«Круглые столы»

«Об экономической эффективности использования электросетевого комплекса: проблема резервов сетевой мощности и развитие интеллектуальных сетей»

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Липатов Липатов
Юрий Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Московской области
Липатов Юрий Александрович
провел «круглый стол», на котором участники обсудили вопросы повышения экономической эффективности в электроэнергетике. С докладом по основной теме выступил генеральный директор, председатель Правления ПАО «Россети» Павел Ливинский. Также участники мероприятия обсудили проблемы резервов сетевой мощности, высказали предложения по оптимизации избыточного резерва сетевой мощности, выработали решеня, направленные на повышение эффективности функционирования организаций электросетевого комплекса России. Также на обсуждение были вынесены вопросы совершенствования законодательной базы в части создания и развития интеллектуальных сетей.

(Подробнее)

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 27 февраля 2018 года (Протокол № 144)

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ПАО «Россети», ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «Интер РАО», территориальных сетевых компаний, экспертного сообщества, средств массовой информации.

Цель «круглого стола» — обсуждение проблемы оптимизации резервов сетевой мощности и поиск решений, направленных на повышение эффективности функционирования организаций электросетевого комплекса Российской Федерации, а также совершенствование законодательной базы в части создания и развития интеллектуальных систем учета электрической энергии.

Участники «круглого стола», заслушав доклады и выступления, отметили следующее.

Ежегодно поступает свыше 500 тысяч заявок на новое присоединение к электрическим сетям. Прирост максимальной мощности (по актам технологического присоединения) в 2009–2016 годах составляет 65 ГВт. Однако присоединение новых потребителей не сопровождается пропорциональным ростом электропотребления, что свидетельствует о низкой загрузке построенных сетевых мощностей. Строительство и обслуживание избыточных мощностей требует соответствующих операционных и инвестиционных затрат, которые сетевые организации отвлекают от модернизации и реновации электрических сетей.

Так, в настоящее время суммарная максимальная мощность потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств не менее 670 кВт (для которых в соответствии с правилами функционирования рынков электрической энергии ежемесячно определяется фактически потребленная мощность), присоединенных к электрическим сетям распределительных сетевых компаний — дочерних обществ ПАО «Россети», составляет 87 ГВт. При этом используется она потребителями в среднем на уровне 44 процентов.

Решением означенной проблемы может стать введение экономической ответственности потребителей за использование максимальной мощности энергопринимающих устройств, заявленной при технологическом присоединении, путем введения порядка определения объема услуг по передаче электрической энергии, согласно которому таковой объем будет определяться с учетом максимальной мощности.

Участники «круглого стола» отмечают, что постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 был предусмотрен последовательный переход от использования заявленной мощности в расчетах с потребителями услуг по передаче электрической энергии к определению стоимости таких услуг исходя из фактической мощности с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности. Минэнерго России совместно с другими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти поручено подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в акты Правительства Российской Федерации, предусматривающие порядок и сроки введения оплаты резервируемой максимальной мощности.

С июня 2012 года потребители электрической энергии перешли к расчетам за услуги по передаче электрической энергии по фактической мощности, однако необходимые нормативные акты в отношении введения платы за резервируемую максимальную мощность до настоящего времени не приняты.

Минэнерго России в целях рационального использования потребителями максимальной мощности и создания стимулов к отказу от избыточной мощности разработана концепция введения платы за резервируемую максимальную мощность.

Основными положениями концепции Минэнерго России являются:

— оплата резервируемой мощности потребителями, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт (поскольку эта группа потребителей уже имеет почасовой учет электрической энергии), при одновременном наступлении следующих условий:

а) фактическая мощность потребителя в каждом из 12 месяцев года, предшествующего текущему календарному году, не превышала 60 процентов максимальной мощности;

б) фактическая мощность в расчетном месяце текущего календарного года не превышает 60 процентов максимальной мощности;

— объем оплачиваемой резервируемой максимальной мощности определяется как произведение разницы между величинами максимальной и фактической мощности и коэффициента оплаты, величина которого в течение 3 лет будет постепенно увеличиваться от 0,05 до 0,2;

— плата за резервируемую максимальную мощность определяется по ставке на содержание электрических сетей двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии дифференцированно по уровням напряжения;

— потребители с блок-станцией, для которых внешняя сеть служит резервным источником питания, оплачивают часть фактического собственного потребления мощности, возмещая тем самым сетевым организациям затраты на обслуживание сетей.

