Документы

Постановление

О состоянии и перспективах принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц

Заслушав и обсудив информацию директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации о состоянии и перспективах принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В последние годы возросло количество исполнительных документов, поступающих на принудительное исполнение в Федеральную службу судебных приставов.

В 2017 году было возбуждено 60,2 млн. исполнительных производств, что больше на 6 млн. исполнительных производств, чем в 2016 году, и на 15 млн. исполнительных производств, чем в 2015 году. Всего на исполнении находилось 84,6 млн. исполнительных производств, что на 5,6 млн. исполнительных производств больше, чем в 2016 году. При этом более 57 процентов составляли исполнительные производства, возбужденные на основании актов несудебных органов и должностных лиц.

В 2017 году нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя составила почти 3600 исполнительных производств. Тем не менее было окончено или прекращено 57,9 млн. исполнительных производств, из которых 33,7 млн. исполнительных производств окончено фактическим исполнением.

Сумма, взысканная судебными приставами-исполнителями, составила более 663,6 млрд. рублей: в пользу граждан и юридических лиц взыскано 448,6 млрд. рублей, в консолидированный бюджет Российской Федерации перечислено более 215 млрд. рублей.

Особое внимание Федеральная служба судебных приставов уделяет исполнению социально значимых требований исполнительных документов. В результате остаток исполнительных производств о взыскании алиментов за год сократился с 874,8 тыс. до 844,9 тыс.

В то же время существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему повышению эффективности принудительного исполнения.

С развитием информационных технологий назрела необходимость упрощения процедур исполнения требований исполнительных документов.

Система уведомлений лиц, участвующих в исполнительном производстве, также нуждается в модернизации.

В связи с этим представляется целесообразным ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации разработанных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы проектов федеральных законов, направленных на совершенствование порядка извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, и предусматривающих возможность направления судебным приставом-исполнителем процессуально значимых документов лицам, являющимся сторонами исполнительного производства, а также оповещения указанных лиц с их согласия о времени и месте совершения исполнительных действий посредством личного кабинета в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Следует совершенствовать законодательство в части исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах.

По‑прежнему актуальной остается проблема повышения статуса должностных лиц Федеральной службы судебных приставов.

В настоящее время уровень социальной защищенности судебных приставов значительно уступает уровню социальной защищенности военнослужащих, сотрудников полиции и уголовно-исполнительной системы, что в свою очередь приводит к большой текучести кадров, а также создает предпосылки и условия для возникновения коррупционных рисков и совершения должностных преступлений.

Принимая во внимание изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие следующих проектов федеральных законов:

№ 221778–7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» (в целях исключения возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера в рамках исполнительного производства);

№ 221761–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности за несоблюдение уполномоченными органами и организациями требований о перечислении денежных средств, указанных в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, на специальный социальный банковский счет);

№ 223147–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ (в целях исключения возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера);

№ 156687–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части передачи судебными приставами-исполнителями обнаруженного ребенка, в отношении которого объявлен розыск в рамках исполнения требований исполнительных документов об отобрании и (или) о передаче ребенка, органам опеки и попечительства при невозможности немедленной передачи ребенка лицу, которому он по решению суда должен быть передан);

№ 306915–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (о сроках содержания в соответствующих специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, и о порядке продления данных сроков, а также об особенностях исполнения и прекращения исполнения указанного административного наказания);

№ 295951–7 «О внесении изменения в статью 81 Федерального закона „Об исполнительном производстве“ (об оптимизации порядка уведомления судебного пристава-исполнителя о реквизитах счетов, арестованных на основании постановления);

№ 371567–7 «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (о предоставлении возможности проведения административного расследования при выявлении правонарушений в области законодательства о защите прав и интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности);

№ 430595–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

(об установлении условий освобождения юридических лиц от административной ответственности и новой меры обеспечения производства по делу).

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

продолжить финансирование мероприятий по повышению качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в рамках государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации

от 15 апреля 2014 года № 312 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 370 с последующими изменениями), предусмотрев выделение дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение социальных гарантий работникам Федеральной службы судебных приставов;

проработать вопрос о местах содержания правонарушителей, задержанных должностными лицами Федеральной службы судебных приставов за совершение административных правонарушений;

рассмотреть возможность подготовки в порядке реализации права законодательной инициативы проекта федерального закона «О судебных приставах и порядке прохождения службы на должности судебного пристава», предусматривающего в том числе: право работников Федеральной службы судебных приставов и членов их семей на санаторно-курортное лечение; комплекс социальных гарантий по возмещению вреда, причиненного в связи с исполнением судебными приставами служебных обязанностей; страховые гарантии должностным лицам Федеральной службы судебных приставов, правомочным либо уполномоченным начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; право работников Федеральной службы судебных приставов на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения;

рассмотреть вопрос о возможности предоставления работникам Федеральной службы судебных приставов социальных гарантий в объеме, предусмотренном Федеральным законом

«О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной службой судебных приставов продолжить работу над:

проектом федерального закона, предусматривающего возможность оплаты взыскателем расходов по совершению исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения с последующим их возмещением с должника;

проектами федеральных законов, направленных на изменение порядка принудительного исполнения штрафов, назначенных в качестве наказания за совершение преступления;

проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности“ и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“ в части закрепления полномочий должностных лиц Федеральной службы судебных приставов по истребованию у физических лиц, организаций и органов необходимой информации при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности;

организацией межведомственного электронного взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной нотариальной палаты.

4. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной службой судебных приставов и Федеральной налоговой службой организовать межведомственное электронное взаимодействие Федеральной службы судебных приставов и органов записи актов гражданского состояния.

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

представить в Правительство Российской Федерации для включения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2018 год проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения идентификации физических и юридических лиц в исполнительных документах» и «О внесении изменений в статьи 28.2 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающих идентификацию сторон в исполнительном производстве;

предусмотреть в рамках работы над проектом федерального закона, устанавливающего унифицированные процедуры проведения торгов по реализации имущества, положения, направленные на совершенствование механизма принудительной реализации имущества должников.

6. Рекомендовать Федеральной службе судебных приставов:

проработать вопрос о создании в своих территориальных органах специальных помещений для содержания правонарушителей, задержанных должностными лицами Федеральной службы судебных приставов за совершение административных правонарушений;

продолжить совершенствование системы принудительного исполнения социально значимых требований исполнительных производств о взыскании алиментов, предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взыскании задолженности по заработной плате.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

предусматривать при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации необходимые бюджетные ассигнования в целях исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам;

рассмотреть возможность установления дополнительных социальных гарантий работникам территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и членам их семей.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

16 мая 2018 года

№ 154-СФ