Парламентарий является соавтором внесенного законопроекта об организации работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций.
Заместитель
Председателя Совета Федерации Николай
Журавлев,
Журавлев
Николай Андреевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Костромской области
председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов,
Артамонов
Анатолий Дмитриевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Калужской области
сенатор Мухарбий
Ульбашев,
Ульбашев
Мухарбий Магомедовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
депутаты Государственной Думы внесли проект федерального закона, направленный
на защиту добросовестных клиентов кредитных организаций.
Речь идет об изменениях в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций и использованию этой информации.
Николай Журавлев сообщил, что документ разработан в целях оптимизации подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также в целях защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций.
Сенатор отметил, что в Банке России накоплен большой опыт в выявлении и квалификации подозрительных операций на разных звеньях платежных цепочек. Оценки регулятора и банков по клиентам и их операциям совпадают более чем на 95 процентов.
«Сегодня с использованием современных технологий обработки больших массивов информации и с учетом наличия современных IT систем в банках Банк России считает необходимым оперативно информировать кредитные организации о комплаенс-рисках в операциях клиентов. На базе Банка России предлагается создать централизованный информационный сервис «Платформа «знай своего клиента» (Платформа ЗСК), через которую банки в онлайн-режиме смогут получать качественную информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам и использовать ее при реализации процедур «противолегализационного» контроля», — сказал Николай Журавлев.
Он пояснил, что клиенты будут подразделяться на категории (высокий риск, средний риск, низкий риск). «При этом для клиентов с низким и средним риском предполагается минимальный набор «антиотмывочных» инструментов, предусмотренных противолегализационным законодательством. Текущая оценка клиентов финансовых учреждений (без учета физических лиц) показывает, что доля клиентов низкого риска – в пределах 99 процентов от общего количества хозяйствующих субъектов (общее число субъектов предпринимательской деятельности около 7,7 миллионов), доля клиентов среднего риска — в пределах 0,3 процента, а доля клиентов высокого риска не превышает 0,7 процента».
Николай Журавлев указал, что изменения законодательства, предусмотренные законопроектом, направлены, прежде всего, на снижение нагрузки на добросовестных предпринимателей, в первую очередь — на малый и микро-бизнес. Это происходит за счет снижения превентивных ограничительных мер со стороны кредитных организаций, расходов бизнеса на взаимодействие с кредитными организациями, количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций. Предлагаемые законодательные изменения также имеют своей целью повышение эффективности работы противолегализационных систем кредитных организаций и снижение объемов подозрительных операций.
Законопроектом предлагается внести изменения в закон о Центральном банке РФ, закрепляющие его полномочия в рамках функционирования Платформы ЗСК. В частности, осуществление в отношении клиентов кредитных организаций — юридических лиц (за исключением кредитных организаций) и индивидуальных предпринимателей оценки уровня риска проведения ими подозрительных операций, отнесение их к группам риска вовлеченности в проведение подозрительных операций. Также предлагается установить, что критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам риска вовлеченности в проведение подозрительных операций определяются совместно Банком России и Росфинмониторингом и публикуются на официальном сайте Банка России в сети интернет.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В частности, устанавливается обязанность кредитных организаций при осуществлении внутреннего контроля оценивать клиентов по трем степеням риска совершения ими операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Устанавливается обязанность кредитных организаций в случае если ими своему клиенту присвоен более высокий уровень риска, чем Банком России, направить в Банк России результаты собственной оценки степени риска совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ для возможного пересмотра Банком России группы риска соответствующего клиента в сторону ее повышения до желтой или красной зоны риска.