Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Когда сотрудничать не желательно

Всю сознательную жизнь я только и слышал призывы Москвы к конструктивному, созидательному, взаимовыгодному сотрудничеству наших ближних и дальних соседей. Помню, как еще СССР стал инициатором созыва совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое завершилось подписанием в 1975 г. (с участием европейских стран, США и Канады) знаменитого Хельсинского соглашения и созданием ОБСЕ.


Новая Россия с первых дней раскрыла объятия миру. Москва незамедлительно признала независимость всех бывших республик СССР, заявила, что не желает более заниматься идеологическим экспортом, не хочет противостоять Западу и отказывается от блокового мышления. В те годы мне не было и сорока. Казалось, после падения Берлинской стены, российского возврата к рынку и многопартийности в странах «прогрессивного Запада» вот-вот отменят для нас визовые препоны, а Европа станет общим домом от Лиссабона до Владивостока. К слову, именно такую радужную перспективу десятилетиями рисовали советским людям заокеанские голоса типа «Радио свобода».

Шли годы. Иностранные банки опутывали нашу ускоренно демократизируемую, но ослабшую от социально-политических экспериментов державу все новыми долгами. Западные «инвесторы» и «консультанты» (типа Браудера) выгодно прихватывали бывшую общенародную советскую собственность. Доморощенных политических и финансовых нуворишей пачками вербовали в иноземные команды те, кто до этого делал карьеры и набивал карманы именно на антироссийской деятельности. Вашингтон и его подручные нагло подтягивали к границам Российской Федерации войска НАТО и вносили очевидный раскол среди стран СНГ, настойчиво отлучая их от естественного сотрудничества с Москвой.

После того, как оправившаяся от кошмара 1990-х Россия вежливо, но твердо напомнила о своих законных национальных интересах, давление на нас усилили и (еще до украинских событий 2014 г.) начали введение санкционных мер в отношении российских организаций, учреждений, граждан. Обострялась и публичная риторика. Из Вашингтона прямо заявляли о необходимости сдерживания России и исправления нашей политической системы по заморскому разумению. Слова подкреплялись все новыми санкционными пакетами. Последний, основанный на принятом в августе с. г. антироссийском законе США, означает практический запрет на взаимодействие американских юридических и физических лиц с большим числом российских организаций и учреждений. Судя по всему, этим списком дело вряд ли кончится. Консолидированное решение Конгресса США о сдерживании России приобрело стратегический, крупномасштабный, агрессивный и долгосрочный характер.

Самое время вспомнить, что хорошее русское слово сотрудничество (иностранный аналог –cooperation) буквально означает совместный труд, общую деятельность. А можно ли вести подобную деятельность с теми, кто сознательно наносит нам экономический урон с целью вызвать социальный протест внутри страны, ослабления и раскола Родины? Возможно ли сотрудничество с теми организациями и лицами, которые занимаются систематической антироссийской пропагандой, попытками вмешательства в суверенные дела РФ или явно этому потворствуют? Следует ли вести «business as usual», если цель отдельных чужестранных — наше уничтожение в качестве подлинно независимой державы? Нужно ли делать вид, что все Ok, если с той стороны готовы разваливать отечественные финансы, промышленность, науку, составлять санкционные списки?

Для меня ответ на этот вопрос очевиден. Те, кто могут, хотят и готовы к взаимовыгодному сотрудничеству в любой сфере, должны оставаться желанными визави, товарищами по совместным проектам, добрыми друзьями и соседями (как дальними, так и ближними). Те, кто еще не определился в отношениях – пусть думают, это их право, но и с ними мы вполне можем выстраивать рациональные деловые отношения, особенно там, где это выгодно и полезно России. Но вот те, кто осознанно выбрал стратегию «сдерживания Москвы», кому хочется перекроить российскую жизнь по заморскому усмотрению, кто первым начал атаковать наши предприятия, организации, граждан, не может рассчитывать на то, что мы этого как бы не заметим. Дальнейшее сотрудничество с подобными государственными органами, юридическими и физическими лицами, с моей точки зрения, не может быть желательным. Во всяком случае до тех пор, пока они будут на практике продолжать свою нежелательную деятельность.

Самое время напомнить, что в предварительном (октябрьском) Докладе сенаторской комиссии по защите государственного суверенитета как раз говорилось о необходимости проработать наш возможный законодательный ответ на нежелательную деятельность. В том же докладе отмечалась необходимость корректировки российского отношения к тем странам, с территории которых происходит вмешательство в наши суверенные дела, зеркального реагирования на дискриминационные меры, в т. ч. и в адрес наших СМИ. С этой точки зрения, по моему мнению, нежелательным вполне может рассматриваться сотрудничество с такими рупорами антироссийской государственной пропаганды как американское «Радио свобода».

Россия – правовое государство. Для признания нежелательной деятельности и нежелательного сотрудничества нам следовало бы закрепить эту терминологию в федеральном законе. Конкретный перечень тех, кто ведет нежелательную деятельность, могли бы определять (по аналогии с нежелательными организациями) Министерство юстиции и МИД совместно с прокуратурой, а перечень тех, с кем сотрудничать не желательно – Правительство РФ. Оно же может устанавливать и рамки подобных ограничений, поскольку само сотрудничество может проходить в самых разных формах и сферах от торгово-экономического до научно-технического и информационного. Меры реагирования на нарушения указанных ограничений при необходимости могут включаться в соответствующие кодексы (в т. ч. уголовный). Таким образом, излагаемый вариант системного ответа на дискриминационные меры заокеанских властей становится адресным, гибким и эффективным. Он позволяет оперативно и профессионально отвечать на многие вызовы, связанные с ведущейся против нас санкционной войной, откуда бы и когда бы они не исходили.

Особо подчеркну ответный характер предлагаемых мер и то, что они совсем не означают некую «тотальную войну» с Западом, США или Европой. Россия была и остается убежденным сторонником необходимости взаимовыгодного сотрудничества без противоправных дискриминаций и незаконного диктата со всеми заинтересованными странами, организациями и гражданами. Мы, как говорил президент В. Путин, врагов не ищем, но и отказываться от своих суверенных прав и законных интересов не будем.

В этой связи расскажу о звонке из одной как бы либеральной радиостанции. Когда автор заканчивал этот текст, сотрудница радиостанции требовательным голосом без долгих предисловий спросила меня: «Господин Климов, а зачем вообще вам нужно вводить это самое нежелательное сотрудничество»? Автор переадресовал ее в США. Именно там первыми выдумали и вывесили списки тех российских юридических и физических лиц, с кем Вашингтон не рекомендует (а на практике запрещает) иметь дела американским организациям и гражданам. Что же касается возможного отечественного законодательного ответа, то мы обсудим это с коллегами по сенаторской комиссии уже в ноябре.