Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

О мерах по противодействию коррупции

В 2003 году Президентом Российской Федерации В. Путиным был создан Совет по борьбе с коррупцией, который проводит анализ и проверку деклараций госслужащих, исследует причины возникновения конфликтов интересов в сфере госслужбы. Деятельность Совета выявила необходимость принятия специализированного закона в сфере противодействия коррупции, так как возможностей отдельных статей Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающих ответственность за дачу и получение взятки, явно не хватало для полноценной борьбы с коррупцией.

Базовый Федеральный закон «О противодействии коррупции» был принят в 2008 году. На основании этого закона Президентом России утверждаются Национальные планы по противодействию коррупции на определенный период.

Спустя десять лет после начала полноценной кампании по борьбе с коррупцией можно уверенно говорить об определенных успехах в этой области.

Так, государственные служащие и лица, занимающие государственные должности, обязаны отчитываться об имеющемся у них и членов их семей имуществе, а также о заключенных ими крупных сделках. Следует отметить, что срок представления указанной категорией лиц деклараций о доходах, расходах и имуществе за 2017 год истекает 1 апреля 2018 года. Комиссии по предотвращению конфликта интересов осуществляют деятельность по обеспечению соблюдения государственными служащими и лицами, занимающими государственные должности, ограничений и запретов, установленных антикоррупционным законодательством Российской Федерации.

Одной из важнейших мер противодействия коррупции на федеральном уровне является антикоррупционная экспертиза законов и подзаконных актов. Это позволяет снижать коррупционные риски, своевременно исключать противоправные, двусмысленные нормы, открывающие пути для злоупотреблений. Во всех сферах оказания государственных услуг внедряются соответствующие административные регламенты. Ограничиваются возможности для всякого рода проверок и другого необоснованного вмешательства в деятельность коммерческих организаций.

В Послании Федеральному Собранию, оглашенному 1 марта 2018 года, Президент Российской Федерации В. Путин указал на необходимость перехода на цифровую форму предоставления государственных услуг, с применением дистанционных сервисов, отметив, что «цифровизация всей системы государственного управления, повышение ее прозрачности – это мощный фактор противодействия коррупции».

Президент Российской Федерации В. Путин также неоднократно отмечал, что неотъемлемой составной частью механизма противодействия коррупции является регулирование сферы государственных и муниципальных закупок. Можно констатировать, что эта область законодательства является одной из самых динамично развивающихся.

Коррупция является опасным явлением, представляющим угрозу как внутреннему развитию государства так и международной безопасности. В марте текущего года делегация Совета Федерации приняла участие в XIV Международном совещании по уголовным наукам – 2018, проведенном в Гаване (Республика Куба), одной из тем обсуждения на котором была роль законодательной власти в сфере противодействия коррупции. В рамках обсуждения данного вопроса российской делегацией было отмечена необходимость дальнейшей унификации антикоррупционных ограничений для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также должности государственной и муниципальной службы. Кроме того, была обозначена проблема, связанная с отсутствием инициативного информирования прокуроров со стороны подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных и муниципальных органов, наличие которой не позволяет максимально полно использовать механизм контроля над расходами.

Общие масштабы противодействия коррупции можно оценить, анализируя ежегодные доклады Генерального прокурора о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. В качестве примера можно привести цифры, представленные органами прокуратуры по результатам проведенных мероприятий в сфере противодействия коррупции за 2016 год: прокурорами выявлено 325 647 нарушений законов (в 2015 году – 386 073). Наибольшее количество нарушений (80 515) связано с несоблюдением запретов и ограничений, неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, основная масса которых (74 351) заключалась в представлении государственными и муниципальными служащими, иными лицами неполных либо недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Среди выявленных нарушений 2 388 касались неурегулирования конфликта интересов, а 985 – незаконного участия в предпринимательской деятельности и управлении хозяйствующими субъектами.

Как следует из докладов, органами прокуратуры ведется планомерная и эффективная работа по борьбе с коррупцией в силовых и властных структурах, причем эта работа уже дает свои позитивные результаты.

Важно обратить внимание на практическое применение антикоррупционного законодательства, когда правоохранительные органы расследуют преступления коррупционной направленности, совершенные должностными лицами вплоть до самых высоких чинов. В качестве примера такой серьезной и основательной работы можно привести недавние аресты высокопоставленных чиновников в Республике Дагестан.