«Круглые столы»

«О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в соответствии с пунктом 4.74 плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2018 года провел 22 мая 2018 года «круглый стол» на тему «О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Счетной палаты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и других федеральных органов исполнительной власти, а также общественных организаций и предпринимательского сообщества.

Обсудив проблемы правого регулирования производства и оборота табачной продукции, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Доходы от акцизов на табачную продукцию являются весьма значительными для федерального бюджета. Сумма поступлений акцизов на табачную продукцию в федеральный бюджет в 2015 году составила 379 млрд. рублей, в 2016 году – 467 млрд. рублей (на 23% больше по сравнению с 2015 годом), в 2017 году – 573,5 млрд. рублей (на 23% больше по сравнению с 2016 годом).

При этом ставка акцизов на сигареты и папиросы с 2015 года увеличивалась на 26% ежегодно. Учитывая, что производство табачной продукции по данным Минэкономразвития России не растет, ежегодное увеличение поступлений акцизов на табачную продукцию в федеральный бюджет в период с 2015 – 2017 годов является результатом увеличения ставок акцизов на табачную продукцию.

Согласно данным Федеральной налоговой службы доходы от акцизов на табачную продукцию, производимую в Российской Федерации, в общей сумме фактических поступлений от акцизов по подакцизным товарам, производимым в Российской Федерации, в период 2015 – 2016 годов составили более 70%, в 2017 году – 63%.

По оценке Министерства финансов Российской Федерации собираемость акцизов на табачную продукцию за указанные периоды достигла более 99%.

Вместе с тем, данная статистика собираемости нуждается в критической оценке. На рынке табачной продукции сохраняется ряд проблем. Существующие нелегальное производство сигарет и их контрабанда из сопредельных государств (особенно из государств Евразийского экономического союза) приводят к сокращению доходов федерального бюджета, представляют угрозу для здоровья населения. В связи с этим необходимо усиление государственного контроля за рынком табачной продукции.

В настоящее время функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию производства и оборота табачной продукции возложены на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России). Между тем, функции по контролю за производством и оборотом такой продукции к ведению Минсельхоза России не отнесены, не определен орган исполнительной власти, осуществляющий соответствующий контроль. Следует отметить, что в промышленных масштабах табак в России почти не выращивается (производство табака в России составляет менее 1% от объема потребляемого табака).

В связи с этим представляется целесообразным централизация полномочий по регулированию производства и оборота табачной продукции, а также по осуществлению контроля в данной сфере, в рамках одного федерального органа исполнительной власти.

Серьезную обеспокоенность вызывает проблема гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию в государствах-членах Евразийского экономического союза, ставки акцизов в которых в настоящее время заметно различаются. Затягивание решения этого вопроса негативно влияет на рынок табачной продукции, влечет увеличение количества нелегальной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, а также создает неконкурентные условия для российских производителей и приводит к снижению доходов федерального бюджета.

В рамках исполнения статьи 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон № 15-ФЗ), предусматривающей введение обязательной прослеживаемости табачной продукции на территории Российской Федерации, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 года № 1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции» (далее – постановление). Постановлением предусмотрены правовые основы проведения эксперимента по маркировке табачной продукции с 15 января 2018 года по 31 декабря 2018 года и функционирования системы прослеживаемости оборота табачной продукции в Российской Федерации.

Создание такой системы позволит усилить контроль за оборотом табачной продукции и сократить нелегальные рынок табака. Следует отметить, что внедрение системы прослеживания на рынке алкогольной продукции (Единая автоматизированная государственная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – ЕГАИС) имело значительный положительный эффект. В настоящее время, по данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, к ЕГАИС подключено свыше 220 000 мест розничной продажи алкоголя, 590 тысяч кассовых аппаратов. В 2016–2017 годах отмечается рост поступлений доходов от акцизов на алкогольную продукцию. В 2015 году поступление акцизов на всю алкогольную продукцию составило 271,2 млрд. рублей, в 2016 году — 327,6 млрд. рублей. В 2017 году произошел дальнейший рост поступлений акцизных платежей, по сравнению с 2015 годом увеличение составило 91,8 млрд. рублей.

Позитивных результатов в сфере регулирования рынка алкогольной продукции удалось добиться, в том числе и за счет большего вовлечения органов государственной власти субъектов российской в осуществление контроля за оборотом алкоголя, а также создания дополнительных стимулов для региональных властей в борьбе с контрафактом путем зачисления доходов от акцизов на крепкую алкогольную продукцию исходя из объемов потребления такой продукции. Аналогичным образом передача части доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации позволит создать заинтересованность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в повышении качества администрирования указанных акцизов, а также увеличить налоговые доходы федерального и региональных бюджетов.

На основании изложенного, участники круглого стола отмечают необходимость продолжить работу по разработке мер по совершенствованию правового регулирования производства и оборота табачной продукции, включая внедрение системы отслеживания табачной продукции, учитывающей особенности её производства и оборота и являющейся частью системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

 

1. Правительству Российской Федерации:

а) принять меры, направленные на совершенствование государственного регулирования производства и оборота табачной продукции, включая:

— определение одного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции регулирования и контроля за производством и оборотом табачной продукции;

— разработку плана мероприятий «дорожной карты», предусматривающего комплекс мер по совершенствованию правового регулирования рынка табачной продукции);

— введение системы отслеживания оборота табачной продукции;

— введение лицензирования производства и оборота табачной продукции;

б) рассмотреть вопрос:

— о передаче части доходов от акцизов на табачную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации;

— об усилении административной ответственности за правонарушения в сфере оборота табачной продукции, приравняв размеры санкций за указанные нарушения к размерам санкций за нарушения в сфере оборота алкогольной продукции.

 

2. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам направить рекомендации «круглого стола» в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации.