«Круглые столы»

«О правоприменительной практике законодательства в сфере инклюзивного образования школьников»

Рекомендации

Участники «круглого стола», рассмотрев и обсудив вопросы законодательного обеспечения и правоприменительной практики в сфере инклюзивного образования школьников, подчеркивают актуальность темы и отмечают следующее.

В соответствии со статьей 24 Конвенции ООН о правах инвалидов инклюзивное образование, как основное направление обеспечения права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом.

В Российской Федерации создана и продолжает совершенствоваться нормативная правовая база для реализации конституционного права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью вне зависимости от места их проживания и степени выраженности нарушения развития и здоровья.

Ключевые приоритеты и основные задачи по созданию условий для развития инклюзивного образования в общеобразовательных организациях закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761).

Основным ресурсом для развития инклюзивного образования является реализация государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, а также программы субъектов Российской Федерации.

В соответствии с российским законодательством в образовательных организациях всех уровней и видов образования создаются специальные условия, необходимые для получения образования обучающимся с ОВЗ и инвалидностью. Эти условия предназначены для обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и включают: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора или ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (обязательные условия, которые необходимо обеспечивать обучающимся инвалидам, установлены дифференцировано: для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра) (приказ Минобрнауки России от 9 января 2015 г. N 1309).

Правовое регулирование вопросов инклюзивного образования постоянно совершенствуется. Так, разработаны и вступили в силу с 1 сентября 2016 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ‑ приказы Минобрнауки России: от 19 декабря 2014 г. № 1598 и от 19 декабря 2014 г. № 1599.

Разработанные на их основе примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для всех категорий обучающихся с ОВЗ включены в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ.

Во ФГОС основного общего и среднего общего образования внесены специальные требования, касающиеся обучения детей с ОВЗ, обеспечивающие преемственность основных образовательных программ.

С 1 сентября 2016 г. вступили в силу СанПиН ОВЗ, согласно которым образование для всех обучающихся с ОВЗ осуществляется в 1 смену по пятидневной учебной неделе.

Начиная с 2015/2016 учебного года ежегодно увеличиваются контрольные цифры приема в вузы за счет средств федерального бюджета по направлениям «психолого-педагогическое образование» и «специальное (дефектологическое) образование».

В профессиональный стандарт педагога включены требования, о том, что каждый педагог (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) должен знать и уметь применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся, в том числе с детьми с особыми образовательными потребностями (аутистами, детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.) и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Утверждены профессиональные стандарты «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Специалист в области воспитания» (трудовая функция «Тьюторское сопровождение»), «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».

Усовершенствована нормативная база обучения: определены нормативы наполняемости классов, в которых учатся дети с ОВЗ, количество штатных единиц логопедов, психологов, дефектологов, тьюторов для детей с ОВЗ, которые должны быть в школах и оказывать детям коррекционную помощь.

При обучении в школе для детей с ОВЗ и инвалидностью предусмотрена возможность пролонгации сроков обучения, обучение по индивидуальному учебному плану.

Особые условия для детей с ОВЗ и инвалидностью предусмотрены и при прохождении ими итоговой аттестации по окончании школы – выбор формы сдачи экзамена, увеличение времени на выполнение экзаменационной работы, возможность перерывов для приема пищи и лекарств, использование услуг сурдо — тифлопереводчика, ассистента, создание более комфортных условий в помещении.

С целью формирования государственной политики в отношении непрерывной и преемственной вертикали образования инвалидов и лиц с ОВЗ в 2016 г. утверждены несколько межведомственных планов, мероприятия которых тесно пересекаются и взаимно дополняют друг друга, в том числе:

План мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года;

Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2016–2017 годы;

Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016–2020 годы;

Межведомственный план по формированию эффективной системы комплексной реабилитации детей-инвалидов до 2020 года;

Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016–2018 годы.

Вместе с тем в настоящее время существует ряд вопросов, требующих решения, в том числе нормативного правового регулирования:

— обеспечение социальной интеграции детей с особенностями развития, повышение уровня толерантности к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

— обеспеченность образовательных организаций специальными учебниками и учебными пособиями, техническими средствами для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;

— кадровое обеспечение, повышение квалификации педагогических работников, владеющих специальными методами обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

— организация индивидуального обучения на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, связанные с распределением нагрузки и времени педагогов, осуществляющих индивидуальное обучение на дому в полном объеме;

С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

завершить работу и внести в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»;

рассмотреть вопрос об обеспечении реализации норм пункта 7 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» о двухразовом бесплатном питании для детей-инвалидов, наделении соответствующими полномочиями субъектов РФ и муниципалитетов по обеспечению этого бесплатного питания.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

завершить разработку Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования и разместить их на ресурсе fgosreestr.ru.;

внести изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014, направленные на закрепление вариативных форм реализации образовательных программ дошкольного образования: группа кратковременного пребывания, служба ранней помощи, лекотека, центр игровой поддержки ребенка; установление перечня и нормативов штатной численности в отношении специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и нормативов наполняемости групп для детей с ограниченными возможностями здоровья, с указанием предельной численности по группам компенсирующей и комбинированной направленности;

внести изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 по вопросам нормативов наполняемости отдельных классов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и при их обучении совместно с другими учащимися; организации обучения длительно болеющих детей;

завершить работу по внесению изменений в приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в части систематизации подходов по формированию заключений психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК), а также индивидуализации рекомендованных ПМПК специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

завершить разработку профессионального стандарта педагога-дефектолога, с учетом конкретизации трудовых функций олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, специалиста по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, специалиста по работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

дополнить Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015, разделом «IV. Особенности организации образовательной деятельности для учащихся, нуждающихся в длительном лечении»;

создать федеральную образовательную организацию по образованию обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в стационаре;

утвердить повышающие коэффициенты, учитывающие специфику организации предоставления государственных (муниципальных) услуг в сфере образования различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллектуальными нарушениями и др.).

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации:

предусмотреть включение мер по обеспечению качественного и доступного общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в проект плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, разрабатываемый во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240.

Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации:

рассмотреть возможность учета численности детей с ОВЗ и детей инвалидов при расчете размеров межбюджетных трансфертов, предоставляемых регионам на развитие образования;

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования:

обеспечить полное соответствие региональной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы инклюзивного образования обучающихся, федеральным нормативным правовым актам;

провести мониторинг регионального законодательства в части создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

обеспечения повышенного финансирования на образование данных категорий обучающихся;

обеспечения специальными учебниками и учебными пособиями;

соответствия штатного расписания и кадрового обеспечения федеральным нормативным правовым актам.

Продолжить работу по сохранению и развитию сети отдельных образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ.

Рассмотреть вопрос о развитии системы контроля качества индивидуального обучения на дому детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработать систему мер по повышению родительской компетенции в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Создавать условия для повышения доступности услуг дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содействовать конструктивному сотрудничеству органов государственной власти, государственных и негосударственных образовательных организаций, государственно-общественных и общественных объединений и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, в сферу деятельности которых входит создание условий для обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования совместно с органами исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере здравоохранения:

предусмотреть организацию лечебного и диетического питания в общеобразовательных организациях при наличии в них, детей нуждающихся в лечебном и диетическом питании.

Общеобразовательным организациям:

продолжить формирование толерантной среды к лицам с инвалидностью и обучающимся с ОВЗ, продолжить практику проведения уроков доброты в образовательных организациях;

Средствам массовой информации:

активнее задействовать механизмы средств массовой информации в воспитании толерантного отношения у детей и родителей к совместному обучению в общеобразовательных организациях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.