Председатель

В. Матвиенко: Совет Федерации подготовит Отчёт о состоянии законодательства в сфере региональной политики

Председатель СФ выступила с докладом на заседании Президиума Научно-экспертного совета.


Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
выступила на заседании Президиума Научно-экспертного совета при Председателе СФ. Тема заседания — «Современные подходы к формированию условий для эффективного социально-экономического развития регионов России».

Валентина Матвиенко напомнила, что в прошлом году при участии Совета Федерации велась работа над Основами государственной политики регионального развития до 2025 года, которые недавно утверждёны Указом Президента. По ее словам, Правительство разрабатывает план реализации этого документа. «Совет Федерации примет участие в контроле за его выполнением».

Председатель Совета Федерации сообщила, что верхняя палата российского парламента готовит Отчёт о состоянии и основных направлениях совершенствования законодательства в сфере государственной региональной политики. «Он должен быть представлен в Совет Безопасности до 30 апреля». Валентина Матвиенко отметила, что документ по итогам заседания Президиума Научно-экспертного совета и с учетом замечаний его участников будет направлен в Государственную Думу и субъекты РФ. «Конечной нашей целью является подготовка системных предложений по совершенствованию законодательства в сфере государственной региональной политики».

Спикер СФ приоритетным направлением региональной политики назвала повышение качества жизни людей, отметив остроту и актуальность проблемы дифференциации уровня и качества жизни в разных регионах.

Касаясь возможностей выполнения регионами возложенных на них обязательств, Председатель Совета Федерации подчеркнула, что полномочия регионов практически определяются на федеральном уровне. «По оценке Правительства, в общем объёме расходных обязательств региональных и местных органов власти доля установленных на федеральном уровне или в соответствии с новой терминологией – зарегулированных полномочий – превышает 95 процентов. В сфере образования централизованно регулируется около 80 процентов всех расходов, в здравоохранении – 98–100 процентов. В результате субъекты Федерации сталкиваются с невозможностью выполнения некоторых социально значимых обязательств».

Валентина Матвиенко напомнила о предложении Совета Федерации сделать обеспечение единого стандарта благополучия – неснижаемого уровня качества жизни россиян – главной целью государственной региональной политики. По ее мнению, целевые значения стандарта благополучия должны базироваться на системе государственных социальных стандартов, которые уже закреплены в нормативных правовых актах. Например, стандарты продолжительности рабочего времени, отпуска, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда. «По мере появления у государства финансовых возможностей стандарт благополучия мог бы дополняться новыми улучшающими показателями».

При этом, добавила Председатель СФ, поставленные в социальной сфере задачи невозможно достичь без повышения производительности труда, развития цифровой экономики, сквозных технологий, ускоренного экономического роста регионов. «Ключевую роль здесь играет стратегическое планирование. Система документов стратегического планирования сегодня находится в стадии формирования. В частности, готовится Стратегический прогноз и Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2035 года».

В. Садовничий и Н. Федоров
С. Рябухин
А. Широков
С. Рыбаков
К. Косачев
Н. Федоров
А. Силуанов и И. Умаханов
О. Цепкин и А. Майоров
Заседание Президиума Научно-экспертного совета
Заседание Президиума Научно-экспертного совета
В. Озеров
В. Матвиенко выступила на заседании Президиума Научно-экспертного совета

В. Садовничий и Н. Федоров

1 из 12

С. Рябухин

2 из 12

А. Широков

3 из 12

С. Рыбаков

4 из 12

К. Косачев

5 из 12

Н. Федоров

6 из 12

А. Силуанов и И. Умаханов

7 из 12

О. Цепкин и А. Майоров

8 из 12

Заседание Президиума Научно-экспертного совета

9 из 12

Заседание Президиума Научно-экспертного совета

10 из 12

В. Озеров

11 из 12

В. Матвиенко выступила на заседании Президиума Научно-экспертного совета

12 из 12

По словам Валентины Матвиенко, один из ориентиров – вывод «из тени» обширных секторов, в которых сегодня заняты миллионы граждан. «Пока многие предприятия продолжают пользоваться «серыми» схемами при выплате заработной платы о каких‑то экономических прорывах говорить крайне трудно».

Она напомнила, что уже разрабатываются законопроекты, направленные на определение правового статуса самозанятых граждан. «Необходимо обеспечить надёжные гарантии со стороны государства. И тогда самозанятые граждане смогут на определенных условиях легализовать свою деятельность».

Среди важнейших инструментов стимулирования экономики Валентина Матвиенко назвала институты развития. Вместе с тем Председатель СФ выразила сожаление, что отдача от ряда крупных проектов практически незаметна в масштабах экономики страны.

«Неэффективным с точки зрения реальной отдачи и затраченных бюджетных средств оказался также ряд особых экономических зон. Принято решение о досрочном закрытии 10-ти из них и прекращении создания новых. И здесь явным пробелом в законодательстве является отсутствие понятия региональных особых экономических зон. При том, что в некоторых субъектах Федерации особые экономические зоны стали реальными точками роста экономики», — сказала Председатель СФ.

В качестве успешного примера деятельности государственных институтов Валентина Матвиенко отметила деятельность Фонда развития промышленности. «Минпромторгу удалось в короткое время выстроить фактически общенациональную систему экспертизы и отбора высокотехнологичных проектов. Важно, что контроль за деятельностью Фонда осуществляется коллегиальными органами, состоящими в основном из представителей бизнес-сообщества, банков, науки».

Спикер Совета Федерации считает необходимым расширять масштабы деятельности наиболее эффективных институтов, в том числе, за счёт перераспределения имеющихся у государства ресурсов. «Они должны стимулировать кооперационные и межрегиональные связи, способствовать связыванию экономического пространства страны».

Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что продолжает оставаться напряжённой ситуация с региональными финансами. «56 регионов закончили год с существенным дефицитом. Суммарно он превысил 200 миллиардов рублей».

Председатель СФ подчеркнула, что на местах нет чёткого понимания, на какие финансовые ресурсы можно рассчитывать.

По ее мнению, тяжёлым бременем на бюджеты регионов ложится уплата страховых взносов за неработающее население. «В прошлом году их объём превысил 600 миллиардов рублей. Необходимо уже в этом году найти решение этой проблемы. «Дорожная карта» профильными Комитетами СФ составлена. Есть понимание, что нужно делать в этой сфере».

Валентина Матвиенко сообщила, что государственный долг регионов уже вплотную приблизился к отметке 2,4 триллиона рублей. «Необходимо сконцентрировать совместные усилия на разработке нового механизма предоставления финансовой помощи регионам без увеличения их долговой нагрузки. Нужен ряд системных мер. Идет конструктивный диалог с Министерством финансов, которое уделяет большое внимание этим проблемам».

Ещё одним «узким» местом бюджетной политики являются постоянные действия по ограничению финансовой самостоятельности регионов, считает Председатель Совета Федерации. «Так было с поправками в Бюджетный кодекс, которые в авральном режиме были внесены в конце прошлого года. Теперь регионам, получающим дотации, необходимо заключать соглашения с Минфином. Совет Федерации настаивает на возврате прежних норм о безусловной дотации».

Через всю проблематику региональной политики проходит тема эффективного разграничения полномочий между уровнями власти, добавила Валентина Матвиенко. «На регионы по‑прежнему возлагаются новые расходные полномочия. Зачастую они передаются регионам без должного финансового обеспечения».

Она напомнила, что Правительство уже отчиталось о проведении инвентаризации полномочий. «Её результаты учитываются в методике распределения дотаций регионам. Но это всего лишь полдела. Чтобы понять, «бьётся» ли дебет с кредитом, надо провести инвентаризацию доходных источников».

Кроме того, Валентина Матвиенко выступила за завершение создания автоматизированной системы ведения реестра расходных полномочий. «Это должен быть общедоступный обновляемый государственный информационный ресурс в сети Интернет, с помощью которого можно получить чёткий ответ, кто за что отвечает, и сколько это стоит».

Министр финансов России Антон Силуанов затронул вопросы бюджетной, налоговой политики, поднял тему предоставления больших прав в принятии экономических управленческих решения субъектами Федерации. Министр призвал к более реалистичному планированию в регионах. Он отметил, что субъекты РФ заинтересованы в предсказуемости условий предоставления трансфертов, в первую очередь, субсидий. «Мы считаем, что все трансферты должны быть распределены законом о бюджете, и уровни софинансирования, соответственно, должны быть определены на три года».

Министр также рассказал о налоговых новациях. «Мы обсуждали сокращение прямых налогов и увеличение косвенных. Эта мера, если она будет реализована, положительно скажется на региональных бюджетах, потому что значительно сократит – на 300 млрд руб. – страховые взносы с бюджетников. Эти деньги могут быть направлены на увеличение зарплат, стимулирование социально-экономического развития».

Директор института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер отметил, что экономика сейчас демонстрирует тенденцию к росту. «Есть шанс, что после двухлетней рецессии мы выйдем на положительные результаты».

