Комитеты

С. Рябухин: Межбюджетные отношения должны создавать стимулы для самостоятельного развития регионов

Глава Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам выступил на Гайдаровском форуме 2017 «Россия и мир».


Сергей Рябухин Рябухин
Сергей Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области
Рябухин Сергей Николаевич
стал модератором экспертной дискуссии, посвященной перспективам развития межбюджетных отношений и разграничения полномочий.

Сенатор затронул тему дополнительных стимулов для регионов к наращиванию собственного экономического и налогового потенциала. Он отметил, что российская экономика практически приспособилась к новым геополитическим и внешнеполитическим реалиям и постепенно переходит в стадию посткризисного восстановления. Пришло время переходить к стратегии развития. Очевидно, что не последнюю роль в этом процессе должна сыграть новая региональная политика, сказал Сергей Рябухин.

По мнению парламентария, одной из основных проблем межбюджетных отношений является ее оторванность от региональной политики. «Между тем, межбюджетные отношения должны не только обеспечивать доступность государственных и муниципальных услуг на всей территории страны, но и создавать стимулы для самостоятельного социально-экономического развития регионов, побуждать их наращивать собственный налоговый и экономический потенциал. Поэтому, мне кажется, что проблему распределения полномочий и межбюджетных отношений нужно обсуждать в более широком контексте стимулирования социально-экономического развития регионов».

Глава Комитета СФ напомнил, что предлагается ввести норму, согласно которой прирост поступлений в федеральный бюджет от одного процента налога на прибыль может оставаться в регионах. Однако гораздо более заметный эффект эта мера имела бы, если бы она была распространена на все 3 процента федеральной части налога на прибыль, считает парламентарий.

Сергей Рябухин отметил, что важнейшим итогом 2016 года является завершение первого этапа инвентаризации бюджетных полномочий. «Такую работу не проводили одиннадцать лет, и за это время количество полномочий совместного ведения выросло почти в два раза – с 55 до 105, а делегированных более чем в 10 раз – с 11 до 117. При этом в ряде случаев такая передача осуществлялась без источников финансирования».

По мнению сенатора, инвентаризация бюджетных полномочий будет завершена, когда на фактически сложившиеся расходы будет наложена инвентаризация доходных полномочий (и источников). «Сейчас много говорится о необходимости постепенной ликвидации федеральных льгот по региональным налогам и введении принципа двух ключей, когда регионы смогут сами решать, какую льготу оставить, а какую ликвидировать. Но на практике принимаются другие решения. Кроме того, до сих пор не утверждена на федеральном уровне методика определения эффективности налоговых льгот», — сказал он.

Принципиальной позицией Совета Федерации является то, что Единый государственный реестр полномочий должен быть публичным и размещен в сети Интернет, подчеркнул Сергей Рябухин. «Это сделает межбюджетные отношения более прозрачными, а регионам будет легче планировать свои бюджетные расходы».

Председатель Комитета СФ отметил, что при принятии бюджета на следующие три года проведено существенное перераспределение доходных источников между уровнями бюджетной системы. «В том числе благодаря усилиям Совета Федерации удалось существенно изменить законодательство в части регулирования консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Так, был продлен мораторий на образование новых КГН, объем возможного списания убытков сокращен со ста до пятидесяти процентов, введен запрет на введение в состав этих групп предприятий-банкротов. Эти новации, по нашим предположениям, сократят выпадающие доходы субъектов Федерации и укрепят их бюджеты», — сказал он.