Блоги сенаторов

Все записи блога Косачев Константин Иосифович Косачев
Константин Иосифович
Заместитель Председателя Совета Федерации

Москва-Багдад: парламентское усиление

В развитие договоренностей в рамках Ассамблеи Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге 26 октября члены Комитета СФ по международным делам приняли в Совете Федерации делегацию Комитета по международным связям Совета представителей Ирака во главе с председателем Абдельбари Зибари.

Весьма относительная, но все же постепенно устанавливающаяся стабильность в Ираке устремляет руководство страны к началу восстановительных процессов, в которых, по общему признанию российских и иракских властей, необходимо задействовать высокопотенциальные возможности нашего двустороннего сотрудничества. Политический диалог, торгово-экономические связи, военно-техническое сотрудничество и акцентированное взаимодействие в образовательной сфере – все это сейчас важно активизировать и для восполнения упущенной выгоды, и для прирастающей работы на перспективу.

Разумеется, заглавной темой постоянного российско-иракского политического диалога остается масштабная операция по выведению страны из‑под террористического контроля, ход которой подробно обсудили с нашими ближневосточными коллегами.

В свою очередь, знакомясь с документальными свидетельствами антитеррористического сопротивления в Ираке, узнал заслуживающие отдельного внимания фактологические подробности.

Так, в результате действий иракской армии и сил международной коалиции против ИГИЛ, к началу 2017 года были освобождены 200 населенных пунктов в окрестностях Мосула. Однако, к моменту полного освобождения города от боевиков в июле 2017 года, из зоны боестолкновений бежало порядка миллиона мирных жителей.

По оценкам ООН, только в Иракском Курдистане в настоящее время находится более 1,2 миллионов беженцев и внутренне перемещенных лиц из центральных и северо-западных провинций страны при общей численности населения автономии 4,5–5 миллионов…

Вынужденное уплотнение территорий, в числе прочих обстоятельств, усугубило внутриполитическую ситуацию, спровоцировавшую недавний взрыв этно-конфессиональной разобщенности после референдума о независимости Иракского Курдистана 25 сентября 2017 года.

Сейчас, когда радикальные проявления устранены, задача руководства Ирака заключается в аннулировании итогов референдума, выведении ситуации из режима «отложенного старта».

С этой целью на «спорные территории» была введена армия народного ополчения, было закрыто воздушное пространство Курдской автономии для рейсов с передачей под федеральный контроль аэропортов и погранпунктов, а также – организовано судебное преследование организаторов референдума.

Помимо горячих вопросов политической повестки, в дискуссии с гостями затронули отдельные темы собственно российско-иракских отношений, также подкрепляемые интересной статистикой.

Вот некоторые цифры за последние три года.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом российский экспорт в Ирак уменьшился почти в 2 раза, с почти 2-х до менее чем 1 млрд долларов США. В январе-июне 2017 году российско-иракская торговля была представлена исключительно российским экспортом, который, по сравнению с тем же периодом 2016 года, уменьшился более чем в три раза.

Ключевое в гражданском сегменте топливно-энергетическое сотрудничество с иракцами также сдерживается финансовыми проблемами иракской стороны, продолжающими влиять на реализацию заключенных ею контрактов с отечественными нефтегазовыми компаниями.

В качестве перспективных направлений сотрудничества по‑прежнему видится взаимодействие в области авиационной промышленности, радиоэлектроники, специального и транспортного машиностроения, химической промышленности, а также в области сельского хозяйства в части наращивания поставок российской зерновой продукции на иракский рынок. Иракская сторона проявляет интерес к развитию партнерства в сфере поставок зерновой и животноводческой продукции российского производства.

Очень важным представляется сотрудничество с Ираком в образовательной сфере. В 2016–2017 учебном году в рамках квоты, установленной Правительством Российской Федерации, в российские вузы принято на обучение 154 гражданина Ирака. Кроме того, на платные отделения российских вузов поступило еще 816 иракцев. Планом приема иностранных граждан на обучение в российские образовательные организации на 2017–2018 учебный год для Ирака выделена квота в 145 мест, из которых 35 предназначены для абитуриентов из Курдского автономного района Ирака. По состоянию на 1 сентября 2017 г. в Минобрнауки России поступило 153 досье кандидатов-иракцев, 152 из которых зачислены на учебу. В свою очередь иракская сторона уведомила о выделении на 2017–2018 учебный год квоты в 90 бюджетных мест в иракских вузах для студентов из России.

Таким образом, несмотря на зримые потери, очевидна столь же явная заинтересованность и потребность России и Ирака друг в друге, воплотить которую в осязаемые и взаимовыгодные проекты можно, в том числе, силами парламентских связей, через выведение их на регулярный уровень.

Согласившись с необходимостью придания двусторонним межпарламентским контактам системного характера, договорились об ответном визите Комитета СФ по международным делам в Багдад в 2018 году.