«Круглые столы»

«Охрана лесов от пожаров в 2018 году: задачи, проблемы и пути их решения»

Рекомендации

Заслушав и обсудив информацию по вопросу «Охрана лесов от пожаров в 2018 году: задачи, проблемы и пути их решения», участники «круглого стола» отмечают следующее.
По данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) в период с 2015 по 2017 год количество лесных пожаров сократилось на 18% (2015 год – 11264 ед., 2016 год – 10090 ед., 2017 год – 9204 ед.), пройденная ими площадь сократилась на 48% (2015 год — 2612812 га, 2016 год – 2416655 га, 2017 год – 1371537 га), размер ущерба сократился в 2,6 раза (2015 год –56,4 млрд рублей, 2016 – 23,7 млрд рублей, 2017 год – 21,5 млрд рублей). Средняя площадь обнаружения в 2017 году сократилась в 1,1 раза в сравнении с 2016 годом и в 1,5 раза в сравнении с 2015 годом. Средняя площадь одного пожара в 2017 году сократилась в 1,6 раза в сравнении с 2016 годом и в 1,6 раза в сравнении с 2015 годом. В 2017 году не допущен переход лесных пожаров на земли населенных пунктов, объекты экономики.
Положительной динамики удалось добиться благодаря сформированной системе охраны лесов от пожаров, измененной нормативно-правовой базе и реализации комплексных организационных мероприятий, в том числе повышению ответственности высших должностных лиц регионов за готовность к пожароопасному сезону, увеличению финансирования на исполнение переданных полномочий регионов, наиболее подверженных возникновению лесных пожаров, работе штабов по координации деятельности по тушению лесных пожаров, установлению правил привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти, реализации новых полномочий по проведению в лесах взрывных работ и искусственному вызыванию осадков (по отзывам регионов при их выполнении была показана хорошая эффективность).
Регионами обеспечивалось своевременное исполнение рекомендаций оперативного штаба по охране лесов от пожаров Рослесхоза, осуществлялась подготовка подведомственных учреждений по охране лесов от пожаров к пожароопасному сезону (укомплектование материально-техническими средствами), проводилась разъяснительная работа с населением по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, активная противопожарная пропаганда, выполнялись профилактические мероприятия по предупреждению лесных пожаров, обеспечивалось своевременное введение режимов ограничения пребывания граждан в лесах, особого противопожарного режима и режима чрезвычайной ситуации в лесах, осуществлялось взаимодействие с арендаторами, правоохранительными органами, органами МЧС России, Минобороны России.
Вместе с тем, Генеральной прокуратурой Российской Федерации выявлены нарушения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах: региональными органами исполнительной власти не принимались необходимые меры по мониторингу ситуации в лесах, планированию и выполнению противопожарных мероприятий, формированию сил и средств противодействия стихийному бедствию, нарушался порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах; ослаблен контроль за исполнением региональными органами власти переданных полномочий.
Подготовка к пожароопасному сезону 2018 года начата в IV квартале 2017 года, в т. ч. проведена работа по противопожарному обустройству лесов (построены и реконструированы лесные дороги, проложены просеки, противопожарные разрывы и минерализованные полосы, проведена их прочистка, осуществлено устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения, проведены контролируемые профилактические выжигания). Эта работа позволит предупредить распространение огня в весенне-летний период пожароопасного сезона 2018 года.
Федеральным законом от 05.12.2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в 2018 году на охрану лесов от пожаров запланировано выделение 5,9 млрд рублей, в том числе на тушение лесных пожаров — 1,2 млрд рублей. В рамках установленного финансирования в целях повышения оперативности обнаружения и принятия оперативных мер по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на охрану лесов от пожаров на период 2018–2020 годы запланировано дополнительное финансирование на увеличение кратности авиапатрулирования в объеме 4,2 млрд рублей (ежегодно по 1,4 млн рублей). В 2018 году на 33% увеличено финансирование наиболее горимым регионам Сибири (на 1,5 млрд рублей) и Дальнего Востока (на 0,9 млрд рублей). Согласно официальным данным на 2018 год до субъектов Российской Федерации годовые лимиты бюджетных ассигнований доведены в полном объеме 25 декабря 2017 года.
Вместе с тем, проблема лесных пожаров по‑прежнему стоит остро и требует координации и сосредоточения всех сил и средств.
Постановлением Совета Федерации «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по предотвращению и ликвидации природных пожаров, сохранению и восстановлению лесов» от 29 марта 2017 года № 86-СФ определено, что низкая эффективность борьбы с лесными пожарами обусловлена хроническим недофинансированием лесного хозяйства, размер которого ежегодно увеличивается. Так, недостаточное финансирование мероприятий по охране лесов от пожаров приводит к ежегодному снижению объемов выполнения профилактических противопожарных мероприятий, сокращению численности работников, занятых выполнением мероприятий по предотвращению лесных пожаров и их тушению, к сокращению кратности авиационного и наземного патрулирования лесного фонда и невозможности создания, укомплектования и содержания необходимого количества пожарно-химических станций и пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря. Несмотря на принимаемые Правительством Российской Федерации меры, данная проблема остается актуальной.
Как указывается в информации Счетной палаты Российской Федерации расчеты объема финансового обеспечения произведены Рослесхозом исходя из фактически сложившихся в субъектах Российской Федерации затрат на 1 га эксплуатационных и защитных лесов с применением корректирующих понижающих коэффициентов под предельные лимиты финансирования, что обеспечивает потребность в финансировании только при минимальном и среднем уровне горимости лесов и не позволяет осуществлять меры пожарной безопасности в объемах, предусмотренных лесными планами субъектов Российской Федерации.
В настоящее время кредиторская задолженность, заявленная субъектами Российской Федерации, составляет 668,3 млн рублей.
Особенно остро стоит вопрос оснащенности субъектов Российской Федерации техникой и оборудованием, необходимым для осуществления охраны лесов от пожаров и тушения лесных пожаров. В частности, имеет место недостаточная обеспеченность пожарно-химических станций (далее — ПХС), износ техники и оборудования которых зачастую составляет свыше 80%. Основной причиной этого является отсутствие финансирования, необходимого для приобретения специализированной лесопожарной техники и оборудования.
Несмотря на проводимую в регионах работу (увеличение количества рейдов, проверок, и как результат увеличение количества лиц, привлеченных к административной ответственности, проводимую разъяснительную кампанию) не удается устранить одну из основных причин возникновения лесных пожаров — неосторожное обращение граждан с огнем (разведение костров, сжигание мусора).
Не определен уполномоченный орган и источники финансового обеспечения тушения (природных) пожаров, которые приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций и имеют серьезные экономические и экологические последствия. Минприроды России не установлены: форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
ускорить принятие проектов федеральных законов:
№ 125723–7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
№ 116620–7 «О внесении изменений в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации (в части отнесения валежника к недревесным лесным ресурсам).

