Рекомендации
Проведя
с участием членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
представителей Общественной палаты Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти, исполнительных и законодательных органов власти
субъектов Российской Федерации, рыбохозяйственных ассоциаций и организаций,
обсуждение мер, направленных на повышении эффективности предупреждения,
сдерживания и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла,
участники «круглого стола» отмечают следующее.
В целях повышения
интенсивности и эффективности действий, направленных на пресечение незаконного,
несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее – ННН-промысел), распоряжением
Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 2534-р
утвержден Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее — План).
Планом
предусмотрено проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствования
законодательства, повышение эффективности государственного контроля и надзора в сфере охраны водных биоресурсов, а также за оборотом продукции из них.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 2661-р
утвержден Перечень мероприятий по реализации Национального плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее–Перечень), определивший содержание, порядок и сроки реализации положений Плана на ближайшую перспективу.
Министерством
сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству проделана большая работа по разработке и внесению в законодательство изменений, направленных на усиление уголовной и административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также повышение эффективности контроля за деятельностью судов рыбопромыслового флота.
Приняты Федеральные законы от 23 июля
2013 года № 201-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.33 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», от 2 мая 2015 года № 120-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море» и от 3 июня 2016 года
№ 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 256 Уголовного кодекса Российской
Федерации», которыми ужесточена
административная и уголовная ответственность за нарушение правил,
регламентирующих осуществление рыболовства, а также за нарушение установленных
требований по осуществлению промышленного
рыболовства в открытом море.
Разработан проект федерального
закона, направленный на усиление административной ответственности за невыполнение требований по установке и обеспечению эксплуатации технических
средств контроля, обеспечивающих автоматическую передачу информации о местоположении судна, и за неподачу судовых суточных донесений, либо включение
в судовые суточные донесения сведений, не соответствующих показателям судового,
промыслового и технологического журналов.
В целях обеспечения оперативности,
подлинности, устойчивости и непрерывности передачи информации о промысловой
деятельности разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающий
ведение промыслового журнала в электронном виде, а также внедрение системы
выдачи разрешений на добычу водных биоресурсов в электронном виде с использованием электронной подписи.
Проводится работа по созданию на базе
отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью судов рыбопромыслового флота, функционирование которой
обеспечивается Росрыболовством, и информационных систем других федеральных
органов исполнительной власти межведомственной информационно-аналитической
системы «Рыболовство» с определением ее головного межведомственного оператора и обладателя содержащейся в ней информации.
Большое внимание уделяется достижению и совершенствованию международных договоренностей, направленных на предупреждение, сдерживание и ликвидацию ННН-промысла, а также обеспечивающих
создание системы контроля законности происхождения уловов водных биоресурсов и продукции из них на всех этапах их перемещения, как вывозимых с территории
Российской Федерации, так и ввозимых на территорию Российской Федерации.
В этих целях заключены межправительственные соглашения с Республикой Корея, Корейской
Народно-Демократической Республикой, Китайской Народной Республикой, Японией и США по противодействию ННН-промыслу.
Также
подписаны Меморандумы о взаимопонимании в области предупреждения, сдерживания и ликвидации ННН-промысла между уполномоченными органами Российской Федерации и Королевства Камбоджа, а также между уполномоченными органами Российской
Федерации и Республикой Индонезия.
Организован и осуществляется, в соответствии с правилами «Государственного портового
контроля иностранных судов», комплекс мер по обеспечению подтверждения уполномоченным
российским органом законности выгружаемой продукции российскими судами уловов
водных биоресурсов и продукции из них, ввозимых на территории стран – членов НЕАФК
(Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана) и НАФО (Организации
по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана), членом которых
является Российская Федерация.
Реализуется
система сертификации уловов, направляемых на экспорт в страны Европейского
сообщества, свидетельствующих о законности их добычи, что создает возможность
улучшить отслеживание законности происхождения продукции из водных биоресурсов,
реализуемой в страны Евросоюза.
Вместе с тем, практика Росрыболовства по выдачи сертификатов, свидетельствует о том, что, механизм контроля законности
происхождения водных биоресурсов и продукции из них, направляемых на экспорт, обеспечивается
не в полном объеме.
Кроме
того, в рамках реализации соглашений с Республикой Корея и Японией контроль
законности происхождения осуществляется только в отношении крабов и продукции
из них.
Для создания системы отслеживания
происхождения уловов ценных и особо ценных водных биоресурсов на всех этапах их
перемещения требуется разработать проект нормативного правового акта.
В целях выявления и пресечения фактов незаконной
добычи водных биоресурсов, а также сбыта нелегальной продукции, правоохранительными
и контролирующими органами реализуются совместные специализированные мероприятия.
