Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

О Докладе Комитета гражданских инициатив, посвященном новым требованиям избирательного законодательства

Комитетом гражданских инициатив подготовлены аналитические материалы на тему: «Подготовка избирательных комиссий субъектов Российской Федерации к голосованию избирателей, подавших специальное заявление за четыре и менее дня до дня голосования», которые содержат результаты анализа решений, принятых во исполнение новых требований законодательства. В докладе приводится обоснованная оценка рисков применения нового механизма ''голосования по заявлению'', сформулированы условия его эффективного внедрения и ставятся вопросы об обоснованности принимаемых уполномоченными органами решений.


Проведенный анализ подтверждает возможность обеспечить открытость, гласность и прозрачность предстоящих выборов с использованием нового механизма голосования по месту нахождения на основании заявления. Авторы доклада соглашаются с невозможностью многократного голосования с использованием нового механизма при условии соблюдения избирательными комиссиями требований Порядка подачи заявления, утвержденного ЦИКом России.

Факты нарушения законодательства должны своевременно выявляться и пресекаться уполномоченными надзорными органами. Недавно принятые изменения в законодательство в части повышения размера административного штрафа и введения уголовной ответственности позволили сформировать адекватную систему превенции противоправных деяний. Так, наличие судимости и связанные с ней ограничения, безусловно, являются сдерживающими факторами для таких деяний со стороны организаторов голосования с нарушениями. В целях обеспечения соблюдения территориальными комиссиями требований законодательства Центральной избирательной комиссией во взаимодействии с общественностью за последнее время предпринимаются беспрецедентные меры.

В докладе приводятся предпосылки для возможных нарушений, к числу которых фактически относится необоснованное завышение числа марок, используемых для защиты заявлений, и, как следствие, неадекватное их соотношение с количеством специальных избирательных участков, наличия участков, в которых избиркомы прогнозируют высокий приток избирателей, принявших решение об изменении участка для голосования в последний момент (там, где соотношение избирателей и заказанных марок превышает 20 процентов), а также отсутствие ясной методики распределения таких участков по территории региона. В частности, эксперты обращают внимание на диспропорцию в данных о числе выделенных специальных по районам в Удмуртской Республике в сравнении с площадью этих районов и числом избирателей в них.

Возможности для злоупотреблений, по мнению авторов доклада, возникают тогда, когда при погашении большого числа документов строгой отчетности их далеко не всегда тщательно пересчитывают, что может привести к их незаконному использованию. Должный контроль за хранением марок и погашением неиспользованных марок со стороны всех участников избирательно процесса позволит предотвратить нарушения. Особое значение в данной работе отводится наблюдателям, полномочия которых существенно расширены последними изменениями законодательства.

В докладе Комитета гражданских инициатив также обращается внимание на технологию, применяемую во внутрипартийной борьбе, когда «избирателей принуждают голосовать на определенных избирательных участках». По мнению экспертов, существует риск организации кампании по включению в списки избирателей в интересах отдельных участников избирательного процесса, в частности, включения в списки голосующих работников предприятий, постоянно проживающих на иных территориях. Целью внедрения нового механизма ''голосования по заявлению'' является недопущение подобных злоупотреблений со стороны участников избирательного процесса.

Особо внимание следует уделять информационно-разъяснительной работе по вопросам реализации нового механизма ''голосования по заявлению''. В докладе экспертов обращается внимание на недостаточную информационную работу на местах, поскольку имеются сомнения относительно информированности значительной части избирателей о новом порядке, в частности, о том, что голосование при подаче заявления менее чем за 4 дня возможно только на специальных избирательных участках. Более того, эксперты не смогли найти на сайтах комиссий Республики Бурятия и Пензенской области информации о перечне таких участков. Очевидно, что наличие такой информации в приемлемой доступности менее чем в 50 процентов регионов (в 9 из 20 регионов, в которых пройдут выборы) необоснованно подрывает доверие к новому механизму ''голосования по заявлению'' в целом.

Избирательным комиссиям, партиям, средствам массовой информации при информировании избирателей о новом порядке необходимо исходить из того, что подать заявление наиболее удобным способом можно в период за 45–5 дней до дня голосования. Возможность подачи заявления менее чем за 4 дня имеет существенные ограничения и предназначена в основном для тех, кто решение об изменении участка принял в последний момент. Для них возможность проголосовать предоставляется на ограниченном количестве специальных участков, что помимо транспортных затрат сопряжено также и с временными затратами, поскольку потребуется проверка того факта, что избиратель не проголосовал ранее. Поэтому подача заявления в период за 45–5 дней до дня голосования для граждан, голосующих не по месту регистрации, является более предпочтительным способом.

Приведенная проблематика, безусловно, не исчерпывается вопросами, которые предстоит разрешить в рамках очередных выборов. Их эффективное решение в рамках совместной работы представителей власти и экспертного сообщества позволит гарантировать реализацию конституционных прав граждан.