«Круглые столы»

«О повышении эффективности мер,направленных на предупреждение, сдерживание и ликвидацию незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла»

Рекомендации

Проведя с участием членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей Общественной палаты Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, рыбохозяйственных ассоциаций и организаций, обсуждение мер, направленных на повышении эффективности предупреждения, сдерживания и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, участники «круглого стола» отмечают следующее.
В целях повышения интенсивности и эффективности действий, направленных на пресечение незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее – ННН-промысел), распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 2534-р утвержден Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее — План).
Планом предусмотрено проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствования законодательства, повышение эффективности государственного контроля и надзора в сфере охраны водных биоресурсов, а также за оборотом продукции из них.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 2661-р утвержден Перечень мероприятий по реализации Национального плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее–Перечень), определивший содержание, порядок и сроки реализации положений Плана на ближайшую перспективу.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству проделана большая работа по разработке и внесению в законодательство изменений, направленных на усиление уголовной и административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также повышение эффективности контроля за деятельностью судов рыбопромыслового флота.
Приняты Федеральные законы от 23 июля 2013 года № 201-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.33 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», от 2 мая 2015 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу осуществления рыболовства в открытом море» и от 3 июня 2016 года № 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации», которыми ужесточена административная и уголовная ответственность за нарушение правил, регламентирующих осуществление рыболовства, а также за нарушение установленных требований по осуществлению промышленного рыболовства в открытом море.
Разработан проект федерального закона, направленный на усиление административной ответственности за невыполнение требований по установке и обеспечению эксплуатации технических средств контроля, обеспечивающих автоматическую передачу информации о местоположении судна, и за неподачу судовых суточных донесений, либо включение в судовые суточные донесения сведений, не соответствующих показателям судового, промыслового и технологического журналов.
В целях обеспечения оперативности, подлинности, устойчивости и непрерывности передачи информации о промысловой деятельности разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающий ведение промыслового журнала в электронном виде, а также внедрение системы выдачи разрешений на добычу водных биоресурсов в электронном виде с использованием электронной подписи.
Проводится работа по созданию на базе отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью судов рыбопромыслового флота, функционирование которой обеспечивается Росрыболовством, и информационных систем других федеральных органов исполнительной власти межведомственной информационно-аналитической системы «Рыболовство» с определением ее головного межведомственного оператора и обладателя содержащейся в ней информации.
Большое внимание уделяется достижению и совершенствованию международных договоренностей, направленных на предупреждение, сдерживание и ликвидацию ННН-промысла, а также обеспечивающих создание системы контроля законности происхождения уловов водных биоресурсов и продукции из них на всех этапах их перемещения, как вывозимых с территории Российской Федерации, так и ввозимых на территорию Российской Федерации.
В этих целях заключены межправительственные соглашения с Республикой Корея, Корейской Народно-Демократической Республикой, Китайской Народной Республикой, Японией и США по противодействию ННН-промыслу.
Также подписаны Меморандумы о взаимопонимании в области предупреждения, сдерживания и ликвидации ННН-промысла между уполномоченными органами Российской Федерации и Королевства Камбоджа, а также между уполномоченными органами Российской Федерации и Республикой Индонезия.
Организован и осуществляется, в соответствии с правилами «Государственного портового контроля иностранных судов», комплекс мер по обеспечению подтверждения уполномоченным российским органом законности выгружаемой продукции российскими судами уловов водных биоресурсов и продукции из них, ввозимых на территории стран – членов НЕАФК (Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана) и НАФО (Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана), членом которых является Российская Федерация.
Реализуется система сертификации уловов, направляемых на экспорт в страны Европейского сообщества, свидетельствующих о законности их добычи, что создает возможность улучшить отслеживание законности происхождения продукции из водных биоресурсов, реализуемой в страны Евросоюза.
Вместе с тем, практика Росрыболовства по выдачи сертификатов, свидетельствует о том, что, механизм контроля законности происхождения водных биоресурсов и продукции из них, направляемых на экспорт, обеспечивается не в полном объеме.
Кроме того, в рамках реализации соглашений с Республикой Корея и Японией контроль законности происхождения осуществляется только в отношении крабов и продукции из них.
Для создания системы отслеживания происхождения уловов ценных и особо ценных водных биоресурсов на всех этапах их перемещения требуется разработать проект нормативного правового акта.
В целях выявления и пресечения фактов незаконной добычи водных биоресурсов, а также сбыта нелегальной продукции, правоохранительными и контролирующими органами реализуются совместные специализированные мероприятия. В целях улучшения координации их взаимодействия, заключены межведомственные соглашения, планы взаимодействия. В целях привлечения дополнительных сил и средств к мероприятиям по блокированию незаконного промысла прорабатывается вопрос о наделении инспекторов лесоохраны и охотнадзора полномочиями по составлению протоколов об административных нарушениях в области рыболовства в отношении физических лиц.
С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» считают необходимым и дальше совершенствовать систему предупреждения, сдерживания и ликвидации ННН-промысла и рекомендуют следующее.

1. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации ускорить внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов:
- «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с усилением административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», предусматривающего введение административной ответственности за невыполнение требований по установке и обеспечению эксплуатации технических средств контроля, обеспечивающих автоматическую передачу данных о местоположении судна;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающего введение промыслового журнала в электронном виде и внедрение системы выдачи разрешений на добычу водных биоресурсов в электронном виде с использованием электронной подписи;
- «О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла».

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по рыболовству:
2.1. Ускорить разработку проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации о создании на базе существующих отраслевых систем единой системы контроля за деятельностью судов, осуществляющих вылов, переработку и транспортировку водных биоресурсов, а также за освоением квот добычи водных биоресурсов;
2.2. Рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в законодательство, предусматривающих документальное подтверждение законности происхождения уловов водных биоресурсов и рыбной продукции, произведенной из них, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации, и установление полномочий федерального органа исполнительной власти по определению порядка выдачи таких документов;
2.3. Ускорить разработку предложений по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» в части увеличения размера такс, применяемых для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов;
2.4. Рассмотреть вопрос о возможности разработки классификатора орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, используемых при осуществлении рыболовства.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству:
3.1. Рассмотреть вопрос о возможности подготовки предложений в Правительство Российской Федерации, касающихся внесения дополнений в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, определяющих сертификат, подтверждающий законность происхождения уловов и продукции из них, в качестве документа, представляемого при уведомлении таможенного органа о прибытии товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза или убытии с его территории;
3.2. Рассмотреть вопрос о возможности подготовки предложений по внесению изменений в статью 54 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающих:
- совершенствование механизмов реализации или уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных у нарушителей водных биоресурсов и продуктов их переработки;
- исключения нормы о продаже на аукционах безвозмездно изъятых или конфискованных у нарушителей судов, предусмотрев обязательное их уничтожение.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерациисовместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству ускорить создание системы учета и контроля оборота рыбной и иной продукции из особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов, предусматривающей включение продукции из осетровых видов рыб в перечень приоритетных товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками.

5. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству рассмотреть вопрос о возможности увеличения финансирования Федерального агентства по рыболовству в целях увеличения численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и улучшения их материально-технического обеспечения.

6. Федеральному агентству по рыболовству:
6.1. Продолжить работу по достижению договоренности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона о возможности заключения соглашений по противодействию ННН-промыслу, направленных на обеспечение контроля за оборотом уловов водных биоресурсов, а также по совершенствованию ранее заключенных двухсторонних договоров с Республикой Корея и Японией, в части осуществления контроля законности происхождения за всеми вывозимыми с территории Российской Федерации водными биоресурсами и продукцией из них;
6.2. Ускорить работу по подготовке предложений о наделении перекрестными полномочиями инспекторов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по составлению протоколов об административных нарушениях в области рыболовства;
6.3. Ускорить разработку Концепции совершенствования системы охраны водных биоресурсов во внутренних водных объектах Российской Федерации.

7. Пограничной службе ФСБ России продолжить практику проверок российских судов рыбопромыслового флота в морском районе архипелага Шпицберген.

8. Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Федеральному агентству по рыболовству, Пограничной службе ФСБ России, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору продолжить работу по совершенствованию межведомственного взаимодействия в целях повышения эффективности мероприятий по выявлению и пресечению нарушений законодательства в области рыболовства в местах добычи, хранения, реализации водных биоресурсов и продукции из них, а также при их ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации.

9. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию создать рабочую группу по мониторингу принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами в области рыболовства и аквакультуры.