Сенатор провел круглый стол, посвященный проблемам и перспективам развития этого института.
Член Комитета СФ по конституционному
законодательству и государственному строительству Артем Шейкин
Шейкин
Артем Геннадьевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области
провел круглый стол на тему «Институт коллективных
исков: проблемы и перспективы развития».
По словам сенатора, популярность групповых исков во всем мире обусловлена рядом факторов: они разгружают судебную систему, позволяя в одном процессе рассмотреть массу однотипных требований, являются социально-ориентированными, делают экономически целесообразным рассмотрение множества мелких требований на некрупные суммы.
«Начиная с октября 2019 г., у россиян также появилась возможность подавать общегражданские групповые иски – вступила в силу новая гл. 22.3 Гражданского процессуального кодекса, закрепляющая такую возможность», — напомнил Артем Шейкин.
Вместе с тем, признал парламентарий, пока этот институт в России не стал массовым. Сенатор привел официальную статистику Судебного департамента при Верховном Суде РФ, согласно которой в 2020 г. в РФ было рассмотрено 689 групповых исков в рамках гражданского судопроизводства и 44 — в рамках административного судопроизводства, что составило лишь 0,003 проц. от общего числа дел. В 2021 году доля рассмотренных судами дел о групповых исках от общего числа рассмотренных дел осталась на том же уровне. Аналогичным образом складывается ситуация и по итогам 1 полугодия 2022 г. Незначительно — на одну тысячную процента возросла доля коллективных исков от общего числа общегражданских и административных дел.
Как считает Артем Шейкин, потенциал
для развития групповых исков в России большой. Например, по данным опросов Союза
потребителей, наибольшие нарекания вызывают коммунальные, медицинские услуги,
услуги телефонной связи и интернет-провайдеров, банковские услуги, услуги
госучреждений, транспортные, услуги общественного питания, автосервис, строительство
и ремонт жилья, услуги страховых компаний и бытовые.
Групповые иски предназначены для рассмотрения требований большой группы истцов в рамках одного судебного спора, имеющих общие или схожие фактические обстоятельства
Сенатор пояснил, что групповые иски предназначены для рассмотрения требований большой группы истцов в рамках одного судебного спора, имеющих общие или схожие фактические обстоятельства. Это позволяет существенно сэкономить, поскольку судебные расходы в данном случае равномерно распределяются на всех членов группы.
«В настоящее время мы вынуждены констатировать наличие определенных сложностей и пробелов законодательства, регулирующего этот институт. Известно о довольно большом количестве барьеров, существенно затрудняющих использование гражданами и юридическими лицами групповых исков. И наша общая задача – сделать институт коллективных исков реальным и эффективным инструментом защиты прав и обеспечения равного и доступного правосудия», — подчеркнул Артем Шейкин.
Парламентарий отметил, что оптимизация процесса заключения соглашений о возмещении судебных расходов требует одновременной явки к нотариусу большой группы лиц. Целесообразным представляется отказ от нотариальной формы и заключение соглашения в простой письменной форме, юридически значимый характер данного документа можно обеспечить с помощью использования электронной подписи. Особо важным является создание общенационального информационного ресурса в сфере коллективных исков, по аналогии, например, с Единым федеральным реестром сведений о банкротстве. «Такой информационный ресурс может быть основан как на площадке уже действующих в России цифровых платформ, так и создан государством», — отметил Артем Шейкин.
Тема круглого стола, считает парламентарий, требует серьезной и последовательной законодательной и нормативной работы, активного участия в ней представителей научного и юридического сообщества, судейского корпуса, органов государственной власти.
В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства финансов РФ, Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, цифровых платформ, компаний, научного и экспертного сообществ.