2. Правительству Российской Федерации:
проработать вопрос по внесению изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» в части определения понятия, уполномоченного органа и источников финансового обеспечения тушения на землях запаса природных пожаров (степных, торфяных и иных), а также их учета;
ускорить доработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего дополнительные меры государственной защиты лиц осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), в виде обязательного государственного страхования в сумме, равной 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы;
внести изменения в пункт 7.3. Правил расходования и учета субвенций № 837, предусматривающие выделение в приоритетном порядке из нераспределенного резерва средств на финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;
ускорить решение вопроса о погашении кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации по затратам на тушение лесных пожаров 2017 года;
рассмотреть вопросы:
внесения изменения в Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в части изменения понятия пожара, как любого неконтролируемого горения, в том числе на природных территориях, организации их учета;
выделения субъектам Российской Федерации субсидии из федерального бюджета на приобретение лесопожарной техники, автотранспортных средств для осуществления наземного мониторинга пожарной опасности и федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также на создание и расширение систем видеонаблюдения за возникновением лесных пожаров;
ужесточения мер по привлечению к ответственности землепользователей и собственников земель сельхозназначения за неиспользование земель, а также непринятие мер по предупреждению возникновения природных пожаров на сопредельных с лесами территориях;
принятия нормативов обеспеченности субъектов Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров;
внесения изменений в Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110, предусматривающих возможность выделения из резервного фонда Правительства Российской Федерации средств на возмещение расходов субъектов Российской Федерации, направленных на мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в лесах;
внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части включения в классификацию чрезвычайных ситуаций — лесные пожары;
внесения изменений в Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, в части установления нормы прокладки в хвойных насаждениях по границе полос отвода вдоль автомобильных дорог, двух минерализованных полос шириной 1,4 метра каждая на расстоянии 5 метров одна от другой, а также обязанности содержать их в течение пожароопасного сезона в очищенном состоянии;
внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», дополнив меры противопожарного обустройства лесов мероприятиями по противопожарной пропаганде, такими как: распространение листовок, буклетов, памяток, выступление в средствах массовой информации (газетах, телевидении, радио), проведение с населением бесед, лекций;
обеспечения социальных гарантий и предоставления льгот работникам лесной пожарной службы, придав работникам, занятым на тушении лесных пожаров, статус, аналогичный работникам Федеральной противопожарной службы;
внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих обязательное страхование лиц, выполняющих работы по тушению лесных пожаров, в том числе парашютистов (десантников) — пожарных, пожарных пожарно-химических станций; дополнения главы 3 Лесного кодекса Российской Федерации статьей 53.9 следующего содержания: «Статья 53.9. Страховые гарантии работников специализированных учреждений.
Работники государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выполняющие работы по тушению лесных пожаров, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае гибели (смерти) работников, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, связанных с тушением лесных пожаров, либо смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), либо заболеваний, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения, выплачивается единовременное пособие в размере 3000000 рублей в равных долях членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) работника, считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с работником; родители работника; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
При увольнении работников в связи с признанием их негодными вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей связанных с тушением лесных пожаров, им выплачивается единовременное пособие в размере 2000000 рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Убытки, причиненные работникам, находящимся при исполнении служебных обязанностей, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.».

