Блоги сенаторов

Все записи блога Кавджарадзе Максим Геннадьевич Кавджарадзе
Максим Геннадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Проект оздоровления исправительной системы: от проблем – к реальной программе

К настоящему времени в российском обществе сложилось, в целом, негативное представление о Федеральной системе исполнения наказаний как об антигуманном, ретроградском, по своей природе, государственном ведомстве. И для этого есть веские основания.


Положение дел

Вот только некоторый перечень проблем, о которых неустанно пишут и говорят СМИ:

— Некачественное законодательное обеспечение: отсутствие необходимых законов или наличие устаревших законов и их статей.

— Искаженное правоприменение эффективных действующих законов, когда они исполняются не по духу, не по конечному замыслу, а формально, лишь по букве.

— Прямое неисполнение существующих законов по существу, когда самый простой и поверхностных контроль за их соблюдением вскрывает массу нарушений, преследующих конкретные интересы (корысть, сокрытие недостатков, сокращение области ответственности, и пр.).

— Застарелая, традиционная тюремная культура, охватывающая отношения как внутри заключенных и персонала колоний, так и между ними, которая в конфликтной форме выступает как заместитель новых правовых норм и отношений.

— Обветшавшая и деградирующая бытовая, тюремная, хозяйственная инфраструктура учреждений ФСИН.

— Непрерывное воспроизводство искаженных, ценностных ориентаций как со стороны заключенных, так и персонала, и руководителей ФСИН на местах. Со стороны руководства и персонала отдельных колоний упор делается не на организации процесса реабилитации осужденных, не на исправление личности и защиту ее достоинства, а на минимизации усилий, сокращение зон ответственности, неэффективности управлении и сокрытие реальных проблем, а со стороны заключенных — на сохранение криминальных традиций, групповой солидарности, сложившейся иерархии.

Сегодня широко распространено мнение, что проблемы ФСИН — это пример системного запаздывание российской власти по реформированию своих забытых и застаревших структур. Точно также мы долгое время печалились о неудачах реформ в армии. Но затем появилась воля, нашлись идеи и люди, дело пошло и даже очень успешно. Наверное, нечто похожее происходит и со ФСИН — заброшенный, непрестижный, тяжелый на успех (как когда‑то сельское хозяйство), «затененный угол» российской исполнительной власти, который, как прежде и армию, не вытянуть за счет усилий только самого ведомства.

Мировой опыт.

На самом деле о российской системе исполнения наказаний можно сказать что она не плохая, не чересчур репрессивная, она просто архаичная, из прошлого и позапрошлого веков и в этом конкретно никто не виноват, даже само общество. Просто руководству ФСИН досталось наследие колоний с трудной историей страны, где существует еще много таких забытых анклавов неприглядных сторон нашей жизни. Вместе с тем, обширный зарубежный опыт исправительных систем самых разных стран за долгие наблюдения показал, что Россия, в целом, не сильно выбивается из общей картины. Как это ни странно, у нас число заключенных оказалась в полтора раз меньше, чем в США: 428 и 666 (на 100 тыс. человек населения).

Современный мировой опыт самых развитых стран подтверждает, что:

— Лишение свободы не ведет к исправлению преступников. Значительная часть тех, кто выходит на свободу, снова совершают преступления и попадают в тюрьму;

— Основная масса вышедших из заключения людей трудно поддается интеграции в общество;

В этой связи в мире наметились две основные тенденции решения этой тяжелой, хронической проблемы:

В США и Великобритании власти смирились с тем, что многих преступников перевоспитать невозможно и пошли по пути расширения практики их изоляции от общества. В этих странах при всей гуманности исправительной системы, приняты очень длительные сроки заключения. В США распространение получила новая форма предупреждения рецидивной преступности – «мягкая изоляция», без принудительного заключения – запрет правонарушителю входить в любую форму контакта с потенциальной жертвой, заниматься определенными видами деятельности, посещать криминально опасные для него места.

В другом случае (Финляндия) власти пошли по иному пути: поскольку принудительная изоляция не ведет к снижению ущербу от преступности, то решалась задача уменьшить ее социальный ущерб, путем сокращения практики заключения правонарушителей. Вместо тюрьмы и реальных сроков их стали чаще штрафовать, подвергать условным наказаниям. Кроме того, сами сроки заключения стали меньше;

Проект оздоровления

— Прежде всего на всех уровнях и звеньях государственная власть должна преисполниться важностью такой общенациональной задачи как исправление преступности, сокращения рецидивов правонарушения, социализация бывших заключенных.

— Начинать обновление конкретно надо с законодательного блока, для этого притупить к: 1) обновлению всего пакета законодательных норм, регулирующих российскую исправительную систему, 2) внедрению работающего механизма государственного и гражданского контроля за деятельность системы ФСИН, 3) пересмотру программ обучения и обновления кадров работников ФСИН, повышения социального статуса их работников.

— В самое ближайшее время перейти на раздельное содержание заключенных по признакам не только тяжести их преступлений, но и по перспективам возможности их исправления и социальной адаптации.

— Расширить круг «вне-тюремных» наказаний: штрафов, условных наказаний, «мягкой изоляции» и пр., без принудительного заключения.

— Строительство новых учреждений ФСИН, отвечающих современным инженерным и социально-гуманитарным нормам проживания заключенных. В качестве эксперимента можно попробовать создать частные тюрьмы, такой опыт и немалый в мире уже есть.

— Очищение и обновление всего экономического механизма трудовой деятельности осужденных, приблизив условиям труда и оплаты к стандартам открытой экономики.

— Считать национальной стратегической задачей если не искоренение, то резкое сужение социальных границ антиобщественной, криминальной культуры быта, труда, межличностных отношений. Для этого предусмотреть специальные программы социальной мобильности и реабилитации именно для представителей данной субкультуры.

— Смена ценностной парадигмы исправительной системы России: от наказания — к исправлению, от воспроизводства криминальной культуры – к социальной реабилитации, повышения стоимости человеческой жизни.

 

Проект оздоровления российской системы исполнения наказаний — это общенациональная и многовекторная задача очищения российского общества, поднятия нашего национального духа и личного достоинства. Здесь нужны не только профессионализм и деньги, здесь востребованы видение, воля, чувства национальной гордости и уважения к личности. Задача оздоровления ФСИН имеет право на придания ей статуса общенационального проекта, для выполнения которого найдутся групповая и личная воли, нужные идеи и люди.