Блоги сенаторов

Все записи блога Шейкин Артем Геннадьевич Шейкин
Артем Геннадьевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Цифровая образовательная среда: школы идут в ногу со временем

Современные школы по всей стране становятся масштабными экосистемами с развитой цифровой инфраструктурой. Важно идти в ногу со временем и обеспечить школьникам и учителям комфортный образовательный процесс с использованием новых практик и компьютерных технологий. Рассмотрим, что уже реализовано на сегодняшний день, какие отечественные компании поддерживают внедрение цифровой инфраструктуры в учебных заведениях, как происходит процесс импортозамещения IT-оборудования и к чему приведет процесс полномасштабной цифровизации образования.

Модернизация школ проводится в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда». К концу 2024 года почти 30 тысяч школ получат обновленную материально-техническую базу для создания цифровой инфраструктуры в сфере школьного образования. В регионах появятся 340 центров цифрового образования детей «IT-Куб» — в них детей будут обучать по программам, направленным на ускоренное освоение востребованных знаний и навыков в сфере информационных технологий. Под эгидой проекта начинающие разработчики от 7 до 18 лет и их опытные наставники из лидирующих компаний IT-рынка исследуют новые направления в разработке, программировании, алгоритмике и кибергигиене. «IT-Куб» открыт в Благовещенске, где дети творчески подходят к обучению, например, программируют тамагочи складывать и вычитать цифры.

Важно перейти на качественно новый уровень материально-технического оснащения: образовательные учреждения будут оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением. На уровне региональных органов исполнительной власти проводится централизованная закупка оборудования: это и 3D-принтеры, и системы виртуальной реальности, и микроскопы. Школы по всей стране обновляют компьютерную технику, например, в Амурской области учебные заведения получили более 600 единиц ноутбуков, принтеров и сканеров. Это — плоды деятельности национального проекта «Образование».

В конце 2021 года Минцифры утвердило стандарт оснащения школ оборудованием российского происхождения. Анализ объема закупок техники показал, что количество компьютеров отечественных производителей увеличилось более чем в три раза. Еще в 2020 году 78% поставок ноутбуков в российские школы приходилось на продукцию иностранных брендов. Сейчас ситуация коренным образом изменилась — 76% потребностей рынка обеспечивают отечественные производители: ICL, «Аквариус», Lime, «Крафтвэй». А в школах постепенно переходят с зарубежных платформ на российские. Для дистанционного обучения будет использоваться платформа «Сферум», совместный проект » и «Ростелекома».

За работу интернета в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» отвечает отечественная компания «Ростелеком». С февраля этого года она проводит беспроводной интернет и видеонаблюдение в школах российских регионов. После успешного тестирования внутришкольной цифровой инфраструктуры начнется монтаж сети для запуска Wi-Fi в школах по всей стране. Эта новая цифровая система позволит организовать доступ к электронным библиотекам, образовательным сайтам и сервисам для расширения и углубления знаний по разным предметам.

Помимо этого в нашей стране реализуются экспериментальные проекты в рамках школьного образования: создаются кибершколы, в которых детям прививают навыки XXI века: цифровые основы, английский язык, стратегическое мышление, эмоциональный интеллект. Выпускники кибершкол умеют программировать сайты, игры, мобильные приложения, владеют знаниями о блокчейне, криптовалюте и кибербезопасности. Детям очень нравится сочетать учебу со своими увлечениями: геймификация помогает погружаться в образовательный процесс. Современные школьники знают игровую индустрию как свои пять пальцев, поэтому в учебных заведениях игры используют как инструмент для получения новых знаний.