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
провести внеплановые выездные проверки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному периоду 2018 года в отношении государственных природных заповедников, национальных парков, других особо охраняемых природных территорий;
внести изменения в Методические указания по заполнению форм сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных приказом Минприроды России от 6 августа 2015 г. № 347, в части уточнения показателя «Обслуживаемая учреждением площадь лесов»;
рассмотреть вопросы:
определения целевого назначения средств, формирующихся в бюджетах субъектов Российской Федерации от поступления лесного дохода в объеме превышения платежей за пользование лесными ресурсами над минимальными ставками платы, для обеспечения охраны лесов от пожаров;
определения упрощенного порядка отпуска в рубку отдельных сухостойных, поваленных, сломанных или иных поврежденных до степени прекращения роста деревьев;
обеспечения в составе средств на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений финансового содержания нормативной численности лесной охраны, ее обеспечения форменным обмундированием, транспортом и служебным оружием;
разработки и утверждения положения о ПХС, устанавливающее регламенты их деятельности, нормативы кадрового и материально-технического обеспечения;
внесения изменений в действующее лесное законодательство в части утверждения на федеральном уровне следующих нормативных документов: методики (правил) и критериев отнесения земель лесного фонда к зонам контроля лесных пожаров, методики расчета прогнозируемого вреда от лесных пожаров в зонах контроля лесных пожаров, методики расчёта плановых затрат на тушение лесных пожаров в зонах контроля;
внесения изменений в лесное законодательство Российской Федерации с учетом специфики каждого региона, а именно, в приказ Рослесхоза от 27.04.2012 г. № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», устанавливающий нормативы противопожарного обустройства лесов законодательно определить, как минимально необходимые и дающие право субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать дополнительные объемы противопожарного обустройства лесов в зависимости от лесорастительных и лесопирологических условий каждого лесничества;
актуализации нормативных требований к пожарной технике, противопожарному оборудованию и инвентарю, а также численности пожарно-химических станций, закрепленных в Положении о пожарно-химических станциях, утвержденном приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 № 167;
внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р «Об утверждении перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных и резервных лесов» в части размещения пожарно-химических станций и др. в защитных лесах, отнесенных к категории «леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, зеленые и лесопарковые зоны»;
разработки нормативного правового акта, регламентирующего создание на территории субъектов Российской Федерации пожарно-химических станций (лесопожарных формирований), содержащего регламент работы пожарно-химических станций (лесопожарных формирований) и нормы их оснащения;
целевого финансирования на содержание пожарно-химических станций (лесопожарных формирований) за счёт средств федерального бюджета, выделяемых субъектам Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия в области лесных отношений в виде субвенций;
установления минимальных и максимальных расценок на выполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесов и единых требований к их выполнению;
оценки готовности субъекта Российской Федерации, в том, числе исходя из объемов финансирования, предусмотренных на охрану лесов от пожаров, и содержание специализированных учреждений;
централизованной профессиональной подготовки кадрового состава (парашютистов, летчиков — наблюдателей, лесных пожарных, инструкторов, руководителе тушения лесных пожаров) для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений за счет средств субвенций федерального бюджета.