Цель данного механизма — обеспечение справедливой оплаты потребителями всей сетевой мощности, в том числе резервируемой, но неиспользуемой, путем установления тарифов на услуги по передаче исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, что позволит снизить тариф. Что в конечном итоге повлечет за собой отказ потребителей от избыточной максимальной мощности и справедливое распределение оплаты без роста ее общего размера.

Минэнерго России дано поручение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием энергетических компаний подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект постановления, предусматривающий возможность использования для технологического присоединения к электрическим сетям максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, ранее присоединенных к электрическим сетям, в объеме мощности, который не используется и не предполагается к использованию такими потребителями в среднесрочной перспективе (3 – 5 лет), предусмотрев в проекте постановления следующее:

— использование максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, ранее присоединенных к электрическим сетям, для технологического присоединения объектов иных потребителей исключительно в местах наличия спроса на технологическое присоединение и при условии невозможности удовлетворения такого спроса за счет пропускной способности действующих электросетевых объектов;

— введение прозрачного механизма определения неиспользуемого и не предполагаемого к использованию в среднесрочной перспективе объема максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, ранее присоединенных к электрическим сетям, за счет которого возможно технологическое присоединение объектов иных потребителей;

— использование максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, ранее присоединенных к электрическим сетям, для технологического присоединения прочих потребителей на возмездной конкурсной основе;

— применение дополнительных платежей за оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении владельцев энергопринимающих устройств в случае их отказа перераспределять ранее присоединенную к электрическим сетям максимальную мощность в пользу иных потребителей по результатам конкурсных процедур;

— раскрытие информации о местах и объемах неиспользуемой максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителей, потенциально доступной для технологического присоединения к электрическим сетям объектов иных потребителей, осуществляемых конкурсных процедурах и их итогах.

Требует решения и следующая проблема. С введением платы за резервируемую максимальную мощность одномоментно в отношении сетевых организаций запускается в действие механизм, в соответствии с которым к сетевым организаций при недостаточной загрузке центров питания будут применяться вычеты из выручки при тарифном регулировании. Поскольку для отдельных сетевых организаций снижение необходимой валовой выручки может составить до 10 процентов, целесообразно отсрочить введение этого механизма в целях обеспечения взаимной адаптации сети и потребителей.

В дополнение к концепции Минэнерго России участники «круглого стола» предлагают:

— определять объем услуг по передаче электрической энергии с коэффициентом 1,2 в отношении превышения потребителем фактической мощности над максимальной;

— отложить введение механизма учета степени загрузки подстанций при расчете тарифов не менее чем на 5 лет от даты введения платы за резервируемую максимальную мощность;

— не исключать из необходимой валовой выручки сетевой организации при расчете (корректировке) тарифа в полном объеме сумму, полученную сетевой организацией от оплаты потребителями резервируемой сетевой мощности;

— установить порядок определения резервируемой мощности в отношении опосредованно присоединенных потребителей;

— уточнить, распространяется ли предлагаемый подход к определению резервируемой мощности на сетевые организации, являющиеся потребителями услуг по передаче электрической энергии.

Особое внимание в настоящее время обращено на развитие современных технологий в энергетике, на создание интеллектуальных сетей, включая интеллектуальные системы учета электрической энергии. Развитие интеллектуальных систем отвечает поставленным Президентом Российской Федерации задачам по переходу к цифровой экономике и дает новый импульс развитию отечественных высокотехнологичных производств элементов интеллектуальной сети и программных продуктов, подготовке высококвалифицированных кадров.

В условиях современных требований к электросетевому комплексу необходимо преодоление технологического предела эффективности управления для решения следующих задач:

— снижение уровня коммерческих потерь электроэнергии;

— развитие элементов «умных сетей», включая интеллектуальные системы управления сетями.

