«Круглые столы»

«О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в соответствии с пунктом 4.70 плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2018 года провел 1 марта 2018 года «круглый стол» на тему «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной налоговой службы и других федеральных органов исполнительной власти, а также общественных организаций и предпринимательского сообщества.

Обсудив проблемы правого регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, участники «круглого стола» отмечают следующее.

На протяжении 2016–2017 годов ситуация на рынке алкогольной продукции изменилась в лучшую сторону.

В настоящее время реализованы большая часть мер, которые были предусмотрены планом мероприятий («дорожной картой») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. №2413-р.

Реализация мероприятий «дорожной карты» дала заметный положительный эффект. Увеличилось легальное производство алкоголя, возросли доходы бюджетов бюджетной системы от акцизов на алкогольную продукцию. В соответствии с информацией, представленной Министерством финансов Российской Федерации, сумма поступивших акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию за 9 месяцев 2017 года увеличилась на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (на 31,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года) и составила 262,5 млрд. руб. (238,1 млрд. рублей – за 9 месяцев 2016 года, 199,3 млрд. рублей – за 9 месяцев 2015 года).

1 июля 2017 года закончился процесс внедрения единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) в организации розничной торговли алкогольной продукцией. Действие ЕГАИС распространено на все пункты розничной продажи алкоголя, в том числе в сельской местности, за исключением только населенных пунктов, в которых отсутствует доступ к сети Интернет.

Внедрение ЕГАИС на всех этапах производства и оборота алкогольной продукции позволило практически полностью исключить продажу нелегального алкоголя в пунктах розничной продажи, имеющих лицензию. В то же время для производства контрафактного алкоголя все чаще стала использоваться фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), оборот которой в меньшей степени контролируется государством, чем оборот спирта, произведенного из пищевого сырья. Также распространено употребление населением в качестве алкогольной продукции спиртосодержащих лекарственных препаратов. В связи с этим необходимо принять дополнительные меры по усилению контроля за оборотом фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и спиртосодержащих лекарственных препаратов.

Также на улучшение ситуации на алкогольном рынке повлияла реализация постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Согласно данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка с начала действия указанного постановления:

— арестовано и изъято 4959 единиц основного технологического оборудования с 362 объектов нелегального производства, утилизировано по постановлениям судов 445 единиц с 32 объектов нелегального производства;

— изъято 259 единиц автомобильного транспорта, осуществлявших перевозку нелегальных этилового спирта и алкогольной продукции;

— вывезено на хранение вне места изъятия 66,1 млн. литров нелегальных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, из них уничтожено по постановлениям судов 17,7 млн. литров.

Вместе с тем, вызывают обеспокоенность длительные сроки хранения изъятых оборудования и алкогольной продукции с момента помещения их на специализированные площадки и до момента исполнения судебных постановлений, предусматривающих конфискацию указанных оборудования и продукции.

В соответствии с информацией Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по состоянию на 1 января 2018 года вес продукции и предметов, изъятых из незаконного оборота и находящихся на хранении, составил более 65 млн. кг. Ежемесячная стоимость хранения указанного объема продукции и предметов в соответствии с действующими расценками (22,63 руб. за сутки хранения 1000 кг продукции и (или) предметов) составляет более 44 млн. руб.

Участники заседания «круглого стола» отмечают значимость указанной проблемы и необходимость поиска законодательного либо правоприменительного пути ее решения.

Также вызывает обеспокоенность отсутствие нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части введения процедуры внесудебной блокировки сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию о дистанционной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также запрета производства и продажи алкоэнергетиков.

Таким образом, следует продолжить работу по разработке мер по совершенствованию правового регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

 

1. Правительству Российской Федерации:

направить в Совет Федерации проект плана мероприятий («дорожной карты»), предусматривающего дальнейшее совершенствование правового регулирования алкогольного рынка;

направить в Совет Федерации перечень мероприятий по усилению государственного контроля за оборотом фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и спиртосодержащих лекарственных препаратов;

подготовить план мероприятий по совершенствованию правового регулирования производства и оборота пива и пивных напитков;

рассмотреть вопрос о создании в административном и уголовно-процессуальном законодательстве процедур, позволяющих разрешать вопрос об уничтожении изъятых из незаконного оборота алкогольной продукции, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также предметов, используемых для их незаконных производства и (или) оборота, до разрешения дела по существу;

ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации о наделении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка полномочиями по принятию решений о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, содержащих предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством, в единую автоматизированную информационную системы «Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»;

ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» в части наделения полномочиями по утверждению перечня тонизирующих веществ (компонентов), которые запрещено добавлять при производстве алкогольной продукции, а также нормативного правового акта, устанавливающего указанный перечень тонизирующих веществ (компонентов);

ускорить подготовку отзывов Правительства Российской Федерации на проекты «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (проект № 320393–7) и «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 320401–7);

при рассмотрении вопроса о подготовке отзывов Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (проект № 336427–7) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект №336807-7) учесть заключение Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 9047п-П11.

 

2. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить рекомендации «круглого стола» в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации.