«Круглые столы»

«Обязательная сертификация как эффективный инструмент развития импортозамещения (на примере производства отопительных приборов»

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике провел «круглый стол», посвященный обсуждению условий для прохождения обязательной сертификации.

(Подробнее)


Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 27 февраля 2018 года (Протокол № 144)

Комитет Совета Федерации по экономической политике провел «круглый стол» на тему «Обязательная сертификация – эффективный инструмент развития импортозамещения (на примере отрасли производства отопительных приборов)».

В работе «круглого стола», состоявшегося под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике С.В.Шатирова, приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, крупных производителей, импортеров, оптовых поставщиков и розничных продавцов продукции систем отопления, национальных и отраслевых ассоциаций, представители экспертного сообщества.

Участники «круглого стола», обсудив вопросы подготовки к введению с 27 июня 2018 года обязательной сертификации радиаторов отопления и отопительных конвекторов, а также вопросы обеспечения аккредитации организаций, которые будут проводить работы по обязательной оценке соответствия отопительных приборов, отмечают следующее.

Российские производители отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов) в настоящее время функционируют во всех восьми федеральных округах на территориях 22 субъектов Российской Федерации (Республика Ингушетия, Республика Карелия, Удмуртская Республика, Красноярский, Приморский и Ставропольский края, Владимирская, Волгоградская, Калининградская, Кемеровская, Липецкая, Московская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская и Челябинская области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург).

При этом отечественные предприятия производят весь существующий спектр видов отопительных приборов: алюминиевые и биметаллические секционные радиаторы отопления, стальные панельные и трубчатые радиаторы отопления, чугунные батареи эконом- и премиум-сегментов, конвекторы различных типов монтажа (настенные, напольные, внутрипольные, из черных и цветных металлов).

Отечественные производители с 2015 года обеспечивают стабильный и устойчивый рост объемов производства. Так, по итогам 2017 года рост объемов производства в наиболее массовых сегментах отрасли отопительных приборов составил от 9% (стальные панельные радиаторы) до 16% (алюминиевые и биметаллические радиаторы), что значительно превышает общие темпы роста промышленного производства в Российской Федерации (1%).

Таким образом, производство отопительных приборов является одним из драйверов роста среди высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью и вносит позитивный вклад в динамику развития реального сектора российской экономики.

Вместе с тем сдерживающим фактором для развития отрасли долгое время оставалось отсутствие обязательных требований к радиаторам отопления и конвекторам. Это являлось основой для недобросовестной конкуренции, выпуска в обращение продукции с недостоверными (завышенными) потребительскими характеристиками, введения в заблуждение потребителей.

7 декабря 2016 года Комитетом Совета Федерации по экономической политике были проведены парламентские слушания на тему «Импортозамещение продукции высоких переделов на примере отрасли производства систем отопления», одной из основных рекомендаций которых было обозначено введение обязательной сертификации отопительных приборов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года № 717 в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, включены все типы радиаторов отопления и конвекторов отопительных, изготавливаемых из всех видов черных и цветных металлов.

Участники «круглого стола» обсудили промежуточные итоги и дальнейшие направления подготовительной работы к введению с 27 июня 2018 года обязательной сертификации указанной продукции.

Отмечено, что ведение института обязательной сертификации одновременно с разработкой и актуализацией стандартов на продукцию и методы испытаний позволяют не только снизить на рынке долю фальсифицированной продукции, но и повысить уровень доверия потребителей и инвестиционную привлекательность экономики в целом.

По результатам состоявшегося обсуждения участники мероприятия обратили внимание на необходимость своевременного и надлежащего выполнения комплекса мер, направленных на создание условий для прохождения обязательной сертификации отопительных приборов, осуществления государственного и общественного контроля в данной сфере.

Учитывая изложенное, в целях принятия эффективных мер защиты российского рынка потребления отопительных приборов и обеспечения развития отрасли отечественного производства продукции отопительных систем участники круглого стола рекомендуют

1. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

— организовать мониторинг введения обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных, включая подготовку и предоставление представителям отрасли необходимых разъяснений, в том числе путем размещения разъяснений на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

— разработать меры, направленные на стимулирование создания и развития отечественных предприятий, выпускающих оборудование для производства отопительных приборов: литьевые, сборочные, окрасочные, сварочные комплексы для производства радиаторов отопления; трубообрабатывающие, штамповочные, сборочные, окрасочные линии для производства конвекторов, а также комплектующие (компоненты) для изготовления отопительных приборов.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подготовить и внести в установленном порядке предложения о включении в проект технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» положений, предусматривающих проведение процедуры оценки соответствия отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов отопительных) в форме сертификации.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

— обеспечить координацию и контроль проведения Федеральной службой по аккредитации процедур, необходимых для обеспечения своевременного формирования инфраструктуры аккредитованных органов по оценке соответствия, уполномоченных на проведение работ по обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных (органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров));

— ускорить выполнение решения подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции о целесообразности выделения в отношении алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления, а также их частей отдельных товарных подсубпозиций в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) путем внесения данного вопроса на рассмотрение Коллегии Евразийской экономической комиссии.

