«Круглые столы»

«Формирование диверсифицированного подхода в части требований к качеству очистки сточных вод»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций актуальные вопросы формирования диверсифицированного подхода в части требований к качеству очистки сточных вод, направленного на комплексное использование водных ресурсов, в том числе очищенных стоков для полива сельхозугодий или в технических целях, и соответствующей дифференциации требований к качеству очистки сточных вод, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Требования к очистке сточных вод формируются, исходя из действующего законодательства. В настоящий момент водопользователи, осуществляющие негативное воздействие на водные объекты, ранжированы на четыре класса. Предприятия первого класса негативного воздействия на окружающую среду (далее НВОС) с 2019 года будут переходить на технологическое нормирование по технологическим показателям, соответствующим НДТ, то есть для крупных загрязнителей будет возможность ухода от требований по достижению качества очистки сточных вод, основанных на рыбохозяйственных нормативах. Задачи модернизации и строительства очистных сооружений сточных вод также должны будут формироваться исходя из требований технологических показателей, соответствующих НДТ. Такая ситуация вполне оправдана для водообеспеченных регионов. Вместе с тем, вододефицитные регионы, с учетом требований к качеству очистки, не будут иметь возможности в полной мере комплексно использовать водные ресурсы. Складывается ситуация, когда планы по строительству очистных сооружений строятся исходя из необходимости очистки стоков до уровня, позволяющего осуществлять сброс в водный источник, в то время как существует возможность использовать очищенный сток для полива сельхозугодий или в технических целях. Условия вододефицитных регионов требуют именно такого (диверсифицированного) подхода, в то время как нормативной базой это не предусмотрено.
Использование хозяйственно-бытовых сточных вод в земледелии и сельском хозяйстве достаточно широко распространено в мировой практике, особенно в странах с засушливым климатом. Благодаря такому использованию сточных вод достигается экономия водных ресурсов, используется меньше минеральных удобрений, увеличивается и удешевляется производство продуктов питания.
В основном сточные воды используются для орошения при выращивании сельскохозяйственных культур, полива зеленых насаждений, в прудовых хозяйствах и т. п. Для орошения сельскохозяйственных земель коммунальные сточные воды используются в Индии, США, Израиле, Мексике, ряде других стран. При этом доля хозяйственно-бытовых сточных вод, направляемая на нужды сельского хозяйства, бывает весьма значительной – например, большая часть стоков Мехико используется для ирригации 80 тыс. га земли, занятой главным образом люцерной, маисом, ячменем и овсом.
Более того, в ряде стран – таких как Израиль, Иордания, Перу, Саудовская Аравия – использование сточных вод для нужд сельского хозяйства, предполагающее направлении их на орошение, является частью государственной политики. Так, в Израиле установлено несколько сотен бассейнов и резервуаров для сбора и повторного использования очищенных сточных вод, в этой стране утилизируется более 70 % всего городского стока. В Московской области на земледельческих полях сточными водами в 70- 80-е гг. XX века орошалось около 5 тыс. гектар. На них выращивали в основном многолетние травы, которые расходовали в период выпаса скота, а также для приготовления сенажа, травяной муки.
Полив очищенными сточными водами зеленых насаждений широко распространен в США, Латинской Америке, Австралии, средиземноморских и арабских странах, Северной Африке. Стоки используют для орошения парков, уличных газонов, игровых площадок для гольфа, придорожных зеленых полос и т. п.
Сточные воды применяются и в прудовых хозяйствах. Широко практикуется выращивание рыбы и водных растений в прудах, удобряемых стоками. В Калькутте (Индия) расположена самая большая в мире (4400 га) система, в которую поступают неочищенные бытовые стоки и ливневые воды. В прудах разводят карпа и тиляпию, достигающих товарной массы в течение 5–6 мес. Продуктивность таких прудов – более 1000 кг/га. В Мюнхене (Германия) почти 75 % отстоянных стоков очищается в рыбоводных прудах. Сточные воды аэрируются и разбавляются в 4 раза и более речной водой. В Южно-Африканской Республике стоки поступают не только на орошение и в аквакультуру, но и на промышленные нужды.
В целях обеспечения безопасного использования хозяйственно-бытовых сточных вод для орошения экспертами Всемирной организации здравоохранения в 1989 году разработаны показатели качества сточных вод для орошения. Они требуют снижения числа яиц гельминтов в сточных водах до 1 и менее на 1 л. Это означает, что около 99,9 % их должно быть удалено во время предварительной подготовки стоков. Во многих странах за стандарт качества приняты нормативы, установленные в Калифорнии (США) Госдепартаментом здравоохранения.
