«Круглые столы»

«О ходе подготовки проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации»

Рекомендации

29 марта 2018 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялся «круглый стол» на тему «О ходе подготовки проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации» (далее – «круглый стол»), организованный Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

В «круглом столе» приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных организаций, специалисты и эксперты.

Заслушав и обсудив доклады и выступления участников «круглого стола» по вопросам подготовки проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также обсудив материалы, представленные Министерством экономического развития Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Устойчивое сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации является одним из необходимых условий успешного поступательного развития Российского государства в целом и предполагает сокращение чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов, в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.

Принципы, цели, приоритетные задачи, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации определены в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года
№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению должны быть определены в стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Разрабатываемый в Министерстве экономического развития Российской Федерации проект стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее – проект стратегии пространственного развития) и проект стратегии социально-экономического развития Российской Федерации после их утверждения станут важнейшими элементами государственной системы стратегического планирования Российской Федерации, создаваемой в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Проектируемая стратегия пространственного развития будет содержать, в частности, обязательные для исполнения органами государственной власти всех уровней перечень и укрупненную схему размещения подлежащих созданию (модернизации) объектов инфраструктуры федерального значения, которые подлежат включению в схемы территориального планирования Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации, инвестиционные программы федеральных инфраструктурных компаний, а также перечни перспективных экономических специализаций в разрезе субъектов Российской Федерации, обязательные для формирования состава приоритетных расходных обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, подлежащих отраслевой финансовой поддержке из федерального бюджета.

Стратегия пространственного развития и документы, которые будут разработаны на ее основе, должны обеспечивать достижение национальных целей развития Российской Федерации и решение стратегических задач, в том числе указанных в перечне поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.

Необходимыми условиями успешного решения задач регионального развития является обеспечение источников и необходимых объемов финансирования для реализации задач пространственного развития Российской Федерации и социально-экономического развития Российской Федерации, в частности, сбалансированности возможностей бюджетов всех уровней с объемами расходов, необходимых для реализации планируемых задач государственной политики регионального развития Российской Федерации (в отраслевом и территориальном разрезах, по каждому субъекту Российской Федерации и Российской Федерации в целом), а также повышение эффективности системы государственного управления.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев представленные материалы, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

проанализировать проект стратегии пространственного развития Российской Федерации с участием членов научно-экспертных советов при комитетах и при необходимости подготовить и направить в Министерство экономического развития Российской Федерации замечания и предложения по проекту стратегии пространственного развития.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации:

при доработке проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации:

1) обеспечить соблюдение принципов сбалансированности, ресурсной обеспеченности и реалистичности приоритетов, целей и задач пространственного развития Российской Федерации, включая меры по предотвращению увеличения долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации;

2) рассмотреть вопрос о расширении горизонтов стратегического планирования в рамках стратегии пространственного развития (например, до 2030 года), предусматривая в качестве первого этапа её реализации шестилетний период (2019 – 2024 годы);

3) закрепить в нем конкретные задачи и меры по поэтапному сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;

4) рассмотреть вопрос о включении в число принципов пространственного развития Российской Федерации принципа обеспечения сочетания высоких среднероссийских темпов экономического роста с максимальным охватом территорий Российской Федерации, подлежащих ускоренному развитию в соответствии с приоритетами пространственного развития Российской Федерации, и учетом социально-экономических интересов большинства населения Российской Федерации;

5) рассмотреть вопрос о включении в число целей пространственного развития Российской Федерации следующих положений:

— сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов;

— сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности, включая существенное повышение качества жизни населения в сельской местности;

— сглаживание территориальной асимметрии пространственного развития российских регионов;

— обеспечение условий устойчивого развития районов Дальнего Востока, Сибири и Байкальского региона;

6) рассмотреть вопрос о включении в число приоритетов пространственного развития Российской Федерации обеспечения ускоренного развития опорного каркаса федеральной системы расселения в районах Дальнего Востока, Сибири, Байкальского региона, включая создание новых средних городов (50 – 100 тысяч населения) и больших городов (100 – 250 тысяч населения) на основе создаваемых новых и развития существующих предприятий промышленности и объектов транспортной инфраструктуры федерального значения;

7) рассмотреть вопрос о включении в число задач пространственного развития Российской Федерации задачи по созданию эффективной современной магистральной инфраструктуры, обеспечивающей транспортную связанность территории страны от западных до восточных регионов, реализуя уникальные географические преимущества России, включая создание новых транспортно-логистических коридоров на территории Российской Федерации, соединяющих Азиатско-Тихоокеанский регион и Европейский Союз, а также строительство новых портов в Арктической зоне;

8) рассмотреть вопрос о включении в проект Стратегии механизмов, направленных на предотвращение чрезмерной концентрации факторов производства, в том числе финансовых и иных ресурсов, в наиболее крупных агломерациях, на ослабление эффекта «стягивания», в том числе необоснованного, населения крупными промышленными центрами и агломерациями, ведущего к депопуляции многих территорий;

9) обеспечить закрепление в стратегии пространственного развития Российской Федерации системы показателей (индикаторов) решения задач пространственного развития Российской Федерации, позволяющих оценить динамику и результативность деятельности государственных органов по реализации задач пространственного развития (с учетом ожидаемых результатов реализации государственной политики регионального развития, указанных в разделе IV Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года), включая показатели сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и показатели качества жизни в субъектах Российской Федерации;

10) закрепить в стратегии пространственного развития Российской Федерации положение о придании целевым показателям решения задач пространственного развития Российской Федерации значения целей, обязательных для достижения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках их полномочий, при условии создания на федеральном уровне необходимых правовых условий для выполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанных задач и достаточного финансового обеспечения выполнения субъектами Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации, а также финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления переданных им для осуществления государственных полномочий;

11) предусмотреть в стратегии пространственного развития Российской Федерации механизмы обеспечения четкой взаимосвязи создаваемых объектов транспортно-логистической инфраструктуры с планируемым размещением объектов промышленной, социальной, туристической инфраструктуры, исходя из приоритетов развития российской промышленности, повышения собственного экономического потенциала субъектов Российской Федерации;

12) в части развития транспортной инфраструктуры рассмотреть возможность и целесообразность создания и внедрения новых видов транспорта, с помощью которых можно в значительной мере решить проблему транспортной доступности отдаленных территорий страны;

13) в части развития энергетической инфраструктуры рассмотреть возможность и целесообразность мер по поддержке создания малых гидроэлектростанций, для которых не требуется перекрытия рек плотиной, что позволит обеспечивать электроэнергией небольшие населённые пункты и создаст условия для их развития;

14) обеспечить совершенствование понятийного аппарата системы стратегического планирования, предусматривая учет отечественного опыта государственного планирования, а также предотвращение введения новых понятий без надлежащего научного обоснования.

3. Министерству финансов Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности подготовки изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на создание условий, способствующих обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом необходимости решения задач пространственного развития, а также сокращению чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов и различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года;

2) направить в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера информацию о разрабатываемых и планируемых к реализации в 2018 году мерах по нормативному правовому регулированию, направленному на обеспечение на основе анализа результатов проведенной в Правительстве Российской Федерации инвентаризации полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований уменьшения дисбаланса между объемами расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, связанных с реализацией собственных и переданных им полномочий, и объемами имеющегося у них финансового обеспечения.

4. Всероссийскому Совету местного самоуправления, Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований проанализировать с участием органов местного самоуправления проект стратегии пространственного развития Российской Федерации на предмет учета вопросов обеспечения условий для социально-экономического развития муниципальных образований и в случае наличия замечаний и предложений по нему направить их в обобщенном виде в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.