Главные темы

А. Клишас: Постановления ЕСПЧ, вынесенные после 16 марта 2022 года, не должны подлежать исполнению в Российской Федерации

Сенатор прокомментировал внесенный законопроект.


Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас Клишас
Андрей Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
Клишас Андрей Александрович
прокомментировал внесенный законопроект, касающийся исполнения в России постановлений ЕСПЧ. Сенатор является одним из авторов документа вместе с сенатором РФ Владимиром Полетаевым Полетаев
Владимир Владимирович
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай
Полетаев Владимир Владимирович
и депутатами Государственной Думы. Речь идет об изменениях в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и в отдельные законодательные акты.

Смотрите также

По словам Андрея Клишаса, законопроект необходим для того, чтобы определить период, в течение которого постановления ЕСПЧ подлежат исполнению в Российской Федерации. Данное регулирование обусловлено обстоятельствами прекращения членства России в Совете Европы.

«Предусматривается, что не подлежат исполнению в Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека, вынесенные после 16 марта 2022 года, когда Комитет министров Совета Европы принял решение о прекращении членства России в этой организации», — сказал сенатор.

Андрей Клишас отметил, что за последние несколько лет в России была проделана колоссальная работа по формированию и совершенствованию как гарантий защиты прав наших граждан, так и механизмов их реализации.

«Сложилась необходимая практика, так как основная нагрузка в области защиты прав ложилась именно на национальные внутригосударственные институты. Деятельность же органов межгосударственной защиты, в том числе ЕСПЧ, всегда носила лишь субсидиарный, дополнительный характер. С учетом данного факта можно утверждать, что наши национальные стандарты защиты прав выше, чем международные», — отметил парламентарий.

При этом Андрей Клишас обратил внимание на то, что продолжают действовать и правовые позиции Конституционного Суда РФ относительно содержания основных прав и свобод граждан, сформулированные им с опорой на лучшие практики.

Помимо этого законопроектами уточняются положения, касающиеся возможности пересмотра на основании постановлений ЕСПЧ судебных актов, принятых судами Российской Федерации.

Так, в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, Гражданском процессуальном кодексе РФ, Арбитражном процессуальном кодексе РФ предлагается исключить положения о том, что постановления Европейского Суда по правам человека являются основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

При этом проектом предполагается создание дополнительного компенсаторного механизма в рамках осуществления судами Российской Федерации производства по уголовным делам.

Для этого предлагается расширить основания для отмены вступивших в законную силу судебных решений и возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, дополнив статью 413 УПК РФ таким основанием, как признание конституционными положений законодательства постановлением Конституционного Суда РФ в данном им истолковании, с которым расходится используемое в судебном решении толкование.

По словам сенатора, данные положения направлены на защиту прав, основных свобод и законных интересов граждан Российской Федерации.