Блоги сенаторов

Все записи блога Косачев Константин Иосифович Косачев
Константин Иосифович
Заместитель Председателя Совета Федерации

Подводя итоги: самое важное для Комитета СФ по международным делам в завершившейся сессии

До начала нового политического сезона, который в Совете Федерации традиционно стартует в сентябре, считаю важным оглянуться на то, что удалось сделать Комитету по международным делам за первое полугодие, в период весенней сессии. Хочется оценить проделанную работу не в режиме самоотчета, а с желанием проанализировать и выделить самое важное и запомнившееся.

Мы не только смогли сделать многое, но и создали определенный задел на будущее, обеспечив себя «домашним заданием» на осень и зиму, которые обещают быть весьма насыщенными. Ведь мы продолжаем качественное преобразование собственной работы, что уже дает ощутимые результаты, которые были отмечены руководством Совета Федерации по итогам сессии, равно как и нашли отражение в возросшем медийном интересе к активности Комитета.

2016-й год начинали еще до старта сессии Совета Федерации, когда сразу после новогодних каникул представительная делегация палаты отправилась в канадский Ванкувер, где 16–24 января приняла участие в 24-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума. Наш вклад в работу сессии оказался весьма заметным: были приняты три ключевые резолюции, инициированные российской делегацией, включая такие важные, как «Политика и безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе» и «Борьба с терроризмом».

Центральной площадкой приложения наших усилий по‑прежнему оставался и остается Межпарламентский союз, где, на мой взгляд, нам удалось не просто закрепиться в качестве конструктивного и продуктивного участника, но и стать авторами знаковых инициатив. В марте делегация во главе с заместителем Председателя Совета Федерации И.М-С.Умахановым приняла участие в работе 134-й Ассамблеи Межпарламентского союза в Замбии. Был принят целый ряд важных решений, в частности, повышен статус Межпарламентской Ассамблеи СНГ с наблюдателя до ассоциированного члена МПС. Отныне МПА СНГ уравнивается в правах с такими организациями, как, например, Европарламент и ПАСЕ, получая возможность не только присутствовать на заседаниях Союза, но и выступать с собственными инициативами.

Председатель и члены Исполкома МПС публично поддержали предложение российской стороны о проведении 137-й Ассамблеи в Санкт-Петербурге осенью 2017 года. Одобрение получила идея изучить возможность придания русскому языку статуса рабочего языка Межпарламентского союза – ведь пока официальными языками в МПС являются только английский и французский.

Постоянный комитет Союза по вопросам мира и международной безопасности одобрил российское предложение выбрать для подготовки доклада и резолюции тему «Роль парламентариев в предотвращении внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств», одним из докладчиков по которому утвержден ваш покорный слуга.

Убежден, что не за личные заслуги, а в качестве признания значимости российского участия в этой старейшей международной парламентской организации был также избран членом Исполкома МПС от Евразийской геополитической группы этой организации и заместителем председателя Межпарламентского союза.

Именно это, в частности, сказал Председатель МПС Сабер Чоудхури, выступавший на 393-м заседании Совета Федерации: «Российский парламент стал играть особую роль в МПС и занимает важное место в нашей парламентской семье».

Еще одно, на мой взгляд, политически важное, если не сказать прорывное, направление – развитие сотрудничества с нашими французскими коллегами в новом ключе. В ответ на подготовленный осенью в Сенате Франции доклад «Франция-Россия: в поисках выхода из политического тупика» (кстати сказать, не первый в их практике) впервые договорились с коллегами встретиться и открыто обсудить их оценки и выводы, и в марте во Франции работала делегация группы Совета Федерации по сотрудничеству с Сенатом Французской Республики, где этот вопрос был одной из центральных тем наших дискуссий. Теперь по следам этой встречи готовим свой доклад, в чем нам активно помогают видные российские эксперты, дважды собиравшиеся по нашему приглашению на «круглые столы» обсудить тему «Россия-Франция: парламентский взгляд в будущее».

Окончательный вариант доклада рассчитываем презентовать французским партнерам в сентябре текущего года с тем, чтобы в последствии выйти на совместный документ (коммюнике), который мы могли бы представить не только руководству двух наших государств, но и другим европейским странам в качестве программного ориентира для развития отношений между Россией и Западом в новых условиях.

Вопреки непрекращающимся попыткам ряда стран свернуть любые формы диалога с нашей страной совершили целый ряд знаковых поездок к коллегам в государствах-членах НАТО и ЕС. География таких выездов охватывала в том числе и те страны, общение с которыми в последнее время не отличалось какой‑либо активностью. Так, побывали в Германии, Франции, Италии, Норвегии, Швеции, Люксембурге. Дискуссии как на официальном уровне, так и на открытых площадках, зачастую получались жесткими, насыщенными и откровенными. Серьезным достижением считаю то, что нас услышали, причем даже те, кто в принципе не хотел нас слышать.

При этом в однозначном приоритете оставались наши ближайшие партнеры в СНГ. Не могу даже назвать точное число этих встреч, так много их было за эти полгода как в многостороннем, так и двухстороннем формате. Вышли на высокий уровень координации наших усилий в международных парламентских структурах, в частности в группе «Евразия» в Межпарламентском союзе.

Еще одним ключевым направлением работы Комитета стало развитие и укрепление внешних связей субъектов Российской Федерации. В рамках разработки этой темы последовательно провели весьма продуктивные выездные заседания Комитета – в Северной Осетии, посвященное вопросам реализации федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», и на Алтае, в Белокурихе, обсудив роль приграничного и межрегионального сотрудничества субъектов России в развитии Евразийского экономического союза. Вопросы межрегиональной интеграции рассматривали на примере уникального формата взаимодействия регионов Большого Алтая «Наш общий дом – Алтай». Осенью нас ждет также еще одна поездка в соседний с Алтаем регион – Бурятию.

Конечно, можно было бы еще многое выделить из проделанного в течение прошедшей парламентской сессии, однако формат блога не позволяет перечислить все, что запомнилось и получилось. Но важнейшие вехи, конечно же, «унесем» с собой в новый политический сезон, от которого ожидаем как минимум такого же темпа и насыщенности в нашей работе, и, конечно же, ощутимых результатов, о которых мы поговорим уже в январе следующего года.