Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Комментарий к решению ЕСПЧ по делу о применении пыток сотрудниками полиции

02 мая 2017 года Европейский суд по правам человека принял значимое для дальнейшего совершенствования уголовно-правовой политики России постановление. Рассматривая дело по жалобе граждан Российской Федерации Александра Олисова, Никиты Данишкина и Юрия Зонтова Страсбургский суд усмотрел нарушение обязательства государства не допускать применения пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.


Европейский суд по правам человека обосновал принятое решение тем, что, при учете реализации в отношении заявителей уголовно-процессуальных мероприятий, в период, когда заявителям были нанесены телесные повреждения, а, равно с этим, при учете характера нанесенных заявителям телесных повреждений, является возможным презюмировать достоверность информации о том, что соответствующие повреждения были нанесены заявителям именно сотрудниками полиции. Кроме того, Страсбургский суд отметил, что компетентными правоохранительными органами не были приняты достаточные и эффективные меры для расследования причинения заявителям вреда. В частности, Европейский суд по правам человека указал, что осуществление доследственной проверки в порядке рассмотрения сообщения о преступлении недостаточно для эффективного расследования фактов причинения сотрудниками полиции вреда здоровью подозреваемых. Страсбургский суд отметил, что в случаях, аналогичных делам заявителей, является необходимым возбуждение уголовных дел и реализация «полноценного уголовного расследования», в рамках которого будет осуществлен весь комплекс необходимых следственных мероприятий.

Европейский суд по правам человека при разрешении приведенного дела обратил внимание на крайне актуальную для российской уголовно-правовой политики проблему, а именно, на значительное число злоупотреблений, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов при проведении уголовно-процессуальных мероприятий. Такой вывод основан на множестве жалоб, рассмотренных Страсбургским судом против России (к примеру, такие дела, как Razzakov v. Russia, no. 57519/09, Aleksandr Andreyev v. Russia, no. 2281/06, Leonid Petrov v. Russia, no. 52783/08), в результате чего Европейский суд по правам человека пришел к выводу о «систематическом характере» нарушений со стороны Российской Федерации обязательства не допускать применения пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.

Российская Федерация в полной мере понимает обозначенную проблему и всесторонне ориентирована на ее решение. Обеспечение прав подозреваемых и обвиняемых является приоритетным направлением деятельности законодателя в сфере совершенствования уголовно-правовой политики государства. Недопустимость применения мер физического насилия, обеспечение законности ограничения свободы подозреваемых и обвиняемых, эффективность применения уголовно-правовых механизмов защиты прав подозреваемых и обвиняемых вследствие незаконного характера действий сотрудников правоохранительных органов – все это лишь некоторые из аспектов, являющихся основой для утверждения принципа законности в сфере уголовного судопроизводства. Следует отдельно подчеркнуть, что только в результате системного реформирования уголовно-процессуальных институтов при непосредственном участии в выработке решений гражданского общества является возможным переориентация правоохранительной системы государства на эффективность уголовного процесса при одновременном увеличении уровня защищенности граждан от произвола со стороны компетентных органов. Представители адвокатского сообщества и правозащитных организаций, зачастую сталкивающиеся в своей практической деятельности с нарушениями со стороны сотрудников правоохранительных органов, как никто другой способны оказать помощь законодателю в разработке и принятии мер, направленных на решение актуальных проблем в уголовно-правовой сфере.

В контексте принятого Европейским судом по правам человека постановления не следует делать вывод, что злоупотребления со стороны правоохранителей имеют «национальный колорит». Страсбургским судом достаточно часто рассматриваются аналогичные дела по жалобам в отношении ряда европейских государств (к примеру, такие дела, как Keenan v. the United Kingdom, Bouyid v. Belgium, no. 23380/09, Valiulienė v. Lithuania, no. 33234/07). Кроме того, нельзя не вспомнить чудовищную практику создания в том числе на территории государств Европы «секретных тюрем» ЦРУ США, содержащиеся в которых подозреваемые или обвиняемые в преступлениях лица были фактически лишены каких‑либо уголовно-процессуальных гарантий в принципе. Так, широкий общественный резонанс получило рассмотренное Европейским судом по правам человека дело Husayn (Abu Zubaydah) v. Poland, no. 7511/13, в котором Страсбургский суд пришел к выводу о функционировании на территории Польши «секретной тюрьмы» ЦРУ США. В этой тюрьме, имеющей кодовое наименование «Кварц», к подозреваемым в совершении преступлений террористического характера применялись различные жестокие методы физического и психического воздействия – от лишения сна и до пытки утоплением. Являются ли такие действия допустимыми для государства «эталонной демократии»? Ответ на этот вопрос представляется очевидным…