По его оценке, есть возможность выйти на темпы экономического роста, которые обозначены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию: на период 2017 −2020 годов чуть больше трех процентов, на период 2020–2025 годов — около пяти процентов. «В целом до 2035 года можно иметь темпы роста в среднем около 3,7 процентов. Для этого нужно выйти на уровень инвестиционных накоплений в 25–28 процентов».

«Есть расчеты, которые показывают, что если на первом этапе мы будем двигаться главным образом за счет внутренних инвестиций, то на втором этапе можно будет идти за счет серьезной диверсификации экспорта», — считает Виктор Ивантер.

Заместитель Министра экономического развития РФ Александр Цыбульский коснулся развития особых экономических зон (ОЭЗ). По информации замминистра, порядка 550 компаний являются резидентами 26 Особых экономических зон в России, около 100 из них – иностранные компании.

«В общей сложности создана 21 тысяча рабочих мест. Это без учета вновь создаваемых и планируемых.

Несмотря на льготный режим налогообложения, объем налоговых выплат за время существования ОЭЗ составил 27 млрд рублей, а с учетом всех платежей – 50 млрд. С каждым годом объем платежей растет, и в 2017-м году мы рассчитываем, что резиденты ОЭЗ перечислят в бюджет 10 млрд рублей», – отметил Александр Цыбульский.

Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк высказался за совершенствование программ регионального развития. По его мнению, необходимо сформировать план соответствующих мероприятий до 2025 года.

Научный руководитель Института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг высказался за формирование органа государственной власти, который бы курировал вопросы регионального развития на федеральном уровне. «Не обязательно воссоздавать Министерство регионального развития, это может быть Федеральное агентство с координирующими функциями, которое бы также занялось оценкой всех программ, реализуемых в регионах федеральными органами».

Заместитель Министра юстиции РФ Михаил Гальперин предложил провести инвентаризацию полномочий регионов и органов местного самоуправления. По словам замминистра, полномочия должны быть разграничены более предметно для их более эффективного применения. Это потребует дополнительных нормативных изменений.

Председатель Комиссии Совета законодателей РФ по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства, председатель Парламента Республики Северная Осетия – Алания Алексей Мачнев указал на необходимость более оперативного реагирования местных властей на социально-экономические изменения. «Регионам необходимо своевременно корректировать законодательство, следить за правоприменительной практикой, обмениваться опытом. Совет Федерации проводит очень важную работу в области региональной политики».

Председатель Комиссии Совета законодателей РФ по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству, председатель Думы Астраханской области Игорь Мартынов считает важной задачей органов государственной власти субъектов Федерации изыскивать внутренние ресурсы развития, увеличивать налоговый потенциал, обеспечивать приток инвестиций.

Член Комиссии Совета законодателей РФ по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников рассказал о социально-экономическом развитии Москвы. По его словам, столица демонстрирует позитивную динамику по целому ряду показателей, в частности инвестициям в основной капитал, росту предпринимательской активности и уровню средней заработной платы. В городе, подчеркнул он, реализуются социальные программы, предоставляются адресные льготы, создаются новые рабочие места, технопарки. «Налоговая политика обеспечивает стабильное увеличение поступлений в бюджет. В Москве полностью выполняются социальные обязательства, треть бюджета направляется на развитие инфраструктуры».

На вопросах необходимости типологизации регионов и повышения их доходного потенциала в своем выступлении остановился научный руководитель Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Сергей Валентей.

Первый заместитель Председателя СФ Николай Федоров Федоров
Николай Васильевич
представитель от исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики
Федоров Николай Васильевич
подвел итоги заседания. Он сообщил, что доработанное с учетом высказанных замечаний и предложений решение по итогам заседания будет направлено в Государственную Думу, в Правительство, в субъекты Федерации.

Первый вице-спикер СФ высказал ряд предложений в проект решения. В частности, он предложил зафиксировать в документе необходимость сдерживания развития агломераций, а также затронул тему ответственности и качества управления регионами.

Николай Федоров обратил внимание присутствующих на проект Основных положений Отчёта «О состоянии и основных направлениях совершенствования российского законодательства в сфере государственной региональной политики в Российской Федерации». «Наша задача – к концу апреля подготовить краткий и в то же время глубокий, ёмкий по содержанию документ», — подчеркнул Николай Федоров.

Сенатор сообщил, что 20 апреля состоится заседание Научно-экспертного Совета при Председателе СФ на тему «Роль и место Совета Федерации в решении современных задач внутренней и внешней политики Российского государства». «Мы придаем этому мероприятию особое значение», — подчеркнул Николай Федоров.

В заседании также приняли участие члены СФ, представители органов законодательной власти регионов, эксперты.