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
обеспечить контроль за соблюдением запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях;
провести проверку готовности органов управления, сил и средств территориальных подсистем РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами, с проведением тренировок и учений;
к началу пожароопасного периода обеспечить готовность населенных пунктов, граничащих с лесными массивами, к защите от лесных пожаров;
использовать возможности комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) для оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами;
во взаимодействии с МВД России усилить работу по выявлению лиц, виновных в возникновении лесных пожаров, привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
рассмотреть вопрос обеспечения реагирования подразделений пожарной охраны на любое возгорание, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса;
рассмотреть вопрос внесения изменений в нормативно-правовые акты, предусматривающие определение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации тушения природных пожаров, в том числе на землях с неразграниченным правом собственности, в целях недопущения перехода огня на земли лесного фонда;
осуществить проверку исполнения правообладателями территорий, примыкающих к лесным массивам, мероприятий, направленных на защиту от угроз перехода природных пожаров на земли лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, земли запаса и других категорий.

5. МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
разработать и утвердить План предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами в Российской Федерации в 2018 году, а также состав сил и средств РСЧС, привлекаемых для предупреждения и тушения природных пожаров в 2018 году;
организовать и провести проверки территориальных подсистем РСЧС по выполнению предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в ходе которых оценить готовность субъектов Российской Федерации к пожароопасному периоду 2018 года;
организовать круглосуточную работу межведомственной рабочей группы по мониторингу развития природной пожароопасной обстановки;
спланировать и провести совместные комплексные учения по отработке вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
к началу пожароопасного периода обеспечить готовность населенных пунктов, граничащих с лесными массивами к защите от лесных пожаров;
в течение пожароопасного периода обеспечить проведение профилактических рейдовых осмотров территорий на предмет реализации мер их противопожарного обустройства и недопущения выжиганий сухой травянистой растительности.

6. Министерству внутренних дел Российской Федерации:
принять участие в проводимых МЧС России учениях и тренировках по отработке совместных действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами.

7. Министерству транспорта Российской Федерации:
внести изменения в пункт 43 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258, для установления возможности экстренного получения разрешения в течение одного дня на проезд специализированной крупногабаритной тяжеловесной лесопожарной техники, направляемой на тушение лесных пожаров и предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации.

8. МЧС России, Минобороны России, Минприроды России, Минсельхозу России, Рослесхозу:
обеспечить взаимодействие в сфере организации и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации природных пожаров, уменьшению ущерба от их возникновения и контролю за выжиганием сухой травянистой растительности на земельных участках в рамках заключённого соглашения от 15 апреля 2015 г. № 2–4–38–3/ИВ-21/43согл Сд-16-23с/330/1/1/С/Н-13142нс в части, касающейся мониторинга и прогнозирования пожарной обстановки, природных пожаров и сельскохозяйственных палов, а также обеспечение совместного проведения противопожарной пропаганды в средствах массовой информации; оперативного обмена информацией в области охраны лесов от пожаров; осуществления контроля за: своевременным введением в субъектах Российской Федерации режима чрезвычайной ситуации в результате лесных пожаров.

9. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования:
проверить готовность субъектов Российской Федерации к пожароопасному периоду 2018 года в отношении государственных природных заповедников, национальных парков, других особо охраняемых природных территорий.

10. Федеральному агентству лесного хозяйства:
укорить проведение проверки документов, подтверждающих кредиторскую задолженность субъектов Российской Федерации по затратам на тушение лесных пожаров 2017 года;
обеспечить контроль за:
выполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, планов работ по противопожарному обустройству лесов на 2018 год на основании представляемых в Рослесхоз указанными уполномоченными органами ежеквартальных отчетов;
своевременным согласованием и утверждением сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации;
выполнением субъектами Российской Федерации мер по подготовке сил и средств пожаротушения по обеспечению тушения лесных пожаров;
проведением организационно-подготовительной работы ФБУ «Авиалесоохрана» к осуществлению взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров, а также к проведению мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров;
обеспечить:
участие в планировании и проведении комплексных учений по отработке вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
подготовку для утверждения в установленном порядке межрегионального плана маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2018 год;
оперативное информирование населения через средства массовой информации о лесных пожарах, мерах, принимаемых для их ликвидации, правилах пожарной безопасности в лесах и об ответственности за их нарушение;
проверить готовность субъектов Российской Федерации к пожароопасному периоду 2018 года на землях лесного фонда с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений;
ускорить процедуру рассмотрения заявок на выделение дополнительных средств из нераспределенного резерва средств субвенций на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 №837 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации в области лесных отношений»;
усовершенствовать работу ИСДМ – Рослесхоз, исключив задержки отражения информации о лесных пожарах на длительный период времени;
обеспечить контроль за организацией и проведением комплекса по профилактике вспышек распространения сибирского шелкопряда в 2018 году.

11. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить работу межведомственных оперативных групп с участием заинтересованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по недопущению возникновения лесных пожаров и нарушений Правил пожарной безопасности в лесах;
обеспечить проведение на постоянной основе противопожарной пропаганды, включая установку аншлагов и билбордов, проведение в заведениях среднего и средне-специального образования уроков по противопожарной пропаганде, а также ежедневное информирование населения посредством систем оповещения (sms-оповещения, радио, телевидение и иные средства массовой информации) о правилах пожарной безопасности в лесах и мерах административной и уголовной ответственности за их несоблюдение, о действующих в лесах режимах;
принять участие в организации и проведении комплексных учений в части отработки вопросов взаимодействия и слаженности сил и средств территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при тушении лесных пожаров;
заключить договоры с территориальными органами Росгидромета на получение метеорологической информации;
до начала пожароопасного сезона заключить соглашения:
по межведомственному взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам охраны лесов от пожаров с территориальными органами МВД России, МЧС России, Минобороны России и учреждениями национальных парков и государственных природных заповедников;
о привлечении сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1464;
обеспечить круглосуточный режим работы специализированных региональных диспетчерских служб охраны лесов от пожаров с целью координации и взаимодействия наземных и авиационных сил и средств пожаротушения, сбора и передачи информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
обеспечить постоянный мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в субъектах Российской Федерации и взаимодействие со всеми заинтересованными органами государственной власти, предприятиями лесопромышленного комплекса;
обеспечить готовность всех сил и средств пожаротушения, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, и выполнение мероприятий по предупреждению лесных пожаров в объемах, согласованных Рослесхозом на 2018 год;
принять меры, направленные на обновление материально-технической базы по охране лесов от пожаров в подведомственных государственных бюджетных и автономных учреждениях;
организовать и провести учения по межрегиональному взаимодействию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при тушении лесных пожаров в условиях высокой и чрезвычайной горимости лесов;
обеспечить предотвращение угрозы перехода лесных пожаров с земель лесного фонда на земли иных категорий;
обеспечить выполнение обязательств в рамках заключенных соглашений с приграничными с Российской Федерацией государствами по взаимодействию в вопросах охраны лесов от пожаров и отработать порядок и условия межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения в случае возникновения пожаров на пограничных территориях;
обеспечить своевременное введение и контроль за обеспечением особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах органами государственной власти и местного самоуправления;
обеспечить взаимодействие с органами местного самоуправления по недопущению проведения сельскохозяйственных палов, сжигания мусора и разведения костров на территории, прилегающей к землям лесного фонда, в пожароопасный сезон;
обеспечить в рамках выполнения полномочий по федеральному государственному пожарному надзору в лесах готовность к пожароопасному сезону лиц, осуществляющих использование лесов на территории земель лесного фонда;
совместно с территориальными органами МВД России и МЧС России усилить работу по выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в возникновении лесных пожаров, и взысканию причиненного ущерба;
обеспечить к климатическим срокам начала пожароопасного сезона выполнение противопожарных мер по защите от природных пожаров населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;
актуализировать паспорта пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров;
обеспечить ремонт и содержание подъездов для проезда пожарной техники к источникам противопожарного искусственного и естественного водоснабжения;
провести с учетом анализа пожароопасного сезона 2017 года корректировку планов тушения лесных пожаров, а также сводных планов тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
осуществить проверку готовности населенных пунктов, садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, граничащих с лесными массивами, к защите от природных пожаров, обратив особое внимание на наличие минерализованных полос, водоемов и первичных средств пожаротушения;
продолжить практику проведения совместных тренировок и учений по отработке действий при различных вариантах осложнения оперативной обстановки, в том числе связанной с природными пожарами;
рассмотреть возможность создания общественной лесной инспекции в качестве мероприятия по Году добровольца (волонтера).

12. Высшим исполнительным органам государственной власти Красноярского края, Иркутской области, Кемеровской области, Томской области обеспечить выполнение необходимых мероприятий, направленных на предупреждение распространения сибирского шелкопряда.