Блоги сенаторов

Все записи блога Кавджарадзе Максим Геннадьевич Кавджарадзе
Максим Геннадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Любые санкции можно обойти лишь стратегически

Санкции это, как правило, всегда плохо. Другое дело они очень редко дают тот результат, на который рассчитывали их инициаторы. Наоборот, они очень часто несут неожиданные для них потери.

В принципе любые санкции можно обойти лишь стратегически: показав реальную способность к саморазвитию, технологическому, структурному и инновационному прогрессу. Даже в условиях самых жестких и продолжительных санкций решать эту проблему нужно последовательно, поэтапно.

На первом этапе, реализовывать текущие, неотложные меры адресной промышленной политики: от простейших, таких как импортозамещение и поиск альтернативных поставщиков нужной продукции – до развития экспортно-ориентированных отраслей хозяйства.

В рамках второго этапа, проводить умную политику противодействия санкциям через гибкую, внешнеполитическую и дипломатическую стратегию и тактику.

На третьем этапе, выбрать, а затем успешно реализовать необходимые внутриполитические, социальные, структурные, управленческие реформы (это то, что недавно, в июне обсуждалось на Петербургском форуме).

Четвертый этап, в случае успеха, (а ошибиться нельзя ни по срокам, ни по содержанию реформ) можно будет переходить к созданию по форме национальной, по существу саморазвивающейся, не изолированной, но полностью независимой системе свободного рынка, с рублем как одной из основных резервных валют мира и важным средством в системе международных, в т. ч. банковских расчётов.

Итак, с самого начала запуска новых санкций в 2014 году Россия, ее руководство серьезно отнеслись к проблеме, мобилизовались, приняли меры. Сигналы были приняты предприятиями, которые стали искать альтернативные рынки сбыта продукции, поставщиков и новые источники финансирования, максимум усилий было направлено на поддержку незащищенных секторов промышленности и отраслей. Большие усилия были предприняты на освоение инноваций, технологическое развитие устаревших предприятий.

Например, министерство промышленности в рамках 22 отраслевых планов импортозамещения одновременно поддерживает 678 инвестиционных проектов, на продукцию которых имеется подтвержденный спрос. 130 таких проектов уже вышли на стадию производства серийной продукции, в них появились 16 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест. Планируемая выручка от реализации этих проектов достигнет в 2020 г. 500 млрд рублей.

Один из примеров такого успеха можно считать сельскохозяйственное машиностроение. На протяжении всех трех лет действий санкций растут объемы и доля произведенной российской техники, только за 2016 год производство выросло на 59,1%. Впервые за 20 лет доля российской продукции на этом рынке превысила импорт.

Схожая ситуация – во многих других отраслях. Так, в машиностроения для пищевой перерабатывающей промышленности доля зарубежного оборудования составляет пока свыше 80%. Но то, что выпускается на отечественных заводах — это высокотехнологичная продукция, не уступающую по качеству лучшим мировым образцам. Не случайно, треть произведенных у нас машин, уходит на экспорт.

Хорошую динамику демонстрирует фармацевтическая отрасль — объем производства лекарственных средств увеличился почти втрое. Реальные достижения имеются в авиационной, легкой промышленности, гражданском судостроении и даже в новой для нас мусороперерабатывающей отрасли.

Ущерб от санкций может быть разным. Помимо случаев прямого западного эмбарго на поставку высокотехнологичной продукции, санкции резко ухудшают инвестиционный климат. Иностранные партнеры моментально реагирует на внешнеполитические сигналы. О каких долгосрочных контрактах может идти речь, когда кругом санкции?

Поэтому в этом случае Россия меняет стратегию: вместо импортозамещения упор делается на экспортной ориентации, на технологическом прорыве, высокой конкурентоспособности продукции. И здесь без зарубежных инвестиций не обойтись. Но даже в этих условиях мы готовы обеспечивать зарубежным компаниям благоприятные условия для инвестиций. В частности, в рамках механизма специального инвестиционного контракта мы даем инвесторам, готовым создавать и модернизировать производство промышленной продукции в России гарантии стабильности налоговых и регулирующих условий. Такие известные иностранные инвесторы, как Mercedes-Benz, Mazda, Claas, Gildemeister в рамках такого специального инвестиционного контракта уже проявили интерес к инвестициям на общую сумму 154 млрд рублей. Заявки подали еще более 10 крупных международных компаний.

В заключении выскажу уверенность, что на сегодня, закрепившись на 1-м этапе, находясь на экономическом подъеме, Россия может смело и без промедления выходить на выполнение 2-го и 3-го этапов, с тем чтобы приступить, наконец, к созданию по форме национальной, по существу саморазвивающейся, не изолированной, но полностью независимой российской системы свободного рыночного хозяйства, которой не будут страшны любые санкции.