Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Перспективы выполнения Минских соглашений

Российская Федерация руководствуется принципом верховенства права как во внутригосударственной деятельности, так и в международном общении. Принцип законности составляет основу российского правопорядка и является базовым принципом современного правового государства.


Одной из первостепенных целей международного права является обеспечение межгосударственного согласия. Основу выполнения международных обязательств составляет добровольная воля государства по их исполнению.

5 сентября 2014 года представителями Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана был подписан Протокол, который содержит основные положения о мирном урегулировании внутригосударственного конфликта на Украины. 12 февраля 2015 года пред­ставителями Трехсторонней контактной группы был подписан еще один документ, содержащий в себе комплекс мер, направленных на раз­решение внутриукраинского конфликта (Минские соглашения). Лидеры четырех государств одобрили Комплекс мер по выполнению Минских соглашений.

21 марта 2014 года Постоянным советом было принято решение о размеще­нии на территории Украины специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которая в настоящее время осуществляет наблюдение за выполнением положениям Минских соглашений.

Россия оказывает содействие в деэскалации внутриукраинского конфликта и всемерную гуманитарную помощь. При этом мы, безусловно, обязаны руководствоваться принципом международного права о невмешательстве во внутренние дела государства.

Украина приняла на себя обязательства по реализации последовательного плана действий, выполнение которого полностью зависит от действий украинских властей.

Минские соглашения предусматривают проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, пред­полагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Однако, необходимые изменения в Конституцию Украины не внесены. Постоян­ное законодательство об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей не принято. Закон Украины от 16.09.2014 № 1680-VII «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» устанавливает трехлетний период (до сентября 2017 года), в течение которого действует особенный порядок организации местного самоуправления на территории Луганской и Донецкой областей.

Применительно к определению модальности местных выборов в Луганской и Донецкой областях и будущем режиме этих областей, необходимо констатировать, что местные выборы в Донецкой и Луганской областях не проведены. Согласованная позиция относительного будущего статуса Луганской и Донецкой областей также отсутствует.

О невыполнении украинскими властями Минских соглашений свидетельствуют и другие факты.

Длитель­ный период времени компетентными органами Украины не осуществлялась выплата пенсий гражданам Украины, проживающим на террито­рии Донецкой и Луганской областей, хотя Минскими соглашениями и предусматривается определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты.

Отдельного внимания заслуживает невыполнения положения об обеспечении помилования и амнистии путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. Несмотря на то, что ст. 3 Закона Украины от 16.09.2014 № 1680-VII предусматривает «гарантию недопущения уголовного пресле­дования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой, Лу­ганской областей», включение такого положения в национальное законодательство не может свидетельствовать о вы­полнении Минских соглашений. В соответствии с Уголовным кодексом Украины лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности на основании закона Украины об амни­стии, что опосредует необходимость принятия отдельного акта об амнистии, в котором будет указано, что от уголовной ответственности освобождаются лица, совершившие конкретные виды преступлений, в тот или ной период времени (в период внутригосударственного кон­фликта) и на конкретно-определенной территории.

Относительно прекращения использования вооружения необходимо отметить, что специальной мониторинговой миссии ОБСЕ фиксируются нарушения режима прекращения огня, отвода тяжелых вооружений.

Украинские власти демонстрируют пренебрежение достигнутыми договоренностями, нарушают добровольно взятые на себя обязательства, что подрывает доверие к государству в международном общении и разрушает основу правопорядка как такового. Однако цели заключения Минских соглашений могут быть достигнуты только в том случае, если их участники будут соблюдать достигнутые договоренности.