Заслушав информацию Министра спорта Российской Федерации о развитии массового спорта в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, указано, что в развитии общества, его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт.
Стратегическими целями государственной политики в сфере массового спорта являются создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, обеспечение для них возможностей беспрепятственно заниматься физической культурой и спортом.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере массового спорта нашли отражение в нормативно-правовой базе, созданной в последнее десятилетие. Основополагающими документами являются Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р, государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 302, и федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30. Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года № 164-р утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, в которой особое значение для укрепления здоровья граждан среднего и старшего возраста придается занятиям физической культурой и спортом. Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 с 1 сентября 2014 года введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Созданы дополнительные правовые условия для развития детско-юношеского, школьного и студенческого спорта, а также для увеличения числа перспективных спортсменов и спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации.
В настоящее время нормативно-правовая база в названной сфере продолжает развиваться. Например, Министерством спорта Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен проект Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года.
В Российской Федерации действует более 290 тысяч объектов спорта. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась по сравнению с 2015 годом с 31,9 до 34,2 процента. Среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья она составила 12,1 процента.
За три года в стране создано 2486 центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) ГТО. За период их внедрения более 1,64 миллиона граждан приступили к выполнению нормативов испытаний (тестов) ГТО, из них 471 тысяча человек выполнили эти нормативы.
Ведется работа по внедрению нормативов испытаний (тестов) ГТО в целях их распространения среди всех групп населения во всех субъектах Российской Федерации. Введены меры поощрения и стимулирования населения к сдаче нормативов испытаний (тестов) ГТО.
Одним из приоритетных направлений совершенствования системы физического воспитания и увеличения численности систематически занимающихся физической культурой и спортом является привлечение населения к соревновательной деятельности.
На основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Министерством спорта Российской Федерации ежегодно проводится более 300 физкультурных мероприятий, в том числе среди детей и учащейся молодежи.
Среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2016 году проведено 16 всероссийских массовых физкультурных мероприятий, в которых приняли участие более
6 тысяч человек. Доля доступных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья спортивных сооружений за 5 лет увеличилась в 1,5 раза.
Не менее важным приоритетом в системе физического воспитания стала организация физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства. Эту работу осуществляют физкультурно-спортивные клубы. В стране действует более 32 тысяч таких клубов, где занимаются около 10 миллионов человек.
Несмотря на сформировавшиеся тенденции к устойчивому развитию массового спорта в Российской Федерации, имеется ряд проблем, связанных с организацией физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства, в том числе с финансовым и кадровым обеспечением, обустройством придомовых территорий зонами для занятий физической культурой и спортом.
Не в полной мере используются возможности спортивной инфраструктуры образовательных организаций организованными группами населения (коллективами спортивных школ, физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и другими).
Отсутствует заинтересованность работодателей и профсоюзных организаций в создании условий экономически активному населению для занятий физической культурой и массовым спортом по месту работы.
Недостаточно освещаются в средствах массовой информации физкультурные мероприятия и акции, направленные на пропаганду физической культуры и массового спорта.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра спорта Российской Федерации о развитии массового спорта в Российской Федерации.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов № 80421–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации“ (в части определения понятия „студенческая спортивная лига“) и № 188816–7 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации“.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов в части определения перечня дополнительного оборудования и спортивного инвентаря, необходимых для выполнения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нормативов испытаний (тестов) ГТО;
ускорить рассмотрение и принятие Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года, предусмотренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года № 2570-р;
рассмотреть возможность внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта, предусмотренные федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», в части увеличения до 130 млн. рублей предельной стоимости строительно-монтажных работ по малобюджетным физкультурно-спортивным объектам шаговой доступности в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, либо применения повышающего коэффициента для таких проектов.
4. Рекомендовать Министерству спорта Российской Федерации:
повысить эффективность работы со средствами массовой информации в части освещения всероссийских мероприятий и акций, направленных на пропаганду физической культуры и массового спорта;
обеспечить контроль за проведением мероприятий, включенных в перечень официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, подлежащих обязательному ежегодному включению в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также в планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 2390-р;
продолжить ведение информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;
усилить контроль за качеством строительства объектов массового спорта и соблюдением сроков ввода их в эксплуатацию.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
принять дополнительные меры, направленные на создание условий для развития физической культуры и массового спорта, в том числе путем создания инфраструктуры спорта и отдыха в рамках реализации мероприятий по благоустройству муниципальных образований;
рассмотреть возможность увеличения количества физкультурно-спортивных организаций по месту жительства граждан и пополнения их кадрового состава соответствующими специалистами;
руководствоваться Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденными Министром спорта Российской Федерации 12 мая 2014 года, при формировании системы оплаты труда работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
разрабатывать и реализовывать проекты и программы по повышению экономической эффективности физической культуры и массового спорта, предусмотрев мероприятия по изучению основных потребностей и предпочтений целевых аудиторий, привлечению внебюджетных источников финансирования и развитию механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, повышению загруженности объектов спорта, в том числе через обеспечение их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечить проведение комплексных физкультурных мероприятий, в том числе включенных в перечень официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, подлежащих обязательному ежегодному включению в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также в планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
обеспечить реализацию Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года в части создания условий для систематических занятий спортом гражданам старшего возраста;
принять меры по развитию сети школьных и студенческих физкультурно-спортивных клубов;
рассмотреть возможность создания учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;
осуществлять взаимодействие с соответствующими членскими организациями общероссийских объединений работодателей и объединений профсоюзов в части создания условий для занятий физической культурой и спортом по месту работы.
6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
7. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату в период весенней сессии 2018 года о реализации настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
14 июня 2017 года
№ 170-СФ