Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Хитрая мозаика

Ровно полгода прошло с тех пор, когда решением Совета Федерации была образованна сенаторская комиссия, призванная парламентскими методами защищать суверенитет и предотвращать вмешательство во внутренние дела РФ. Мы были первыми в том смысле, что ни в истории России, ни в известных мне странах мира ничего подобного еще не создавалось. На это событие немедленно отреагировали в том числе и традиционные оппоненты. Одни полагали, что защита суверенитета — дело не самое актуальное, другие — что это‑де задача спецслужб, а не парламента. Но никому из наших критиков не приходило в голову, что в подлинно демократическом государстве вопросы сбережения суверенитета и профилактики вмешательства извне в сугубо внутренние дела, наоборот, должны быть в центре внимания парламентариев. Поскольку мы суть не просто законодатели, но и члены коллегиального органа представительной власти, имеющие конституционное право говорить и действовать от имени народа – единственного носителя нашего национального суверенитета.

А еще от нас ждали немедленных сенсаций и остросюжетных разоблачений, опять‑таки путая сенаторскую комиссию с дознанием, следствием, прокуратурой, судом и даже со СМИ, склонными к громким журналистским расследованиям. В то время как наша задача заключается в политической оценке анализируемой информации, приходящей в Комиссию по самым разным каналам. На основании только проверенных сведений, в строгом соответствии с Конституцией и своими полномочиями, в результате осмысления огромного объема данных мы должны информировать российское общество, органы исполнительной власти, зарубежных коллег о сделанных Комиссией выводах, наших рекомендациях и при необходимости предлагать мотивированные изменения в действующее законодательство.

Погружаясь в работу, мы с коллегами вскоре осознали, что в отличие даже от конца XX – начала XXI века методы вмешательства в суверенные дела Родины со стороны известных заморских партнеров существенно видоизменились. Отчасти это произошло из‑за появления новых информационно-компьютерных технологий, отчасти из‑за очевидных изменений в развитии мира в целом, собственного государства и общества, ну и, конечно, с учетом той масштабной работы по укреплению отечественного суверенитета, которая началась с избранием Президентом РФ В. Путина и зримо усилилась на мировой арене после его знаменитой мюнхенской речи (2007 г.).

В результате (во всяком случае в отношении нашего Отечества), зарубежные специалисты по противоправному вмешательству в суверенные дела других стали реже применять лобовые атаки, пользоваться наиболее грубыми приемами и методами политического манипулирования в чужом для них суверенном пространстве. Я бы назвал этот новый этап периодом мозаичных технологий. Их суть в том, что ставка делается на большое количество малых, формально не связанных друг с другом и относительно законных действий, каждое из которых внешне воспринимается именно как отдельное, на первый взгляд даже несущественное, невинное событие.

Словно маленькие снежинки, которые редко у кого непременно ассоциируются с грозным, губительным бураном, эти как бы разнородные, но по факту рукотворные и целенаправленные события в известное время по замыслу их профессиональных авторов должны обратиться сокрушительными политическими бурями.

Между тем подлинные заказчики мозаичных технологий ставят задачи открыто и прямо: сдерживать Россию на мировой арене, расшатывать ее общественно-политический строй; изменить выгодным для них образом состав органов российской власти, а в итоге получить вместо сильной независимой страны послушного сателлита, навсегда забывшего о собственных национальных интересах.

Важно отметить, что конструируемое ими антироссийское по сути мозаичное панно многоцветно и многомерно. Даже его локальные фрагменты не всегда позволяют судить об общей сути происходящего. Но в отличие от разнообразных конспирологов и политологических алхимиков мы опираемся лишь на факты и логику. Практика же мозаичного конструирования со стороны, например, вашингтонских стратегов прямо основывается на законах Соединенных Штатов.

Так, в 2014 г. демократ Б. Обама подписал «Акт о поддержке свободы на Украине» (представлен в Конгрессе США 12.11.14, подписан президентом США 18.12.14). Названия пяти из одиннадцати разделов этого официально опубликованного документа вполне красноречивы: «Санкции в отношении оборонной промышленности и энергетической отрасли Российской Федерации» (раздел 4); «Санкции в отношении российских и других иностранных финансовых учреждений» (раздел 5); «Расширенное вещание в странах бывшего СССР» (раздел 8); «Поддержка демократии и организаций гражданского общества в России» (раздел 9); «Доклад о несоблюдении Российской Федерацией своих обязательств по Договору РСМД» (раздел 10).

Еще раз напомню, сам американский федеральный закон как бы про Украину, по сути же — о нашем сдерживании и расшатывании. Теперь чуть подробнее о непрошенной «поддержке демократии» в РФ. Американский закон обязывает Государственного секретаря США: «прямо либо через негосударственные и международные организации… улучшить демократическое управление… в Российской Федерации» (п.1 р. 9); «усилить демократические институты и политические организации, а также организации гражданского общества в Российской Федерации» (п.2, р.9).

Далее закон США устанавливает дополнительные силы и средства для реализации изложенного. Причем это далеко не единственный открытый нормативный акт Соединенных Штатов, который прямо противоречит международному праву и Уставу ООН, однозначно запрещающему кому‑либо и по любой причине вмешиваться любым способом в суверенные дела других. С 1 января 2018 г. (как раз к российским президентским выборам) на основании нового, августовского (2017 г.) закона США для сдерживания России будут применяться еще более масштабные санкции, пойдут в дело дополнительные сотни миллионов долларов.

Впрочем, вернемся к их хитрой мозаике. После выделения средств многочисленные колеса и колесики огромной американской государственной машины приходят в деятельное движение. Аналитики Государственного департамента совместно с ЦРУ, Пентагоном и т. п. спецами по демократии вне США составляют дорожные карты, программы и подпрограммы, по которым начинают действовать тысячи людей от дипломатов и агентов под прикрытием до прикормленных журналистов, как бы независимых политиков, экспертов, деятелей культуры и спорта, волонтеров неправительственных организаций многих стран и национальностей. При этом часть из них даже не подозревает, что в конечном счете выполняют директиву Дяди Сэма согласно пункту 2 раздела 9 закона США от декабря 2014 г. либо подобного ему документа.

Но если наша сенаторская Комиссия заведомо знает, что такого рода акции уже утверждены американскими законами, то в чем проблема своевременного реагирования? Дело в том, что во‑первых, сами механизмы реализации поставленных Вашингтоном стратегических задач и их вольные и невольные исполнители открыто не разглашаются, во‑вторых, в отличие от оппонентов мы действуем, строго соблюдая Конституцию РФ и Устав ООН, защищая подлинные демократические завоевания России. Наконец, применяемые в отношении нашего государства силы и средства огромны, а наши собственные возможности по сравнению с этими объемами, мягко говоря, весьма скромны. Но, как говорили наши деды и отцы в гораздо более суровую годину: «Наше дело правое, победа будет за нами!»