Документы

Постановление

Об основных вопросах развития топливно-энергетического комплекса на современном этапе. Особенности региональной энергетической политики

Заслушав информацию Министра энергетики Российской Федерации об основных вопросах развития топливно-энергетического комплекса на современном этапе и особенностях региональной энергетической политики, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

По итогам 2016 года доля топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) в валовом внутреннем продукте России оценивается в 22,6 процента. На ТЭК приходится больше половины экспорта Российской Федерации. В общей сумме доходов федерального бюджета доля нефтегазовых доходов составила порядка 38 процентов. В ТЭК работают 3,6 процента от общей численности занятого населения страны.

На мировых энергетических рынках российский ТЭК продолжает уверенно удерживать лидирующие позиции. Российская Федерация занимает первое место по экспорту газа, является вторым в мире экспортером нефти и занимает третье место по объемам экспорта угля.

Приоритеты и цели государственной политики, а также общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере ТЭК отражены в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р, Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года № 215-р, Программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 года № 1099-р, Генеральной схеме развития нефтяной отрасли до 2020 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2011 года № 212, и Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 6 июня 2011 года № 213.

За последние годы были приняты важные нормативные правовые акты, необходимые для дальнейшего развития ТЭК.

Особое внимание при совершенствовании законодательства Российской Федерации в указанной сфере уделено Федеральному закону «Об электроэнергетике». Только в 2016 году принято пять федеральных законов, вносящих в него изменения, которые в том числе касались вопросов совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики; установления норм, вводящих для объектов по производству электрической энергии на основе торфа в качестве основного топлива систему мер поддержки, сходную с имеющимися мерами поддержки использования возобновляемых источников энергии; внедрения механизма поэтапного снижения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Снизить уровень антропогенного воздействия на окружающую среду, повысить энергетическую эффективность и ресурсосбережение производств позволит переход отраслей ТЭК на принципы наилучших доступных технологий, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток», Федеральный закон от 7 февраля 2017 года № 4-ФЗ о ратификации которого был подписан Президентом Российской Федерации, планируется ввести в эксплуатацию газопроводную систему для осуществления поставок российского газа в Турецкую Республику, а также для транзитной транспортировки российского газа через Турецкую Республику в сопредельные с Турецкой Республикой государства.

Вместе с тем в ТЭК существует ряд вопросов, требующих комплексного решения. Наиболее важными из них остаются низкие темпы модернизации основного энергетического и энергопотребляющего оборудования, перекрестное субсидирование в электроэнергетике (межтерриториальное, между группами потребителей), дефицит отечественных современных технологий в нефтяной и угольной отраслях, отсутствие конкурентного рынка тепла, а также стимулов к развитию распределенной генерации.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра энергетики Российской Федерации об основных вопросах развития топливно-энергетического комплекса на современном этапе и особенностях региональной энергетической политики.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) завершить в установленные сроки разработку нормативных правовых актов:

предусмотренных планом мероприятий (»дорожной картой») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 1144-р;

предусматривающих внедрение новой системы налогообложения недропользователей в зависимости от экономической эффективности разработки месторождений в рамках пилотных проектов;

направленных на поэтапное снижение величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе;

2) утвердить генеральную схему развития нефтяной отрасли на период до 2035 года и генеральную схему развития газовой отрасли на период до 2035 года, включая Восточную газовую программу и Концепцию развития внутреннего рынка газа;

3) принять участие в разработке программы формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза;

4) проанализировать нормативно-правовую базу в сфере установки, ввода в эксплуатацию, поверки, замены приборов учета воды, газа, тепловой энергии и электрической энергии и принять меры по упрощению этих процедур для граждан (пользователей коммунальных услуг); рассмотреть вопрос о возложении указанных обязанностей на ресурсоснабжающие организации;

5) продолжить реализацию комплексного плана по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2010 года № 1713-р;

6) продолжить реализацию комплексного плана мероприятий по обеспечению государственной поддержки строительства объектов газотранспортной инфраструктуры, в том числе магистрального газопровода «Сила Сибири», создаваемых в целях реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту и предназначенных для добычи природного газа на месторождениях, расположенных на территориях Республики Саха (Якутия) и Иркутской области, его транспортировки и переработки, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 года № 1686-р;

7) обеспечить выполнение плана мероприятий по совершенствованию системы тарифного регулирования на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковичем 10 октября 2016 года, предусмотрев предсказуемость и прозрачность решений на долгосрочный период (3–5 лет);

8) ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов по совершенствованию механизма вывода неэффективных объектов электроэнергетики из эксплуатации;

9) обеспечить в установленные сроки внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

10) разработать комплекс мер по стимулированию и поддержке внедрения системы энергетического менеджмента на основе ГОСТ Р ИСО 50001–2012 (ISO 50001:2011), обеспечить на постоянной основе проведение мониторинга эффективности внедрения системы энергетического менеджмента в организациях с участием государства, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организациях ТЭК и организациях – крупнейших потребителях энергетических ресурсов; осуществлять популяризацию лучшей практики внедрения системы энергетического менеджмента, в том числе в рамках международного сотрудничества;

11) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения норм, касающихся обязательности внедрения системы энергетического менеджмента на основе ГОСТ Р ИСО 50001–2012 (ISO 50001:2011), в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

12) поручить Министерству энергетики Российской Федерации в целях обеспечения снижения потерь в электрических сетях и повышения надежности энергоснабжения разработать меры адресной поддержки региональных программ развития распределенной генерации для субъектов Российской Федерации с большим количеством населенных пунктов, расположенных на труднодоступных, горных и высокогорных территориях, а также в районах Крайнего Севера и Арктики;

13) завершить разработку нормативных правовых актов, необходимых для внедрения механизма снижения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в отдельных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

14) предусмотреть в рамках реализации поэтапного снижения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, меры по выравниванию тарифов на электроэнергию со среднероссийской ценой мощности для всех категорий потребителей;

15) поручить Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики рассмотреть вопрос о применении механизма надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка – производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) с учетом реализации Комплексной программы развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа на период до 2025 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16 мая 2012 года № 257;

16) проработать меры по стимулированию модернизации существующих генерирующих мощностей;

17) завершить в установленные сроки реализацию плана мероприятий (»дорожной карты») «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса» на период до 2018 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1217-р.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) предусмотреть возможность развития малой распределенной энергетики с использованием местных энергоресурсов и энергетики на возобновляемых источниках энергии при формировании перспективных региональных топливно-энергетических балансов;

2) разработать региональные программы по развитию малой распределенной энергетики и энергетики на возобновляемых источниках энергии;

3) сформировать и принять к исполнению в течение 2017 года планы мероприятий (»дорожные карты») по обеспечению снижения объема задолженности потребителей электрической и тепловой энергии за предоставленные услуги и недопущения ее нарастания.

4. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

5. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2019 года.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
26 апреля 2017 года
№ 124-СФ