Все новости

Форматы государственно-общественного партнерства в просветительской деятельности по инициативе Совета Федерации были представлены на федеральном форуме «Сообщество»

3 ноября 2022 года в рамках итогового форума Общественной палаты Российской Федерации «Сообщество» Совет при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества организовал дискуссию-заседание по теме «Государственно-общественный характер просветительской деятельности в Российской Федерации».


Открывая встречу, сенатор Российской Федерации Николай Владимиров Владимиров
Николай Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Чувашской Республики
Владимиров Николай Николаевич
подчеркнул, что внимание государства к практике просветительской работы создает условия для привлечения к просветительской деятельности более широкого круга людей, которые не обязательно могут быть педагогами, обладают соответствующими учеными степенями и званиями. В целях расширения практики реализации просветительских программ и проектов, особое место сегодня отводится системной разработке механизмов осуществления и развития просветительской деятельности, совершенствованию ее правового регулирования, организации научной поддержки и методического обеспечения, убежден сенатор.

Смотрите также

Особое внимание при этом им было уделено Правилам осуществления просветительской деятельности, которые 1 июля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации утвердил премьер-министр Михаил Мишустин. Согласно документу просветительской деятельностью могут заниматься органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные организации, физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели. В Правилах прописаны возможные формы просветительской деятельности: лекции, презентации, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии и иные формы, в том числе, в формате онлайн. В отдельном пункте указано, что организаторы просветительской деятельности, признанные иностранными агентами, должны маркировать свои сообщения и материалы соответствующей пометкой.

«Одно из ключевых направлений деятельности Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества сосредоточено на мониторинге практик поддержки государством гражданской активности на местах», – отметил модератор заседания, ответственный секретарь Совета Илья Русяев. Он также напомнил, что опорным пунктом в формировании отношения государства к развитию просветительской и воспитательной деятельности стало принятие изменений в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, когда, в частности, в 67-й статье Основного Закона было зафиксировано, что государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, а также обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Впервые на уровне Конституции были определены результаты, которые ждет государство от системы образования и воспитания.

По словам руководителя департамента проектов и программ в сфере воспитания в Администрации Президента Российской Федерации Ирины Плещевой, сегодня воспитание человека – вопрос не только системы образования. «Воспитание требует консолидации усилий всех институтов гражданского общества. Семья, школа, культура, спорт, молодежная политика, некоммерческий сектор и другие отрасли должны ставить вопросы воспитания на первое место», – подчеркнула спикер.

По ее мнению, привычная общественно-государственная форма разделения ответственности сегодня получила новое прочтение и реализацию: «14 июля 2022 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи». Детское движение проектируется совместно с детьми и учитывает запросы и предложения подрастающего поколения, в основе развития станет главенство ребенка».

В рамках состоявшегося заседания были представлены примеры просветительской деятельности в России и за рубежом. В частности, заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Арсений Майоров рассказал, как в государственно-общественной организации находят новые форматы для просвещения среди детей и молодежи. Заместитель руководителя правового департамента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Артемий Иванов познакомил с просветительскими программами в высших учебных заведениях, начальник отдела гуманитарных проектов частного учреждения «Русатом — международная сеть» Иван Суханов презентовал инструменты просветительской деятельности, которые в экономической политике заграницей использует государственная корпорация «Росатом».

Особое внимание уделялось презентации опыта некоммерческих организаций в реализации ими просветительских инициатив на региональном и федеральном уровнях по самой разной тематике: от работы со школьниками и молодежью до просветительства среди профессиональных и любительских сообществ. В частности, руководитель по работе с регионами Обрсоюза, эксперт Национального союза педагогов Наталья Шадрина проинформировала о выстраивании горизонтальных связей между педагогами из регионов, а проректор Московского педагогического государственного университета по связям с общественностью Татьяна Владимирова остановилась на важности научно-экспертного обоснования деятельности Российского движения детей и молодежи.

В мероприятии также приняли участие сенатор Российской Федерации Артем Шейкин Шейкин
Артем Геннадьевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области
Шейкин Артем Геннадьевич
и другие члены Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, эксперты в области просветительско-воспитательной работы, делегаты итогового форума «Сообщество». Заседание транслировалось в прямом эфире на платформах Общественной палаты Российской Федерации.