Базовым компонентом «умной сети» является интеллектуальная система учета электроэнергии (далее – ИСУ), предназначенная для управления электропотреблением, точного многотарифного учета и мониторинга качества электроэнергии, удаленного сбора данных. Интеллектуальная система учета электроэнергии – основной инструмент снижения потерь, экономии текущих и инвестиционных затрат за счет оптимального развития и модернизации сетевого хозяйства с максимизацией загрузки уже действующих мощностей.

Построение интеллектуальной системы учета электроэнергии позволит снять накопившиеся проблемы с разногласиями между участниками энергетического рынка, обеспечить получение эффектов всем субъектам розничных рынков.

Интеллектуальный учет является необходимым условием начала взаимодействия электрической сети и потребителя, «цифровым ключом» к сети, что полностью меняет стереотипы технологического присоединения, при котором потребитель без цифровой авторизации и привязке к прибору учета не сможет пользоваться услугами сети.

Интеллектуализация приборов учета и как самостоятельная область, и как часть функционала при проектировании интеллектуальной сети является мировым трендом, актуальным и для России.

Мировой опыт показал, что успешные проекты реализованы территориальными сетевыми организациями (далее – ТСО) в интересах всех субъектов рынка с использованием интеллектуальных систем учета. Так, в 18 странах Евросоюза, Китае и Индии обязанность устанавливать приборы учета электроэнергии возложена на ТСО, отвечающие за сети низкого напряжения. При этом потребители получают доступ к почасовым графикам потребления и реальный инструмент для оптимизации стоимости электропотребления путем применения различных тарифов, а государственные органы — возможность контроля показателей надежности и качества услуг, достоверные балансы электроэнергии для регулирования тарифов.

Действующая модель организации коммерческого учета на розничных рынках электрической энергии определена в Федеральном законе от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлениях Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, от 4 мая 2012 года № 442, и фиксирует следующие положения:

— ответственность за коммерческий учет (установка прибора учета, эксплуатация, снятие и передача показаний и т. д.) возложена на конечного потребителя электрической энергии;

— требования к прибору учета ограничиваются классом точности и наличием метрологической поверки (для потребителей мощностью свыше 670 кВт требуется организация почасового учета);

— контроль за организацией коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках децентрализован и не осуществляется никем, кроме самих субъектов и участников рынков электроэнергии в отношении своих контрагентов — других субъектов и участников рынков электроэнергии в рамках договорных отношений.

Отсутствие нормативного закрепления за какой‑либо инфраструктурной организацией ответственности за функционирование коммерческого учета электроэнергии, а также обязательных к исполнению регламентов взаимодействия и информационного обмена между участниками рынка электроэнергии приводит к разногласиям и конфликтам, которые решаются только в судебном порядке. В целях социально-экономического развития общества при государственном регулировании электроэнергетики государство обязано обладать достоверной информацией о структуре потребления электроэнергии и мощности.

Характерно, что в большинстве стран мира организациями, ответственными за создание, развитие и эксплуатацию интеллектуальных систем учета, являются электросетевые компании.

В ноябре 2017 года Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 139989–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» (далее – законопроект). Законопроектом предлагается ввести в электроэнергетике новую сущность – интеллектуальный учет электроэнергии, на основе которой поэтапно выстраивать политику развития учета электроэнергии.

Участники «круглого стола» поддерживают развитие учета электроэнергии на базе интеллектуальных систем.

Сбалансированным решением представляется создание интеллектуальной системы учета на базе ТСО, которые уже имеют опыт реализации крупных инфраструктурных проектов и высокие компетенции, и которые заинтересованы в достоверном учете электроэнергии и способны его организовать, поскольку обязаны оплачивать потери электроэнергии, при этом и способны обеспечить требуемый уровень информационной безопасности.

Данный подход предусмотрен Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 511-р, в соответствии с положениями которой предусмотрено возложение ответственности за установку, эксплуатацию и осуществление учета электроэнергии на ТСО при условии предоставления субъектам рынка недискриминационного доступа к данным учета электроэнергии.

Вместе с тем остро стоит вопрос об источниках финансирования организации интеллектуальных систем учета.

Существует несколько мнений.

Так, имеющийся в законопроекте запрет на включение в тарифы сетевых организаций затрат на создание интеллектуальных систем и приборов учета электроэнергии считается необоснованным, противоречивым и экономически нецелесообразным, так как может повлечь за собой риски признания регулирующими органами платежей в соответствии с энергосервисными контрактами, как необоснованных, с последующим исключением полученной экономии средств из состава необходимой валовой выручки сетевой компании. В связи с чем, предлагается учитывать в тарифе на передачу электроэнергии расходы на создание и эксплуатацию интеллектуальной системы учета, а также расходы на приобретение, эксплуатацию и интеграцию в ИСУ приборов коммерческого и технического учета электроэнергии.

Согласно другой позиции, в тариф могут включаться только затраты на установку приборов учета в случае необходимости их внеплановой замены. В случае системной смены приборов учета у потребителей финансирование данного процесса должно происходить за счет внутренних источников организаций, осуществляющих такую установку.

Позиция ФАС России предполагает отказ от включения в тариф на услуги по передаче расходов на установку приборов учета — такие затраты должны окупаться за счет экономии расходов сетевой организации на компенсацию потерь.

Таким образом, вопрос об источниках финансирования организации интеллектуальных систем учета требует тщательной проработки. Кроме того, разные позиции обсуждаются и субъектами электроэнергетики.

ПАО «Интер РАО», концептуально поддерживая идею создания интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), не согласно с предлагаемой в законопроекте моделью ее создания, которая идет вразрез с принципом системности нормативных правовых актов, не учитывает негативные (побочные) последствия принятия и реализации нормативного правового акта, противоречит основным принципам и целям реформирования электроэнергетики.

Одним из результатов реформирования явилось появление института гарантирующих поставщиков электрической энергии, которые являются уникальными субъектами гражданского права, в равной степени сочетающим в себе частно-правовые и публично-правовые аспекты регулирования.

Гарантирующие поставщики являются специализированными организациями, обязанными заключить договор купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) с любым обратившимся к ним потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. Фактически гарантирующие поставщики должны осуществлять социальную функцию «единого окна» для потребителя.

Законопроектом предусмотрено, что создание интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), приобретение и установка используемых в указанных системах приборов учета будет осуществляться исключительно территориальными сетевыми организациями, являющимися субъектами естественной монополии.

Предлагаемая законопроектом модель создания интеллектуальных систем учета противоречит принципам реформирования электроэнергетики и созданной в ее результате модели функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии, нарушает баланс интересов потребителей и сетевых организаций, создавая преференции в отношении субъектов естественной монополии при осуществлении расчетов за потребленную электрическую энергию.

Кроме того, принятие законопроекта может повлечь и дискредитацию института гарантирующего поставщика, на которого возложена функция по осуществлению расчетов с потребителями на розничных рынках, вследствие затруднительности надлежащим образом осуществлять проверку достоверности предоставляемых данных сетевыми организациями, заинтересованными в завышении переданных объемов электроэнергии потребителям.

Кроме того, по мнению ПАО «Интер РАО», предлагаемая законопроектом модель создания интеллектуальных систем учета неисполнима вследствие противоречия законодательству об энергосбережении и энергетической эффективности. Так, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по организации учета электрической энергии лежит, в первую очередь, на потребителях, которыми на настоящий момент уже были понесены соответствующие расходы.

Кроме того, в существующей модели потребитель относительно свободен в выборе типа прибора учета и системы учета в зависимости от его волеизъявления на применение соответствующей ценовой категории или на повышение точности измерений и планирования потребления электрической энергии.

Таким образом, предлагаемая законопроектом конструкция, в которой сетевая организация получит право устанавливать новые интеллектуальные системы учета вне зависимости от наличия приборов учета у потребителя, нарушает законные интересы последнего в части обременения необходимостью установить новый учет без компенсации затрат, понесенных на установленные, не вышедшие из строя и не отработавшие регламентный срок приборы учета, которые соответствуют требованиям законодательства.