Существуют и российские требования к использованию сточных вод для орошения и удобрения. Они установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.573–96 «Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 31 октября 1996 года № 46). В соответствии с ними, для этих целей могут быть использованы хозяйственно-бытовые, производственные и смешанные сточные воды городов, поселков, фермерских хозяйств, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Качество сточных вод и их осадков, используемых для орошения, регламентируется по химическим, бактериологическим и паразитологическим показателям. Сточные воды, содержащие микроэлементы, в т. ч. тяжелые металлы, в количествах, не превышающих ПДК для хозяйственно-питьевого водопользования, могут использоваться для орошения без ограничений. Наиболее оптимальными в гигиеническом отношении способами полива сточными водами являются подпочвенное и внутрипочвенное орошение. Перед подачей хозяйственно-бытовых стоков на орошение необходима их очистка. Как правило, сточные воды проходят предварительную подготовку на сооружениях механической и биохимической очистки с последующей дополнительной очисткой в биологических прудах или на песчаных фильтрах. Качество очистки вод в биопрудах, в соответствии с нормами Европейского Союза, должно составлять по БПК5 25 мг/л, по ХПК 125 мг/л (другие параметры не нормируются).
Вместе с тем, такая очистка коммунальных стоков не обеспечивают полную безопасность их применения в сельскохозяйственных целях. Российский СанПиН разрешает использование сточных вод для выращивания технических, зерновых, кормовых культур и древесно-кустарниковых насаждений. Культивирование на открытых земледельческих полях орошения овощных, в том числе картофеля, ягодных, фруктовых, бахчевых, салатных культур запрещается.
Чтобы донести воду до корней растений с минимальными потерями, идеально подходит внутрипочвенное капельное орошение. Для него необходимо иметь постоянную распределительную сеть, позволяющую осуществлять непрерывный дозированный полив ограниченной части почвенной поверхности, без поверхностного стока и фильтрации воды в глубинные слои почвы. Капельное орошение позволяет поддерживать влажность корнеобитаемого слоя во время всего вегетационного периода на оптимальном уровне.
Правильно спроектированная система капельного полива позволяет добиться максимально равномерного распределения сточной воды, богатой соединениями азота и фосфора, по всему участку, обеспечивая стандарт в развитии растений и сроках их созревания, что облегчает сбор урожая и снижает его потери. При капельном орошении не происходит намокания вегетативной массы и плодов растений, что имеет существенное значение (особенно у овощных культур) для предотвращения заболеваний и получения урожая высокого качества. Капельный внутрипочвенный полив отчасти снимает проблему бактериологического и паразитологического загрязнения сельхозпродукции, поскольку отсутствует непосредственный контакт сточных вод и надземных частей растений, употребляемых в пищу. Кроме того, как показали отечественные исследования, сама почва в значительной мере служит обеззараживающим фактором в системе автономной очистки бытовых сточных вод, так как микроорганизмы, находящиеся в почве, обезвреживают болезнетворные микробы в сточной воде. Этот способ является практически идеальным вариантом полива.
В настоящее время очистные сооружения ряда предприятий водно-коммунального хозяйства в стране (в том числе в вододефицитных регионах) не обеспечивают соответствия требованиям, предъявляемым к качеству очищенных сточных вод. При этом пунктом 5 статьи 3 Водного Кодекса Российской Федерации установлены приоритеты при использовании водных объектов — питьевое и хозяйственно — бытовое водоснабжение.
В такой ситуации формируются группы рисков как для предприятий водно-коммунального хозяйства в целом, так и для развития территорий, среди которых существуют экологические, сельскохозяйственные, экономические и технические риски, при этом их развитие определяется, в основном, рядом факторов, в том числе факторами качества воды, природными, водохозяйственными и технико-экономическими факторами.
Экологические риски связаны с ухудшением качества окружающей среды в условиях сброса неочищенных сточных вод. Развитие такой ситуации может привести к загрязнению источников питьевого водоснабжения, в том числе подземных водозаборов и, следовательно, необходимости использования дополнительных технических решений при водоподготовке, а также к загрязнению морской воды в прибрежных регионах и формированию условий для развития сине-зеленых водорослей, видоизменению флоры и отчасти фауны прибрежной зоны.
Сельскохозяйственные риски связаны с тем, что развитие таких процессов, как засоление, осолонцевание, ухудшение водно-физических свойств почв фактически делает невозможным создание на орошаемых землях оптимальных водно-солевых, водно-воздушных и питательных режимов.
