Все новости

Совершенствование законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения стало темой обсуждения в Совете Федерации

Николай Федоров провел заседание Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при СФ.


Первый заместитель Председателя Совета Федерации, председатель Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при СФ Николай Федоров Федоров
Николай Васильевич
представитель от исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики
Федоров Николай Васильевич
провел заседание на тему «О совершенствовании законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения»

В мероприятии приняли участие сенаторы, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов государственной власти, бизнес-сообщества, эксперты.

Николай Федоров сообщил, что 29 июня на следующем заседании Совета Федерации планируется рассмотреть семь федеральных законов, связанных с вопросами использования и охраны земель сельхозназначения. Эти законы касаются, в частности, вопросов изъятия неиспользуемых или используемых не по целевому назначению земельных участков, предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков и земель сельхозназначения в собственность или аренду гражданам и юридическим лицам без проведения торгов. Законами совершенствуется муниципальный земельный контроль, охрана земель и определение органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Сенатор отметил, что, по данным Минсельхоза России, в 2014 году площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляла 386,5 миллиона гектаров, в том числе 196,2 миллиона гектаров сельхозугодий. При этом около 20 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель не использовалось по целевому назначению.

«Нам необходимо сосредоточить усилия на создании и скорейшем внедрении результативных механизмов стимулирования рационального землепользования. Часто не просто нерационально, а хищнически используются уникальные российские чернозёмы. Нужно поставить заслон таким негативным явлениям, в том числе путем усиления ответственности пользователей за порчу земель и уничтожение их плодородия», — подчеркнул Николай Федоров.

Парламентарий отметил, что особого внимания требует охрана особо ценных сельскохозяйственных земель. «Все декларируют важность этого вопроса, но всё же появляются инициативы, ставящие особо ценные сельхозземли под угрозу».

Не менее актуальный вопрос – обеспечение эффективного управления земельными ресурсами. Отсутствие четко определенных границ земельных участков, использование неверных и неточных данных порождают многочисленные земельные споры, нарушения прав и законных интересов собственников.

А. Кондратенко и К. Казаноков
Н. Федоров
В. Абрамченко
Проходит заседание Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования на тему «О совершенствовании законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения»
Участники заседания
В зале заседания
Президиум заседания
И. Фомин и Т. Гигель

А. Кондратенко и К. Казаноков

1 из 8

Н. Федоров

2 из 8

В. Абрамченко

3 из 8

Проходит заседание Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования на тему «О совершенствовании законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения»

4 из 8

Участники заседания

5 из 8

В зале заседания

6 из 8

Президиум заседания

7 из 8

И. Фомин и Т. Гигель

8 из 8

Николай Федоров предложил для формирования действенной системы управления в сфере землепользования создать банк данных с актуальными и достоверными сведениями о количестве и качестве земель. «Такая информация остро необходима для подготовки управленческих решений, связанных с организацией землепользования и охраной земель. Вслед за этим можно было бы активнее заняться и земельной ипотекой, и рынком ценных бумаг в данной сфере».

Отдельно требует дополнительных усилий решение проблемы, возникшей в ходе земельной реформы 1992–1994 годов. 115 миллионов гектаров сельхозугодий были переданы гражданам, но не как определенные на местности участки, а как земельные доли.

По его словам, множество нареканий вызывает сложная и забюрократизированная процедура кадастрового учёта, что существенно тормозит процесс оформления земель. На сегодняшний день на кадастровый учёт поставлено, согласно экспертным оценкам, около 15–20 процентов всех земельных участков. Остальные участки не описаны, их точные границы не определены, объективная информация отсутствует. Немало претензий накопилось и к использованию фонда перераспределения земель.

«Проблемы землепользования волнуют наших коллег в субъектах Федерации. Мы получаем очень много обращений и от губернаторов, и от законодателей в регионах», — сказал первый заместитель Председателя СФ. Например, депутаты Владимирской области предлагают проводить ежегодные плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства. Дума Ставропольского края полагает целесообразным ввести преимущественное право субъекта Российской Федерации на покупку доли или долей в праве общей собственности на земельный участок. Законодатели Самарской области выступили с предложением определять законом субъекта Российской Федерации дополнительные условия предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

«Есть и еще ряд предложений. В каждом из них есть рациональное зерно. Нужно обсудить эти инициативы, оценить последствия их принятия и, может быть, отразить в виде соответствующих изменений действующего законодательства», — подчеркнул Николай Федоров.

Статс-секретарь — заместитель Министра сельского хозяйства Виктория Абрамченко рассказала о последних изменениях земельного законодательства и предложениях по его дальнейшему совершенствованию.

Она отметила, что земли сельхозназначения составляют более 20 процентов земель России. При этом любое развитие территории от расширения особо охраняемых зон до создания коттеджных поселков осуществляется преимущественно за счет этой категории земель. За последние 25 лет в РФ площадь пашни уменьшилась почти на 16 миллионов гектаров. Кроме того, появилось понятие «неиспользуемая пашня». В настоящее время в России не используется 21 миллион гектаров, ежегодно выбывает из сельхозоборота до миллиона гектаров земли. «Это тревожная практика. Такие земли необходимо отбирать у владельцев и продавать на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю».

Заместитель Министра экономического развития Павел Королев проинформировал о разработке его ведомством совместно с Минсельхозом законопроектов в области земельного права.

Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Игорь Васильев рассказал о состоянии дел с постановкой земель на кадастровый учет.

Участники заседания отметили, что остаются актуальными проблемы прав на земли сельскохозяйственного назначения и гарантий их реализации; определения надлежащих субъектов по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения; управления земельными ресурсами из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе землеустройства, кадастрового учета, государственной регистрации прав на земли сельскохозяйственного назначения, государственного земельного надзора; предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения и изъятия неиспользуемых или используемых с нарушением земельного законодательства земель; платности использования земли; охраны сельскохозяйственных угодий, в том числе защиты особо ценных в сельскохозяйственном производстве земель.

Возникают проблемы, связанные с неопределенностью ограничений прав на земли сельскохозяйственного назначения иностранных граждан и юридических лиц. Требует совершенствования действующая система земельного надзора.

В проекте решения содержится рекомендация Правительству рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в земельное законодательство, предусматривающих установление минимального срока аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в зависимости от видов деятельности на земельном участке.

Предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части установления максимального размера общей площади земельных участков в границах одного муниципального района, которые могут находиться в собственности одного гражданина или одного юридического лица. Предлагается также законодательно ограничить максимальный размер общей площади земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории одного муниципального района, предоставляемых в аренду иностранным лицам.

Органам государственной власти регионов рекомендовано утвердить перечни особо ценных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается.