Издания Совета Федерации

Значение Северного морского пути для развития Арктической зоны России
The importance of the Northern Sea Route for the development of the Russian Arctic area

Дата публикации: 14 ноября 2016

Интернет-конференция «Вопросы развития инфраструктуры Северного морского пути как элемента единой Арктической транспортной системы Российской Федерации» проходила с 12 по 31 октября 2016 года.

Северный морской путь – главная судоходная магистраль России в Арктике. Помимо водного пространства, непосредственно относящегося к акватории, к нему примыкает огромная территория нашей страны с крупными реками, которые составляют единую систему водных путей. Это позволяет доставлять грузы из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион значительно более коротким путем по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий канал или мыс Доброй Надежды на юге Африки. Продолжительность навигации составляет 2–4 месяца, на отдельных участках дольше благодаря ледокольному флоту России, который является крупнейшим в мире.

В целях улучшения качества работы транспортных узлов арктического бассейна строятся новые и модернизируются имеющиеся арктические морские порты. Например, порт Сабетта (расположен на восточном берегу полуострова Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе), который после окончания строительства станет универсальным терминалом, открывающим доступ многим промышленным регионам России к Северному морскому пути. Порт будет связан с единой сетью железных дорог страны. Большая часть нового направления пройдет по территории Ямало-Ненецкого округа, и по нему грузы из промышленных регионов Урала и Сибири могут поставляться в строящийся арктический порт Сабетта.

Для обеспечения безопасного судоходства и осуществления хозяйственной деятельности в акватории Северного морского пути используются современные навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и поисково-спасательные системы. С 2012 года весь Северный морской путь оборудован сетью контрольно-корректирующих станций на базе системы ГЛОНАСС/GPS, разработанной российскими специалистами.

Развитие инфраструктуры Северного морского пути теснейшим образом взаимоувязано с созданием эффективной системы авиационного обслуживания арктических районов, которое предусматривает использование легких многоцелевых самолетов размерностью от 9 до 19 мест. В настоящее время к серийному выпуску готовится самолет ТВС-2МС, разработанный Сибирским научно-исследовательским институтом авиации имени С.А. Чаплыгина на базе АН-2. Данный самолет обладает цельнокомпозитным фюзеляжем, способен перевозить до трёх тонн грузов при дальности полёта до 3,5 тыс. км, может взлетать и садиться с короткой взлётно-посадочной полосы грунтовых аэродромов.