Экономические риски связаны с регулярными штрафными санкциями к предприятиям водно-коммунального хозяйства по причине несоответствия качества очистки сточных вод, а также со снижением общего уровня качества жизни, в том числе и туристической привлекательности регионов, как следствия ухудшения экологической обстановки.
Технические риски связаны с необходимостью учета переменной мощности инфраструктуры очистных сооружений в различные сезоны года, в том числе в жаркий период и иное время года. Кроме этого, необходимо формирование систем отведения поверхностного стока, очень зависимых от рельефа местности.
Кроме того, необходимо учесть, что сброс стоков после очистки на рельеф местности (фактически – аналог полива сельскохозяйственных культур), противоречит требованиям природоохранного законодательства (Земельный кодекс Российской Федерации, СП 2.1.5.1059–01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»), так как может привести к заболачиванию и порче земель, на которые производится их сброс, а также к возможному загрязнению подземных вод.
Также следует решить вопрос использования осадка сточных вод. Существующая система использования осадка в качестве удобрения или мелиоранта не позволяет реализовать имеющиеся возможности. Существующая практика требует прохождения каждым предприятием для использования обезвоженного осадка сточных вод регистрации своего продукта в едином реестре пестицидов и агрохимикатов. Проблема заключается в отсутствии возможности по текущим требованиям унифицировать осадок сточных вод, как некий единый продукт. Решением может быть разработка технического регламента по осадку сточных вод, который будет иметь межотраслевой характер. Отечественной и зарубежной наукой и практикой доказана целесообразность эффективного и экологически безопасного использования осадков сточных вод (далее — ОСВ) в агроценозах (искусственных биогеоценозах, появившихся в результате сельскохозяйственной деятельности человека) ряда сельскохозяйственных культур в качестве ценных удобрений. Согласно ГОСТ Р 17.4.3.07–2001 «Охрана природы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений» допускается использовать в качестве удобрений осадки, образующиеся в процессе очистки хозяйственно-бытовых, городских (смеси хозяйственно-бытовых и производственных), а также близких к ним по составу производственных сточных вод и продукцию (удобрения) на основе осадков. Проведенные в 1999–2003 годах в OПX Волжского НИИ гидротехники и мелиорации исследования по использованию ОСВ очистных сооружений г. Энгельса в качестве органического удобрения на темно-каштановых, среднесуглинистых орошаемых почвах показали высокий агроэкономический эффект и регламентированное их внесение не представляет экологической опасности. Одной из проблем применения ОСВ в сельскохозяйственном производстве являются сроки регистрации агрохимиката в соответствии с положениями Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», которые осуществляются в соответствии с Временным порядком государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, утвержденным распоряжением Минсельхоза России от 12 апреля 2013 года № 26-р и могут занимать до 2 и более лет. Все это несет серьезные финансовые и административные риски для организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
Для четкого разграничения правового регулирования обращения с осадком, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при активном участии отраслевого сообщества подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект направлен на регулирование вопросов, связанных с обращением с осадком сточных вод и водоподготовки. 19 апреля 2017 года в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию было проведено совещание «О практических аспектах утилизации прошедших обработку осадков сточных вод», на котором было отмечено, что регулирование данного вопроса письмами Росприроднадзора не является надлежащим регулированием и приводит к неоднозначному правоприменению, что недопустимо. Законопроект дает четкие определения понятий «осадок сточных вод и водоподготовки», «обращение с осадком», а также устанавливает, что требования законодательства в области обращении с отходами производства и потребления подлежат применению в отношении осадка сточных вод и водоподготовки только по завершению обращения с ним. До этого времени осадок не является отходом, а используется с целью извлечения его полезных свойств, производства продукции или подвергается обработке. Такой подход полностью соответствует международной практике.
В целях снижения рисков и стимулирования инвестиционных проектов частно-государственного партнерства в сфере ВКХ необходима реализация комплекса мер в части совершенствования нормативно-правового регулирования дифференцированных требований к очистке сточных вод в зависимости от целей их дальнейшего использования и в том числе правового регулирования обращения с осадком.