4. Федеральной службе по аккредитации:

— создать при Федеральной службе по аккредитации постоянно действующую рабочую группу по вопросам введения обязательной сертификации отопительных приборов с участием представителей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО» и производителей отопительных приборов;

— рассмотреть в рамках заседания вышеуказанной рабочей группы вопрос о состоянии обеспечения отрасли производства и обращения отопительных приборов сертификационно-лабораторной базой, необходимой для выполнения работ, связанных с проведением обязательного подтверждения соответствия радиаторов отопления и конвекторов;

— обеспечить проведение процедуры аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), уполномоченных на проведение работ по обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных, а также обеспечить наличие к дате вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года № 717 необходимой инфраструктуры органов по оценке соответствия;

— совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии организовать проведение мониторинга и контроля соблюдения органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), осуществляющими выполнение работ по обязательному подтверждению соответствия отопительных приборов, требований национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58065–2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных».

5. Федеральной таможенной службе:

— внести дополнения в Информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением в Российской Федерации, с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС, в части включения в нее радиаторов отопления и конвекторов отопительных, а также кодов ТН ВЭД ЕАЭС на них;

— с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года № 717 обеспечить проведение таможенного контроля соблюдения ограничений, связанных с необходимостью подтверждения прохождения обязательной сертификации при ввозе на территорию Российской Федерации радиаторов отопления и конвекторов отопительных;

— рассмотреть вопрос об организации проведения мониторинга объемов, структуры и динамики импорта радиаторов отопления и конвекторов отопительных на территорию Российской Федерации с осуществлением их фактического ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза через территории других государств – членов Евразийского экономического союза.

6. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года № 717 обеспечить проведение мероприятий по контролю и надзору за выпуском в обращение на объектах розничной торговли исключительно радиаторов отопления и конвекторов отопительных, прошедших обязательную сертификацию, а также обеспеченных знаком соответствия, наносимым на продукцию, ее потребительскую упаковку и сопроводительную документацию.

7. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года № 717 обеспечить проведение мероприятий по контролю и надзору за осуществлением монтажа и ввода в эксплуатацию на объектах капитального строительства исключительно радиаторов отопления и конвекторов отопительных, прошедших обязательную сертификацию.

8. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии:

— оказать содействие в согласовании новой редакции межгосударственного стандарта ГОСТ 31311 «Приборы отопительные. Общие технические условия» в рамках Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ в целях ее введения в действие в 2019 году;

— в целях устранения метрологических пробелов в отношении методики проведения испытаний новых современных типов отопительных приборов обеспечить утверждение новой редакции национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53583 «Приборы отопительные. Методы испытаний» и ее введение в действие с 1 января 2019 года;

— в установленном порядке обеспечить проведение мер государственного контроля и надзора за выполнением постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года № 717.

9. Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ):

— рассмотреть вопрос о внесении в стандарт НОСТРОЙ на общие технические условия устройства систем отопления и в рекомендации НОСТРОЙ по устройству поквартирных систем отопления поправок, предусматривающих необходимость монтажа на объектах строительства и капитального ремонта исключительно отопительных приборов, соответствующих требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 31311 «Приборы отопительные. Общие технические условия»;

— принять меры по дальнейшему развитию подсистемы добровольной верификации оборудования, приборов и изделий для систем инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений в рамках системы добровольной оценки соответствия (СДОС) НОСТРОЙ путем распространения области ее применения на другие виды отопительного и климатического оборудования (котлы и трубы отопительных систем, вентиляционное оборудование).

10. Ассоциации производителей радиаторов отопления «АПРО»:

— продолжить мониторинг готовности отрасли к введению обязательной сертификации и о его результатах при необходимости информировать уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации;

— продолжить проведение акции общественного контроля «Честный радиатор», в рамках которой осуществлять мониторинг выпуска в обращение радиаторов отопления и конвекторов отопительных, обеспеченных документами об обязательном подтверждении соответствия, а также мониторинг деятельности органов по обязательной оценке соответствия отопительных приборов;

— обеспечить проведение разъяснительной работы со всеми заинтересованными группами участников российского рынка отопительных приборов по вопросам организации прохождения обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных в рамках серии экспозиционно-маркетинговых и экспертно-деловых мероприятий «ТермоКонВент – 2018» на площадках ведущих отраслевых выставок, а также цикла семинаров-тренингов по соответствующей тематике в российских регионах;

— организовать предоставление участникам российского рынка и органам по оценке соответствия отопительных приборов методической и консультационной помощи по практическим вопросам адаптации к введению обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных;

— рассматривать наиболее актуальные вопросы нормативно-технического обеспечения стандартизации и сертификации отопительных приборов на заседаниях Экспертного совета АПРО;

— начать выполнение комплекса мер, необходимых для развития и реализации экспортного потенциала отечественных производителей отопительных приборов и увеличения объемов поставок радиаторов отопления и конвекторов с российских предприятий потребителям иностранных государств.