В целях улучшения координации их взаимодействия, заключены межведомственные
соглашения, планы взаимодействия. В целях привлечения дополнительных сил и средств к мероприятиям по блокированию незаконного промысла прорабатывается
вопрос о наделении инспекторов лесоохраны и охотнадзора полномочиями по составлению протоколов об административных нарушениях в области рыболовства в отношении физических лиц.
С учетом состоявшегося обсуждения
участники «круглого стола» считают необходимым и дальше совершенствовать систему
предупреждения, сдерживания и ликвидации ННН-промысла и рекомендуют следующее.
1. Министерству сельского хозяйства Российской
Федерации ускорить внесение в Правительство Российской
Федерации проектов федеральных законов:
- «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с усилением
административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», предусматривающего введение
административной ответственности за невыполнение требований по установке и обеспечению эксплуатации технических средств контроля, обеспечивающих
автоматическую передачу данных о местоположении судна;
- «О внесении
изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических
ресурсов», предусматривающего введение промыслового журнала в электронном виде
и внедрение системы выдачи разрешений на добычу водных биоресурсов в электронном виде с использованием электронной подписи;
- «О ратификации
Соглашения о мерах государства порта по предупреждению,
сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого
промысла».
2. Министерству сельского
хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральным агентством
по рыболовству:
2.1. Ускорить
разработку
проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации о создании на базе существующих отраслевых систем единой системы контроля за деятельностью судов, осуществляющих вылов, переработку и транспортировку водных
биоресурсов, а также за освоением квот добычи водных биоресурсов;
2.2. Рассмотреть
вопрос о возможности внесения изменений в законодательство, предусматривающих
документальное подтверждение законности происхождения уловов водных биоресурсов
и рыбной продукции, произведенной из них, ввозимых на территорию Российской
Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации, и установление
полномочий федерального органа исполнительной власти по определению порядка
выдачи таких документов;
2.3.
Ускорить разработку
предложений по внесению изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 25 мая 1994 года № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера
взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей
водных биологических ресурсов» в части увеличения размера такс, применяемых для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением,
незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов;
2.4. Рассмотреть вопрос о возможности разработки классификатора орудий и способов добычи (вылова) водных
биоресурсов, используемых при осуществлении рыболовства.
3. Министерству
сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством экономического
развития Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству:
3.1. Рассмотреть вопрос о возможности подготовки
предложений в Правительство Российской Федерации, касающихся внесения дополнений в Таможенный
кодекс Евразийского экономического союза, определяющих сертификат,
подтверждающий законность происхождения уловов и продукции из них, в качестве
документа, представляемого при уведомлении таможенного органа о прибытии товара
на таможенную территорию Евразийского экономического союза или убытии с его
территории;
3.2.
Рассмотреть
вопрос о возможности подготовки предложений по внесению
изменений в статью 54 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных
биологических ресурсов», предусматривающих:
-
совершенствование механизмов реализации или уничтожения безвозмездно
изъятых или конфискованных у нарушителей водных биоресурсов и продуктов
их переработки;
- исключения нормы о продаже на аукционах безвозмездно
изъятых или конфискованных у нарушителей судов, предусмотрев обязательное их
уничтожение.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерациисовместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству ускорить создание системы учета и контроля оборота рыбной и иной продукции из особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов, предусматривающей включение продукции из осетровых видов рыб в перечень приоритетных товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками.
5. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству рассмотреть вопрос о возможности увеличения финансирования Федерального агентства по рыболовству в целях увеличения численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и улучшения их материально-технического обеспечения.
6. Федеральному
агентству по рыболовству:
6.1. Продолжить
работу по достижению договоренности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
о возможности заключения соглашений по противодействию ННН-промыслу,
направленных на обеспечение контроля за оборотом уловов водных биоресурсов, а также по совершенствованию ранее заключенных двухсторонних договоров с Республикой Корея и Японией, в части осуществления контроля законности
происхождения за всеми вывозимыми с территории Российской Федерации водными
биоресурсами и продукцией из них;
6.2. Ускорить
работу по подготовке предложений о наделении перекрестными полномочиями
инспекторов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по составлению
протоколов об административных нарушениях в области рыболовства;
6.3. Ускорить разработку
Концепции совершенствования системы охраны водных биоресурсов во внутренних
водных объектах Российской Федерации.
7. Пограничной службе ФСБ России продолжить практику проверок российских судов рыбопромыслового флота в морском районе архипелага Шпицберген.
8. Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству, Пограничной службе ФСБ России, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору продолжить работу по совершенствованию межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности мероприятий по выявлению и пресечению нарушений законодательства в области рыболовства в местах добычи, хранения, реализации водных биоресурсов и продукции из них, а также при их ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации.
9. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию создать рабочую группу по мониторингу принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами в области рыболовства и аквакультуры.