Заслушав информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации о роли финансового сектора в развитии экономики и повышении благосостояния граждан, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В 2025 году темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации замедлились, объемы выпуска продукции в ряде отраслей, в основном экспортно ориентированных, сократились по сравнению с показателями 2023–2024 годов, что обусловлено падением мирового спроса на их продукцию, снижением цен на нее, в том числе вследствие санкционного давления на российскую экономику.
Вместе с тем наблюдаются рост корпоративного кредитования, рекордно низкий уровень безработицы, снижение инфляции до 7,98 процента в сентябре 2025 года. В связи с этим уменьшение объемов выпуска продукции в отдельных отраслях, вызванное объективными факторами, не является признаком спада российской экономики в целом. Сложившаяся ситуация характеризуется плавным переходом к устойчивым и сбалансированным темпам развития экономики.
Повышению экономического потенциала страны способствуют реализация инвестиционных проектов, внедрение новых технологий и привлечение кадров в наиболее востребованные отрасли экономики.
Проводимая взвешенная денежно-кредитная политика направлена на обеспечение ценовой стабильности, что также является необходимым условием сохранения реальных доходов и сбережений граждан, формирования низких долгосрочных процентных ставок и повышения доступности кредитования.
Банковский сектор сохраняет устойчивость и обладает достаточными ресурсами для финансирования экономического развития страны. Рост портфеля корпоративных кредитов умеренный и соответствует прогнозу Центрального банка Российской Федерации: за 9 месяцев 2025 года он увеличился на 6,0 процента, или на 5,4 трлн рублей. Кредитование в розничном сегменте замедлилось: портфель необеспеченных кредитов сокращается, а задолженность населения по ипотечным кредитам умеренно растет – с августа 2025 года темпы прироста ипотечных кредитов стабилизировались на среднем уровне 0,9 процента.
Реализуемые Правительством Российской Федерации меры бюджетной политики оказывают существенное влияние на формирование совокупного спроса в экономике и проводимую денежно-кредитную политику. В связи с этим имеют большое значение предложенные Правительством Российской Федерации бюджетные решения, которые способствуют сохранению предпосылок для роста кредитования частного сектора в ближайшей перспективе.
Важными задачами остаются повышение роли рынка капитала в финансировании инвестиций, развитие в разных сегментах финансового рынка финансовых инструментов, поощряющих долгосрочные вложения граждан и институциональных инвесторов и расширяющих объем доступных ресурсов для финансирования реального сектора экономики. В целях увеличения инвестиционной привлекательности корпоративных ценных бумаг и активизации рынка первичного размещения акций компаний целесообразно принятие мер налогового стимулирования и иных мер государственной поддержки.
В условиях ускоренного развития финансовых технологий необходимо продолжить работу по противодействию правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, нелегальной деятельности на финансовом рынке, по защите прав граждан при получении финансовых услуг.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации о роли финансового сектора в развитии экономики и повышении благосостояния граждан.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№ 679805–8 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ (в части увеличения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства);
№ 801922–8 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „О национальной платежной системе“ и статью 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» (в части наделения Банка России правом определять состав, порядок и сроки раскрытия отдельными финансовыми организациями информации);
№ 887449–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций);
№ 959011–8 «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (в части изменения размера штрафов, применяемых к кредитным организациям за нарушение прав потребителей финансовых услуг);
№ 1034778–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на установление механизма комплексного урегулирования задолженности;
№ 1051142–8 «О внесении изменений в статьи 1 и 3 Федерального закона „О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (в части установления особенностей выпуска долговых цифровых финансовых активов).
3. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации:
1) проводить взвешенную денежно-кредитную политику в целях обеспечения ценовой и финансовой стабильности, формирования условий для сбалансированного и устойчивого экономического роста с учетом санкционного давления и продолжающейся структурной трансформации российской экономики;
2) проводить мониторинг устойчивости корпоративных заемщиков в условиях высоких процентных ставок для своевременного принятия соответствующих мер;
3) проводить мониторинг оказания финансовых услуг физическим и юридическим лицам в субъектах Российской Федерации в целях подготовки предложений по повышению доступности таких услуг;
4) продолжить реализацию мер, направленных на ограничение рисков избыточной долговой нагрузки на граждан;
5) продолжить работу:
по защите граждан от мошеннических действий, совершаемых с использованием информационных и коммуникационных технологий, выявлению и пресечению нелегальной деятельности на рынке финансовых услуг, включая противодействие лицам, обналичивающим похищенные у граждан безналичные денежные средства, и нелегальным кредиторам;
по повышению финансовой грамотности граждан, в том числе путем их информирования о функционировании интернет-ресурса «Финансовая культура» и мобильного приложения «ЦБ онлайн»;
по дальнейшему развитию сервисов с использованием инфраструктуры цифрового профиля, а также сервисов национальной системы платежных карт;
по поддержанию конкуренции на рынке платежных услуг;
6) продолжить развитие платформы цифрового рубля, в том числе за счет его использования в бюджетном процессе.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации при участии Центрального банка Российской Федерации:
1) продолжить работу:
по стимулированию долевого финансирования, в частности за счет скорейшего введения механизма субсидирования эмитентов акций и проработки вопроса о возможности предоставления налоговых льгот эмитентам акций и владельцам ценных бумаг отечественных эмитентов;
по стимулированию развития программы долгосрочных сбережений, в том числе посредством обеспечения равных конкурентных условий на рынке услуг негосударственных пенсионных фондов;
по совершенствованию регулирования платформенной экономики, в том числе с учетом роста предложения финансовых продуктов гражданам на цифровых платформах, влияния цифровых платформ на финансовую стабильность и конкурентные условия на финансовом рынке;
2) подготовить предложения:
по регулированию предоставления рассрочки платежа при приобретении недвижимости в целях предотвращения возможных финансовых потерь граждан;
по противодействию недобросовестным практикам, связанным со злоупотреблением правом со стороны страхователя или его представителя по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях получения необоснованной выгоды;
3) обеспечить установление требований о противодействии оператора связи мошенническим действиям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и мер ответственности за ненадлежащее их исполнение;
4) разработать комплекс мер по увеличению объема кредитования юридических лиц, осуществляющих деятельность на территориях воссоединенных субъектов Российской Федерации, в целях его доведения до среднероссийского уровня;
5) проработать вопрос о распространении механизма страхования военных рисков на грузы, перевозимые морским и речным транспортом в порты, расположенные на территориях воссоединенных субъектов Российской Федерации (из таких портов), а также на объекты портовой инфраструктуры;
6) обеспечить мониторинг проведения эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации на основе индикаторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2025 года № 327.
5. Предложить Центральному банку Российской Федерации в четвертом квартале 2026 года проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
6. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату в период осенней сессии 2026 года о реализации настоящего постановления.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
12 ноября 2025 года
№ 499-СФ