 С учётом изложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

1.1. Скорейшего внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
1.2. Формирования единой программы реконструкции очистных сооружений, учитывающей потенциал использования очищенных сточных вод для полива сельскохозяйственных культур и разработанной с использованием международного опыта и рекомендаций Международной комиссии по ирригации и дренажу (МКИД);
1.3. Разработки национального стандарта/технического регламента в части переработки осадков сточных вод, в котором обозначить области применения продукции из осадков с целью продвижения льготного налогообложения или других механизмов стимулирования для организаций, осуществляющих производство сырья и продукции из осадков, а также определить единые требования к техническим и качественным характеристикам осадка для различных способов применения осадка (допустимое содержание веществ и показателей, норма и периодичность применения, периодичность лабораторного контроля, порядок подтверждения соответствия и т. п.));
1.4. Внесения изменений в Федеральный закон от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части добавления осадков очистных сооружений населенных пунктов к числу исключений, наряду с торфом, к которым не применяется понятие «агрохимикаты».

2. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в период осенней сессии 2018 года провести совещание «Актуальные вопросы сохранения уникальных водных экологических систем и обеспечения водными ресурсами субъектов Российской Федерации».

 3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть возможность:
 3.1. Внесения изменений в законодательство в части определения понятий «вред водному объекту», «истощение качества воды водного объекта», «деградация экосистемы водного объекта», «сброс на ландшафт» и «сброс на рельеф», а также разработки соответствующих нормативных документов, согласно которым природопользователь мог бы осуществить нормирование и расчет платы по загрязняющим веществам, сбрасываемым на рельеф местности;
 3.2. Разработки нормативно-методического руководства по осуществлению контрольно-надзорных функций при оценке негативного воздействия водопользователей с учётом ГОСТ Р 57075–2016, ГОСТ 17.1.3.07–82, а также других комплексных показателей, критериев мониторинга и норм общего действия.

 4. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, рассмотреть возможность разработки предложений по учёту потенциала использования очищенных сточных вод для полива сельскохозяйственных культур с учётом отечественного и мирового опыта, а также внесения соответствующих изменений в ряд нормативных технических актов, в том числе:
«ГОСТ 17.1.2.03–90 (СТ СЭВ 6457–88). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Гидросфера. Критерии и показатели качества воды для орошения» (введен в действие Постановлением Госкомприроды СССР от 10.12.1990 № 47);
«СП 2.1.5.1059–01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.07.2001);
«СанПиН 2.1.7.573–96. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест. Бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения. Санитарные правила и нормы» (утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 31.10.1996 № 46), в том числе в части требований к очистке сточных вод от антибиотиков и других лекарственных препаратов, используемых при кормлении и лечении домашних птиц и животных по новым, уже применяемым в производстве, технологиям.

 5. Российской академии наук совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть возможность:
5.1. Проведения научных исследований по использованию сточных вод для орошения сельскохозяйственных культур и осадков сточных вод на удобрение земель, а также исследований по оценке потенциальных объемов очищенных сточных вод и их качественных показателей, пригодных для орошения сельскохозяйственных культур, с выработкой предложений по переработке и актуализации необходимой для такого использования сточных вод нормативно-правовой базы.
5.2. Определения возможного перечня сельскохозяйственных культур и перспективных зон для орошения земель сельскохозяйственного назначения сточными водами в различных субъектах Российской Федерации, включая вододефицитные регионы.