Важным является то, что законопроектом не закрепляется принцип безвозмездности и беспрепятственности обмена данными интеллектуальных систем учета, единые требования к формату передачи данных из интеллектуальных систем учета, что повлечет дополнительные финансовые обременения для потребителей и иных субъектов розничных рынков электрической энергии.

ПАО «Россети» поддерживает целесообразность развития учета электроэнергии на базе интеллектуальных систем. При этом, по мнению ПАО «Россети» законопроект нуждается в глубокой переработке в связи с отсутствием:

— концепции создания единой интеллектуальной системы учета электроэнергии в Российской Федерации;

— единых технических требований (архитектура, надежность, точность, безопасность, совместимость и т. д.), выполнение которых позволяет считать созданную систему учета интеллектуальной;

— правил взаимодействия интеллектуальных систем учета между собой, что дает возможность внедрения каждой из ТСО (которых насчитывается около 1900) собственных интеллектуальных систем учета, которые не способны взаимодействовать по единым стандартам. При попытке объединить различные системы, выполненные по разным техническим требованиям, возникнут значительные непроизводительные затраты;

— гарантий сохранения экономии получаемой от реализации мероприятий по снижению потерь электроэнергии с помощью энергосервисных договоров по созданию интеллектуальных систем учёта и управления;

— единых протоколов обмена данными для обеспечения возможности всем конечным потребителям воспользоваться преимуществами интеллектуальной системы учета электроэнергии.

Запрет на включение в тарифы сетевых организаций затрат на создание интеллектуальных систем и приборов учета электроэнергии является необоснованным, противоречивым и экономически нецелесообразным, так как может повлечь за собой риски признания регулирующими органами платежей в соответствии с энергосервисными контрактами, как необоснованных, с последующим исключением полученной экономии средств из состава необходимой валовой выручки сетевой компании. В связи с чем, принятие законопроекта может привести к невозможности реализации в полном объеме проектов по учету электроэнергии за счет нетарифных средств. В этой связи целесообразно сохранить для сетевых организаций возможность реализации проектов по развитию интеллектуального учета электроэнергии, в том числе с использованием тарифных источников.

Сбалансированным решением представляется создание интеллектуальной системы учёта на базе ТСО, которые уже имеют опыт реализации крупных инфраструктурных проектов и высокие компетенции, и которые заинтересованы в достоверном учете электроэнергии и способны его организовать, поскольку обязаны оплачивать потери электроэнергии, и способны обеспечить требуемый уровень информационной безопасности.

Данный подход предусмотрен Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 511-р, в соответствии с положениями которой предусмотрено возложить ответственность за установку, эксплуатацию и осуществление учета электроэнергии на ТСО при условии предоставления субъектам рынка недискриминационного доступа к данным учета электроэнергии.

По мнению ПАО «ФСК ЕЭС», в целях обеспечения децентрализации осуществления интеллектуального учета электроэнергии необходимо предусмотреть возможность создания интеллектуальных систем учета как ТСО, так и другими субъектами электроэнергетики (гарантирующими поставщиками, сетевыми компаниями, энергосбытовыми и генерирующими компаниями) при соблюдении единых стандартов и требований, позволяющих считать создаваемые системы учета интеллектуальными. При этом, представляется целесообразным осуществлять лицензирование деятельности, связанной с созданием интеллектуальных систем учета.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день пунктом 8 статьи 33 Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» предусмотрена организация на оптовом рынке систем учета электрической энергии (мощности). Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172 (далее — Правила) также содержат требования к субъектам оптового рынка, устанавливающие необходимость наличия систем коммерческого учета.

Так, в соответствии с пунктом 23 Правил, для получения статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, необходимо оснащение каждой точки (группы точек) поставки, с использованием которой организация планирует участвовать в торговле на оптовом рынке, средствами измерений (в том числе, принадлежащими на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), обеспечивающими сбор, обработку и передачу организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета и соответствующими определенным Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка требованиям.

