6. Рассмотреть рекомендации на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике.