Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Культурный плюрализм от Атлантики до Тихого океана: заметки на полях фестивального марафона

21 апреля во Владивостоке завершился третий панъевропейский Фестивальный марафон (далее ФМ), традиционно проходивший под патронажем Совета Федерации и ЮНЕСКО под девизом: «За неразрывность культурного пространства от Атлантики до Тихого океана». За две недели его участники преодолели свыше 35 тысяч километров через города России и Евросоюза, а с помощью Интернет они вступили в диалог с представителями десятков государств от Исландии до Филиппин (www.fmarathon.com).


Множество конференций, круглых столов, бесед, сотни встреч, проведенных в ходе этого трансконтинентального проекта, позволяют сделать несколько важных выводов. Главный из них в том, что только силой оружия и финансовыми вливаниями невозможно обеспечить устойчивый мир, а без него нет и не может быть устойчивого развития, что именно диалог является инструментом цивилизационного преодоления накопившихся проблем.

 

В эпоху глобального распространения информационных технологий, скоростных средств передвижения, прозрачности границ, с одной стороны, и повышения опасности острых межэтнических и межрелигиозных конфликтов — с другой, спокойный, доброжелательный и вдумчивый диалог культур особенно важен и актуален.

 

Столкновение цивилизаций представляет в условиях 21-го века не меньшую опасность для человечества, чем ядерная война в веке минувшем. Но тогда, за счет паритета стратегических вооружений США и СССР, удалось избежать рукотворного Судного Дня. Теперь же химия, физика, биология, информатика продвинулись столь далеко, что нанесение масштабного смертоносного удара практически в любой точке Земли становиться доступно даже небольшой группе фанатиков-экстремистов, а пропаганда крайних взглядов, разжигание вражды через Интернет является одной из ключевых проблем современности.

 

Остановить эти опасные тенденции, защититься от актов террора, остановить кровавые региональные войны лишь армией и полицией невозможно. В то время как предотвращение губительного столкновения цивилизаций с помощью диалога, при уважительном отношении к традициям, внутриполитической и общественной жизни суверенных государств возможно и необходимо.

Термин «столкновение цивилизаций» в широкий оборот ввел С. Хантингтон (автор нашумевшей книги «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», 1996). Он рассматривал феномен многополярного мира и полагал, что соседство цивилизаций вызывает их конфликты. По Хантингтону, каждая цивилизация представляет себя саму главным центром мироздания, трактует историю человечества именно с этой точки зрения. Какой уж при этом плюрализм!

 

Положение попробовали исправить интеллектуалы, которые на рубеже тысячелетий основали неправительственную организацию — Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» (Родосский форум), преобразованный в 2016 г. в институт для выработки рекомендаций по предотвращению конфликтов между народами.

 

Между тем, диалог цивилизаций (реальный, а не показной) проходил задолго до сочинений доктора Хантингтона. Достаточно вспомнить многовековую историю нашей Родины. Так, в родном мне Прикамье, на территории Перми Великой еще до Ивана Грозного шло активное взаимодействие финно-угорских, тюркских и славянских народов. Существовало переплетение культур православных, мусульман, язычников. С 19-го века такое взаимодействие на Евразийском пространстве становится предметом изысканий отечественных мыслителей. Взаимоотношение различных культур тогда же начинают изучать и на Западе, рассматривая их собственный опыт колонизации Африки, Азии, Америки.

 

Замечу, что Западный опыт был во многом противоположен российскому. Он опирался не столько на вовлечение иных культур в жизнь метрополий, сколько на покорение аборигенов и миссионерство в стиле крестоносцев-завоевателей. Отсюда российское отношение к понятию «диалога культур» и межцивилизационного общения зримо иное, чем у целого рода проводников Западного подхода к проведению насильственной «цивилизации» иных народов. Правда, в отличие от крестоносцев, некоторые их потомки забыли о Христе, и борются с «инакомыслием» именем «демократии» и «прав человека».

 

В этой связи интересно было узнать от португальских коллег во время международной конференции в Лиссабонском университете (в рамках ФМ — 10.04.17) о том, что вопросы достижения религиозной терпимости в Португалии рассматривались с учетом именно российского опыта сосуществования на одном пространстве православия и ислама. Подобные темы, как выяснилось в этой и последующих дискуссиях в Никосии (14.04.17) и Хельсинки (18.04.17) заслуживают особого внимания, поскольку крах проекта мультикультурализма в ЕС не просто совпал с миграционным кризисом в Евросоюзе, но сам оказался в цепочке причинно-следственных связей, породивших данный кризис.

 

Напомню — термин «мультикультурализм» ввели в оборот в начале 21-го века в странах ЕС, рассматривая его альтернативой американского «плавильного котла», в котором разные этносы якобы переплавлялись в единую нацию. Брюссель делал упор на параллельное существование в Европе отдельных «малых» культур. Такой подход там называли еще «концепцией салатницы», где каждый этнос, каждый национально-культурный элемент, оказавшийся в общей европейской «тарелке» становиться ингредиентом единого блюда, хотя и не перевоплощается в нечто усредненное. Как тут не вспомнить расовую сегрегацию — англо-саксонская колониальная практика создания резерваций для аборигенов и ее последующая трансформация в систему апартеида в ЮАР в 20-м веке.

 

Одновременно в ЕС под лозунгами политической корректности официально предавались забвению собственные культурно-исторические традиции. Так, еще в 2004 г. Ватикан предложил составителям Конституции Евросоюза внести в ее преамбулу параграф о христианских корнях Европы. «За» высказались Польша, Италия, Словакия, Чехия, Мальта, Литва и Португалия. Но страны-основатели ЕС заблокировали эту «не политкорректную» инициативу, совершив, по мнению того же Ватикана, непризнание «исторической очевидности».

 

В этом отношении показателен наш опыт проведения 16 апреля в рамках ФМ своеобразной пасхальной переклички на пространстве от Рейкьявика до Белогорского мужского монастыря в предгорьях Уральских гор (Пермский край). Поскольку в тот день Пасху праздновали одновременно православные и католики, был установлен видеомост между разными центрами духовной жизни, включая Иерусалим и Москву, Ватикан и Никосию, Киев и Талин (всего в пасхальной перекличке участвовало свыше десятка мест Старого Света, Северной Африки и Ближнего Востока). С пасхальными поздравлениями с помощью современных информационных технологий обращались к друг к другу представители различных патриархатов, священники и миряне. Кстати, подобная демонстрация духовного единения по случаю общего Праздника праздников и Торжества торжеств прошла, пожалуй, впервые за всю историю существования не только Интернета, но и две тысячи лет самого христианства.

 

Приветствуя нашу инициативу, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион в своем письме к организаторам и участникам ФМ выразил надежду, что данный проект «послужит укреплению духовных традиций в странах Европы, а также будет содействовать межкультурному сотрудничеству на континенте». А митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Иларион отметил: «Приятно сознавать, что наряду с общекультурными мероприятиями в программе … (ФМ — АК) уделено важное внимание духовному аспекту. В частности … впервые состоится видеомост с православными центрами Европы и Ближнего Востока по случаю Светлого Праздника Пасхи».

Увы, в 21-м веке власти и политический класс многих стран ЕС продолжали политику агрессивного экспорта неолиберальной доктрины построения общественно-политической системы в другие страны, в том числе, принадлежащие к иным цивилизациям. На этом фоне в официальном Брюсселе не заметили начала ухода исторической Европы (точнее, ее западной части) с авансцены мировой политики и экономики и появления новых центров притяжения в зоне Азиатско-тихоокеанского региона. Перечисленные факторы, совпав во времени и пространстве, усугубили системные проблемы Европейского союза, Запада в целом.

 

В этом смысле Россия оказалась в более выигрышном положении. Мы никогда не были колонизаторами и оккупантами для Африки, Латинской Америки, стран АТР. При этом новая Россия — стойкий противник однополярного мира и вмешательства извне во внутренние дела суверенных государств, экспорта любых идеологий. Мы же демонстрируем миру примеры долгосрочного и весьма успешного взаимного обогащения десятков национальностей, практически всех основных мировых религий, сотен различных языков и наречий. Отсюда нам близка и понятна идея культурного плюрализма.

 

Такого рода плюрализм признает право каждой культуры на жизнь. В то же время, культуры традиционные для конкретной территории вправе рассчитывать на уважительное отношение к ним со стороны представителей иных культур, оказавшихся там впоследствии по тем или иным историческим обстоятельствам. Именно об этом состоялась оживленная дискуссия в заключительный день ФМ во Владивостоке. Очно и через Интернет представители Европы и стран Азиатско-тихоокеанского региона практически единодушно подтвердили необходимость перейти в наступившем веке от признания культурного многообразия нашей планеты к культурному плюрализму.

 

Напомню, этот тезис предлагает российская сторона и при формировании повестки дня 137 Ассамблеи старейшей международной организации Земли – Межпарламентского союза (Ассамблея состоится в октябре 2017 г. в С.-Петербурге). Кстати, руководство МПС еще в 2015 году поддержало практику проведения наших Фестивальных марафонов.

 

Между прочим, в момент проведения питерской Ассамблеи МПС в Сочи будет проходить Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где, как мы надеемся, возможно и участие лауреатов конкурса «Культура за зеленую планету», прошедшего в связи с ФМ, и встреча его многолетних друзей из самых разных стран.

 

В завершение подчеркну то, под чем готовы были бы подписаться многие участники ФМ: тяга человечества к многополярному миру, защите прав суверенных государств на их собственные подходы к общественному развитию и плюрализм культур естественным образом приводит нас к диалогу цивилизаций, который идет на смену как западному культурно-ценностному монологу, так и экстремистской пропаганде новоявленных радикалов с Востока.

 

Таким образом, возникает реальный шанс на рождение в 21-м веке своеобразной симфонии культур и цивилизаций как единственной разумной альтернативы их столкновений и кровавых конфликтов на идеологической основе. Во имя этого во многом и работает сегодня многонациональная команда Фестивального марафона, которая уже объединяет вокруг себя многие тысячи людей в десятках стран Евразийского материка.