Пункт 40 Правил, устанавливающий перечень существенных условий договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (Далее – договор о присоединении), закрепляет обязанность по определению особенностей коммерческого учета, касающихся технических требований к средствам измерений, используемых участниками оптового рынка, а также контроля за их исполнением, порядка сбора данных коммерческого учета, порядка расчета фактических объемов производства (потребления) электрической энергии в группах точек поставки каждого участника за расчетный период.

Пункт 167 Правил указывает, что объемы поставленной (потребленной) электрической энергии и мощности рассчитываются в порядке, определяемом договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, на основании результатов измерений, полученных с использованием средств измерений, требования к которым определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В соответствии с Положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, ПАО «ФСК ЕЭС» обязано привести систему коммерческого учета в соответствие требованиям Правил оптового рынка электрической энергии (мощности).

Также утверждены технические требования к автоматизированным информационно-измерительным системам коммерческого учета электрической энергии.

Таким образом, функциональность существующей системы учета электроэнергии, созданной на оптовом рынке электроэнергии и мощности в части измерений, сбора, предоставления и защиты результатов измерений соответствует современным тенденциям в развитии систем коммерческого учета электроэнергии.

Кроме того, существующий на оптовом рынке парк приборов учета является достаточно молодым и не выработал свой ресурс, а требования к системам учета электроэнергии на оптовом рынке исчерпывающим образом урегулированы как на уровне законов, так и на уровне подзаконных нормативных актов, а также актов Ассоциации «НП «Совет рынка», что позволяет определять требования к системе коммерческого учета электрической энергии самими участниками оптового рынка.

В случае, если предусмотренные правовым актом Правительства Российской Федерации требования к системе интеллектуального учета электрической энергии будут более высокими по сравнению с требованиями к существующей на оптовом рынке системе коммерческого учета электрической энергии, то, в соответствии с положениями законопроекта, при выходе из строя и/или наступлении сроков очередной метрологической поверки существующих приборов учета будет проводиться их замена на прибор учета, обеспечивающий функционал интеллектуальных систем учета, что потребует от ПАО «ФСК ЕЭС» дополнительных денежных средств и может привести к росту тарифа на услуги по передаче электрической энергии (мощности).

При возникновении аварийных ситуаций, связанных с выходом из строя существующих приборов учета и при отсутствии на подстанции приборов учета, обеспечивающих функционал интеллектуальных систем учета, возникнут риски несогласования со стороны контрагентов объемов перетока электроэнергии.

В связи с этим, в целях оперативной замены существующих приборов учета потребуется формирование на подстанциях аварийного запаса приборов учета, обеспечивающих функционал интеллектуальных систем учета.

Необходимо отметить, что в настоящее время организация, планирующая участвовать в торговле на оптовом рынке, должна выполнить мероприятия технического характера в части оснащения каждой точки (группы точек) поставки средствами измерений, обеспечивающими сбор, обработку, передачу данных коммерческого учета КО и другим заинтересованным субъектам. Таким образом, установление законопроектом обязанности сетевых организаций осуществлять установку и (или) замену приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования на объектах заявителей при выполнении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств указанных заявителей при отсутствии порядка компенсации расходов сетевых организаций на установку приборов учета повлечет необоснованное возложение на ПАО «ФСК ЕЭС» дополнительных организационных и финансовых затрат.

Таким образом, ПАО «ФСК ЕЭС» считает целесообразным ограничить сферу действия законопроекта отношениями, складывающимися на розничных рынках, и не распространять его действие на сложившийся порядок оснащения приборами учета электроэнергии и мощности на оптовом рынке.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации ускорить издание нормативного правового акта Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии», устанавливающего порядок определения объема резервируемой мощности и порядка ее оплаты.

Министерству энергетики Российской Федерации при доработке проекта федерального закона № 139989–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» ко второму чтению учесть предложения, высказанные субъектами электроэнергетики.

ПАО «Россети», ПАО «ФСК», ПАО «Интер РАО», АО «Системный оператор Единой энергетической системы» выработать консолидированные замечания и предложения в проект федерального закона № 139989–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» и направить их в Минэнерго России.