Все новости

А. Шевченко: Комплексный подход к поддержке исторических городов будет способствовать росту туризма и решению задач пространственного развития России

В Совете Федерации обсудили вопросы развития малых городов и исторических поселений.


Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко Шевченко
Андрей Анатольевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области
Шевченко Андрей Анатольевич
провел круглый стол на тему «Актуальные вопросы развития малых городов и исторических поселений в контексте решения задач пространственного развития Российской Федерации».

Смотрите также

По словам Андрея Шевченко, Совет Федерации уделяет особое внимание вопросам развития малых городов и исторических поселений. В настоящее время реализуется ряд мероприятий, направленных на поддержку развития муниципальных образований. Это, прежде всего, программы формирования комфортной городской среды, реализуемые Министерством строительства и ЖКХ РФ, в том числе Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды.

Сенатор сообщил, что Счётная палата РФ, эксперты и регионы отмечают отсутствие единой концепции развития малых и исторических городов. В то же время Стратегия пространственного развития России до 2025 года относит эти города к числу муниципальных образований, нуждающихся в приоритетной и дополнительной поддержке.

Глава Комитета СФ предложил при актуализации этого документа проработать вопрос об установлении отдельных целевых индикаторов развития малых городов и исторических поселений, предусмотреть механизмы их достижения. «Необходимо также обеспечить разработку концепции населенных пунктов, обладающих историческим наследием. Целесообразно определить один федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию деятельности по её реализации», — сказал он. «Некоторые субъекты РФ отмечают, что статус исторического поселения налагает на муниципалитеты существенные ограничения, но не предоставляет никаких преимуществ в рамках межбюджетных отношений или участия в национальных проектах».

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
Андрей Шевченко
Дмитрий Кузьмин
Елена Шумилова
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
Александр Гусаковский
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
Дина Оюн
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
Олег Цепкин
Елена Зленко
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера
Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

1 из 18

Андрей Шевченко

2 из 18

Дмитрий Кузьмин

3 из 18

Елена Шумилова

4 из 18

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

5 из 18

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

6 из 18

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

7 из 18

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

8 из 18

Александр Гусаковский

9 из 18

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

10 из 18

Дина Оюн

11 из 18

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

12 из 18

Олег Цепкин

13 из 18

Елена Зленко

14 из 18

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

15 из 18

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

16 из 18

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

17 из 18

Круглый стол Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

18 из 18

Андрей Шевченко подчеркнул, что нужны системные меры, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности в малых городах и исторических поселениях. Например, вариантом таких мер может быть создание в исторических городах территорий со льготным режимом ведения бизнеса.

По его словам, развитие собственного экономического потенциала таких образований, обладающих историческим наследием, безусловно, связано с повышением их туристической привлекательности. Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства» запланированы мероприятия, направленные на развитие туристической инфраструктуры, повышение доступности туристических продуктов, развитие локальных брендов и формирование туристических кодов центров городов. «Не стоит ограничиваться точечными мерами. Исторические города – опорный каркас внутреннего туризма, поэтому в рамках национального проекта следует предусмотреть комплексное мероприятие по повышению их туристической привлекательности», — полагает Андрей Шевченко. «Счётная палата РФ обратила внимание, что увеличение туристического потока не всегда влечет соответствующее повышение доходов местных бюджетов исторических городов. Например, в Суздале в 2013–2017 годах число туристов росло в среднем на 13 проц. в год, а доходы местного бюджета – всего на 0,6 проц».

Сенатор указал, что Министерство финансов РФ традиционно предлагает принимать меры по увеличению доходов местных бюджетов исторических поселений и малых городов в рамках межбюджетных отношений на региональном уровне. Субъектам РФ предлагается передавать муниципалитетам отдельные поступления, подлежащие зачислению в региональные бюджеты. «Требуется принятие мер по повышению бюджетной обеспеченности малых городов и исторических поселений на федеральном уровне», — считает сенатор.

Андрей Шевченко отметил, что в числе мер финансовой поддержки развития муниципальных образований, обладающих историческим наследием, эксперты называют, прежде всего, дополнительные межбюджетные трансферты. «Регионы предлагают рассмотреть такие варианты, как предоставление целевых трансфертов на сохранение ценных градообразующих объектов, на модернизацию инженерной инфраструктуры, включая подготовку проектной документации».

Он обратил внимание на то, что сейчас дорабатывается комплексная программа модернизации коммунальной инфраструктуры, и предложил проработать возможность выделения в ее составе отдельного мероприятия по реконструкции и строительству коммунальных объектов в малых и исторических городах. «До настоящего времени также не решен вопрос о разработке механизма компенсации собственникам объектов культурного наследия федерального значения части затрат на проведение работ по их реставрации. Действие соответствующей нормы закона приостановлено в течение длительного периода времени. Также регионы отмечают необходимость субсидирования капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся памятниками истории и культуры. Эти вопросы требуют скорейшего решения», — отметил парламентарий.

Глава Комитета СФ рассказал, что в качестве фактора, сдерживающего развитие исторических городов, регионы указывают отсутствие у большинства исторических поселений федерального значения утвержденных границ, предмета охраны, требований к градостроительным регламентам.

Федеральные меры поддержки, сказал сенатор, могут дополнить усилия регионов и муниципалитетов по улучшению инвестиционного климата, развитию инфраструктуры и стимулированию туристического потока. К числу лучших практик развития малых и исторических городов относятся продвижение локальных брендов, активизация событийного туризма, поддержка малого бизнеса, работающих в сфере гостеприимства. Ощутимый результат приносят меры по сопровождению инвестиционных проектов, например, внедрение региональных и муниципальных инвестиционных стандартов. Такие успешные практики нуждаются в тиражировании, подчеркнул Андрей Шевченко.

В ходе заседания были рассмотрены основные проблемы развития малых городов и предложения по их решению.

По итогам заседания будут выработаны рекомендации в адрес профильных министерств и ведомств, субъектов РФ.

В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Кузьмин, Кузьмин
Дмитрий Геннадьевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кемеровской области - Кузбасса
Кузьмин Дмитрий Геннадьевич
сенаторы РФ, аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова, заместитель Министра культуры РФ Надежда Преподобная, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Алексей Ересько, глава администрации города Суздаля Сергей Сахаров, председатель комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Елена Кукушкина, представители Министерства экономического развития РФ, Ассоциации развития исторических поселений «Русская провинция», научного и экспертного сообществ.